Статья раскрывает способы улучшения сцепления колес с дорогой на скользких участках дорог в зимний период эксплуатации, преимущества и недостатки различных способ улучшения сцепления колес. Также описывается проблема, связанная с обеспечение безопасно движения механического транспортного средства на скользких участках дорог в зимний период эксплуатации.
Ключевые слова: скользкие участки дорог, повышение сцепления.
В современном мире наибольшую опасность для людей представляет механическое транспортное средство. В связи с этим появляется необходимость повышения безопасности управления механическим транспортным средством особенно в зимний период эксплуатации. Большинство аварий в зимние время происходит из-за потери сцепления колес с дорогой в следствии полную потерю управления транспортным средством. Одним из способов уменьшения аварий в зимний период эксплуатации является повышения сцепления колес с дорогой.
На сегодняшний день существует множество способов повышении сцепления колес с дорогой. Такими являются:
Применение различных аэрозольных баллончиков, которые воздействуют на шину, и тем самым повышают сцепные свойства колеса с дорогой на скользких участках (рис. 1).
Рис. 1. Пример аэрозольных баллончиков
Так же для улучшения сцепления применяют шипы (рис.2). Речь идет о шипах — съемных и ремонтных. Ремонтные шипы предназначены для замены штатных шипов которые самовольно покинули места в шинах. Да, действительно применение шипов так же повышает сцепные свойства, но их применение не рекомендуются так как очень быстро портится шина [1].
Рис. 2. Применение шипов
Еще одним из способов повышения сцепления является применение цепи (рис.3). Различают, так называемые «снежные» и «грязевые» цепочки. Устанавливать данные цепи лучше же, конечно, заранее, так же они очень просты в эксплуатации, любой водитель сможет установить их самостоятельно [3].
Рис. 3. Применение цепей
И это мы рассмотрели только несколько вариантов, но, к сожалению, все эти способы не решают самую главную проблему: движение автомобиля в непредвиденной для водителя ситуации. Ведь водитель, управляя автомобилем, не может предугадать, где будет находиться тот самый скользкий участок, и это основной недостаток рассмотренных выше способов улучшения сцепления колес с дорогой. Водителю необходимо устанавливать цепь или прыскать аэрозольным баллончиком заблаговременно.
В настоящее время не существует аналогов, применяемых на механических транспортных средствах, которые бы изменяли сцепные свойства колес на скользких участках дороги во время их движения.
Существует устройство для подачи песка к колесам железнодорожного транспортного средства, которое раскрыто в авторском свидетельстве (SU 366106 А, Л. И. Матвеев, 07.03.73, В 61 С 15/10). Данное устройство включает в себя следующие: бак для хранения песка, который при открытии рассыпает песок на рельсы, тем самым повышая сцепные свойства колеса. Недостатком данного устройства является то, что оно не направлено на применение коленных механических транспортных средств [2].
Решить данную проблему следующим способом: использовав на механических транспортных средствах устройство, которое будет автоматически выстреливать песок под колесо при попадании его на скользкий участок дороги. Данное устройство включает в себя следующее: полая труба (рис. 4), на которой на одном конце будет установлен клапан с пружинкой, для того чтобы песок не высыпался, а также взрывчатое вещество, которое будет подрываться за счет поступления тока на взрыватель от датчиков проскальзывания колеса.
Рис. 4. Применение полой трубы
Данное устройство работает следующим образом: при попадании колеса на скользкий участок дороги колесо начинает резко изменять свою угловую скорость и фиксируется датчиками, которые установлены на колесах и подает ток на взрыватель патрона. После взрыва песок врезается в лед, что обеспечивает повышение сцепных свойств колеса с дорогой. Особенность данного устройства заключается в том, что данное устройство работает автоматически и очень просто в эксплуатации, а также то, что это устройство будет срабатывать только на том колесе, которое попало на скользкий участок дороги, тем самым обеспечивая равномерное сцепление всех колес с дорогой и экономичность расхода песка.
Литература:
- Журнал «За рулём» — 9 способов улучшить сцеплении шины с дорогой 25 ноября 2019 г.
- https://yandex.ru/patents/doc/SU1801827A1_19930315
- https://www.zr.ru/content/articles/919822–9-sposobov-uluchshit-stseplenie/