Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 07.07.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Гатальская, Ю. А. Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом / Ю. А. Гатальская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72369/ (дата обращения: 08.08.2020).



В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Ключевые слова: тревога, логотерапия, психотерапия.

Все люди тревожатся. Кто-то делает это чаще, а кто-то — реже, у кого-то тревога сильнее, у кого-то — слабее.

Действительно, в современном мире многим людям свойственна высокая тревожность — выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. (Ч. Спилбергер). В. С. Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность — это комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует оптимальный или желательный уровень тревожности — так называемая полезная тревожность.

Высокий уровень тревожности проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно неопасные, как угрожающие, с последующим переживанием тревоги. Тревожные люди могут бояться трудностей, чувствовать себя неуверенно, отличаться эмоциональной неуравновешенностью, робостью.

Независимо от того, каким был человек до этого самого момента, он непременно может справиться со своим симптомом или занять позицию по отношению к нему, если для этого есть осмысленное «для чего». Для эффективных изменений крайне важны про-мотивы: то есть не быть тревожным, чтобы перестать быть неуравновешенным и неуверенным в себе, а стать уверенным в себе, чтобы сделать что-то ценное, осмысленное и очень важное для этого мира! Таким образом, что как не логотерапия станет оптимальным подходом в работе с тревожными клиентами? Логотерапия — это свобода, свобода от прошлого, травм, тревоги, — ведь в человеке есть все необходимое для того, чтобы преодолеть их или занять позицию по отношению к ним!

Цель логотерапии — помочь человеку жить наполненной и осмысленной жизнью, а также научиться нести ответственность за нее. Логотерапия отличается позитивным взглядом на жизнь, следствием чего является осознание того, что жизнь имеет смысл при любых обстоятельствах, и что у человека есть способность находить смысл в своей жизни. Если человек видит смысл в своем существовании, он может подняться над болезнями и ударами судьбы. Каждая уникальная личность проходит через жизнь как серию уникальных ситуаций, и каждый момент предлагает смысл для реализации, или шанс действовать осмысленно. Это может быть достигнуто через то, что человек делает, что испытывает или через отношение, которое человек занимает в ситуациях неизбежного страдания. Логотерапия отличается именно тем, что она позволяет быть «Да-говорящим» перед лицом трагедии, находить смысл в сложных и на первый взгляд бессмысленных ситуациях.

Логотерапия апеллирует к ноэтическому измерению в человеке для устранения духовной фрустрации, для работы с психическими нарушениями и физическими недугами. Таким образом, работая не с симптомом, а со здоровой частью личности, логотерапия помогает справиться с недугами психического и телесного измерения. Положительный результат терапии достигается не за счет работы с ограничениями, а со здоровой частью личности, с тем, что помогает; показывает то, какой личность должна стать.

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть конкретный терапевтический кейс работы с «тревожной клиенткой» посредством логотерапии.

Анамнез клиента

Анна, 31 год, замужем, детей нет. Анна родилась в Мордовии, отец — военный, мама всю жизнь занималась хозяйством и детьми. С рождением младшего брата Анна отмечает, что все внимание мамы было направлено на него, и Анне приходилось «заслуживать» любовь. У маленькой Ани в этот период, по ее словам, началась «борьба за место под солнцем».

После окончания школы Аня поступает в университет в Москве и уезжает учиться, а затем остается там работать в крупной международной компании. На работе Анна быстро завоевывает расположение и внимание руководства и коллег, получает самые сложные и интересные проекты в работу. Основную часть своей жизни она уделяет именно работе, хобби и увлечения для удовольствия — считает бесполезной тратой времени и денег.

4 года назад Анна начала общаться с одноклассником, который впоследствии делает ей предложение. Анна отмечает, что выйти замуж за военного как ее мама — для нее очень красивая картинка, что она как «жена декабриста» отправится в глушь за ним. Мать Анны поначалу ревностно относится к мужу дочери, к свекрови, ощущает себя на вторых ролях, очень расстраивается по этому поводу, и ссоры с Анной становятся частым явлением. Анна очень зависима от родителей, в частности от мамы. Старается все отпуска проводить вместе, каждый день звонить, уделять время и постоянно быть на связи. В противном случае мама начинает нервничать, и у Анны возникает чувство вины и тревога.

Анна, выйдя замуж и приехав во Владикавказ, решила, по ее словам, не позволять себе быть успешной, потому что по ее картине идеальной семьи женщина не может быть успешнее мужа.

С мужем около 2 лет Анна пытается завести ребенка, но пока не удается по причине проблем со здоровьем обоих. Друзей во Владикавказе у Анны нет, все свободное время она проводит на работе, с мужем в свободное время занимается саморазвитием: читает книги, учит английский, ходит на спорт. Для Анны особую ценность имеет ее семья, любовь в семье и то, как семья должна выглядеть, особенно в глазах других. Девушка всеми силами стремится соответствовать своим понятиям «идеальности» и подтягивает планку мужа: стремится направлять свои усилия на то, чтобы после работы он не играл в телефоне, реже общался с друзьями, а занимался исключительно полезными вещами.

Тревога в жизни клиента

Клиентка определяет тревогу следующим образом: «все начинается с мурашек на спине, я чувствую легкую панику, слегка учащается сердечный ритм, и в таком состоянии с трудом могу справляться с какими-либо задачами».

Состояние возникает весьма часто, когда клиентка сталкивается со сложными для нее ситуациями: в общении с мамой, в рабочих вопросах, когда у нее со здоровьем возникают какие-либо проблемы, когда кто-то общается с ней не так, как она ожидает, и больше всего, когда она переживает за то, что у нее с мужем не получается стать родителями.

До терапии клиентка справлялась с тревожными состояниями следующим образом: если была возможность, она брала паузу. Старалась просто расслабиться, например, попить чай в тишине. Но чаще всего клиентка не делала ничего, продолжала решать повседневные задачи, решение которых давалось с трудом, но через какое-то время тревога проходила.

Таким образом, несмотря ни на что, когда клиентка продолжала решать задачи, тревога проходила. Это важно отметить как один из аспектов самотрансценденции, т. е. способности выходить за пределы самого себя. Вот почему необходима актуализация того, что попадает в поле внимания клиентки: какие именно задачи, какова их важность для других?

Запрос клиента

Обрести способность к более уравновешенным, спокойным и адаптивным реакциям на изменения.

Негативные установки

В качестве негативных установок за период сбора анамнеза выявлены:

− Запрет на личный успех, так как жена не может быть успешнее мужа

− У счастливой семьи есть четкие критерии, которым необходимо соответствовать

− Я живу в неинтересном месте, мне нечего рассказать, я буду неинтересна людям и поэтому не буду с ними общаться

− В работе я должна напоминать о себе, чтобы меня помнили и любили

− Я не должна показывать негативные эмоции или задевать других, иначе я не буду нравиться

Гипотеза (причина страдания клиентки)

− отсутствует цельное «я» клиентки, которая также склонна к эгоцентризму

− гиперрефлексия: клиентка чрезмерно много времени уделяет внешним атрибутам успешной жизни и своего соответствия им, ставит перед собой слишком много сложных задач и тревожится от того, что не соответствует идеальной картине или, что не может выполнить все поставленные перед собой задачи качественно и в срок, а также не до конца реализует свой потенциал.

− гиперинтенция: чрезмерное желание иметь ребенка

− низкая самотрансценденция — отсутствие осмысленных задач, направленных вовне, и значимых целей в жизни

Стратегия работы

Предложенная терапевтом стратегия работы включает в себя 3 этапа:

1)Взросление личности, уход от инфантильной позиции к личности, уважающей свободу и границы другого

А) Работа с сохранным невротическим уровнем. Основная задача — выход в ноэтическое измерение.

В работе планируется перевести внимание клиентки с пространства судьбы на свободное пространство: помочь разобраться в том, как она актуализирует и выбирает возможности, как дифференцирует свои выборы.

Далее планируется работа с расширением свободного пространства в областях работы, семьи, отдыха, досуга, делаем акценты на том, что уже есть у клиентки — семья, работа, но есть еще множество того, что не реализовано, и это и может быть основой тревоги.

Через эти узнавания, называния своих выборов и своих ценностей клиентка сможет прийти к целостности, которая станет для нее очевидной.

Б) Выделение основных невротических черт

Эгоцентризм: говорит мужу, что ему делать, как проводить свободное время

Негативизм: тревожность клиентки, требование 100 % гарантии успеха, перфекционизм

Гиперрефлексия по поводу собственного «Я».

В) Понимание отношений с мужем.

Клиентка уже в новой семье, она взрослая женщина и уже сделала этот выбор. Вероятно, в этой семье говорят «да» ребенку. Необходимо выяснить, какова позиция мужа?

2)Модификация установок

Интеграция «Я» будет давать автоматическую корректировку установок. Клиентка сама будет их корректировать. Уверенное «да» чему-то — это уверенное «нет» чему-то еще. Таким образом, хаос, в котором прибывает клиентка будет уходить.

3) Выход на самодистанцирование и самотрансценденцию (Что принципиально нового клиентка может дать этому миру?)

Важным этапом для данной клиентки станет выход в мир через осмысленные действия.

Размышления и действия, которые клиентка направит на мужа и других, позволят уйти от эгоцентризма, негативизма, снизить гиперрефлексию и гиперинтенцию, и, соответственно, снизить уровень тревожности.

Говоря о ребенке, то стоит разобраться, кто этот человек? Для чего она хочет стать матерью? Какие есть для того возможности сейчас? Если их нет в части рождения, то какие еще есть опции к тому, чтобы быть матерью?

Методы и техники

В работе с клиентом использовались следующие методы: модификация установок, дерефлексия.

В качестве техник, используемых с данных клиентом, основной можно считать — сократический диалог. В ходе работы активно использовались наивные вопросы, конъюктив (если бы), «кто гарантирует, что», из нарративной логотерапии — притчи, имажинативной — горные вершины.

Результаты

1) По итогам терапии клиентка оценивает свою тревогу на 4,5 балла вместо изначальных 10

2) В течение первого месяца терапии клиентка поправилась на 3 кг, указывает, что чувствует себя более счастливой и спокойной.

3) В ходе терапии клиентка осознала себя и свои выборы. Расширила свое понятие «мой мир», в который теперь входит не только работа, но и вещи, которые имеют смысл для мира и позволяют ей реализоваться как уникальной личности. Также за период терапии клиентке удалось выбрать новое дело — занятие нутрициологией, которое, на ее взгляд, принесет большую пользу и поможет многим людям. Также Анна занялась благотворительным проектом, цель которого — помощь социально незащищенным семьям.

4) «Возвращение к себе» клиентка позволяет себе заниматься тем, что ей действительно нравится без переживаний о том, чтобы быть лучше других или производить на них впечатление. В ее жизнь вернулся спорт, ранние подъёмы, правильное питание, желание учиться и другие осмысленные задачи!

5) Клиентка обзавелась своим экстренным «чемоданчиком» с инструментами, которые помогают справиться с тревогой в случае, если она придет. Наличие такого списка снижает вероятность прихода тревожного состояния, ведь если человек готов, то уже нечего бояться и порочный круг ожидания тревожного состояния рушится.

6) Вместе с пониманием того, что есть вещи, неподвластные контролю (зона судьбы), ушло желание изменить то, что изменить нельзя, а вместе с ним снизилась и тревога.

7) Клиентка поняла, что до терапии не осознавала ценность ребенка как отдельной личности и то, какими могут быть истинные мотивы материнства: принести в мир отдельную личность, помочь ей научиться лучшему из того, что знает, дарить любовь и внимание.

8) Анна сблизилась с семейной парой, с которой проводит время в выходные, помогает им с маленьким ребенком, забирая его себе и периодически оставляет ночевать. Основным мотивом такой заботы о ребенка Анна указывает желание помочь семейной паре поправить свои отношения, а также ее личное желание и желание мужа проводить с ребёнком время.

9) Снизилась гиперинтенция в вопросе о том, чтобы родить ребенка самостоятельно. Анна и ее муж также рассматривают вариант усыновления. Наличие нескольких альтернативных возможностей появления ребенка в семье Анны, в том числе усыновление, мальчик Саша, с которым они проводят много времени, а еще поддержка мужа, — все это помогло Анне справиться с тревогой по вопросу материнства, а также изменило фокус ее внимания с себя на других, в том числе на то, какой будет жизнь будущего ребенка в ее семье.

10)Модифицированы негативные установки

11) Клиентке удалось сместить фокус с себя на других, и это стало внутренней потребностью, а не желанием эго. В отношениях с другими она все чаще стала вести себя искреннее, не пытаясь искусственно понравиться или произвести впечатление.

12) Принятие мужа как отдельного человека, обладающего свободой воли. Анне удалось взглянуть на него другими глазами, наполненными любовью. Споров и недопонимания теперь практически нет. Клиентка оставляет за мужем право выбора того, что для него будет наилучшим.

13)Запустился процесс самодистанцирования в отношениях с матерью. Клиентка относится с пониманием к особенностям темперамента и характера матери, учится мягко выстраивать границы и больше не воспринимает болезненно желание матери быть задействованной в каждой из областей жизни дочери. Также клиентке удалось найти общее для их более теплого и близкого общения — курс медитаций, который они проходили вместе, что помогло снизить и тревогу матери.

4)Клиентка начала больше обращать внимание на то, что делает что-то для других, потому что хочет и любит этого человека, а не должна (Переход с звоню маме каждый день, потому что должна, на звоню потому, что люблю. Пусть это случается немного реже, но звонки более душевные)

Заключение

Логотерапия как направление психотерапии имеет в своем основании трехмерную модель человека и располагает широким набором методов и техник, направленных на актуализацию смыслов в жизни каждого человека. Процесс открытия смыслов помогает человеку жить наполненной жизнью, учитывая обстоятельства и его собственные ограничения, но не концентрируясь на них, а направляя его взор на зону свободного пространства и те возможности, которые могут быть им актуализированы.

Логотерапия также предполагает то, что человек способен ответить на любые удары судьбы и нести за это ответственность. Человек не жертва своих инстинктов и влечений, не заложник страхов, навязчивых состояний и других симптомов, он свободен в поиске пути осмысленной интеграции всего человеческого в его жизни.

В данной работе логотерапевт делает акцент не на предъявляемом клиенткой симптоме — тревоге, с которой она сталкивается достаточно часто, суть проделанной логотерапевтической работы не в том, чтобы снижать уровень этой тревоги, а в том, чтобы сместить фокус клиентки с себя на других, помочь активировать две основные человеческие способности: способность к самодистанцированию и способность к самотрансценденции. Как следствие, человека, который чаще думает о других, перестает посещать тревога, его жизнь становится более осмысленной и наполненной.

У данной клиентки тревогу вызывают гиперрефлексия по поводу себя и соответствии себя идеалам, ожидание 100 %-й гарантии успеха, а также желание менять и контролировать то, что входит в зону пространства судьбы. В ходе терапии клиентка поняла, что суть кроется не в преодолении тревоги, тревога утрачивает приоритетные позиции, уступая место осмысленным задачам. По результатам логотерапевтической работы клиентка стала реже задавать вопросы жизни и чаще самостоятельно на них отвечать, выбирая ту или иную возможность в каждый конкретный момент. Клиентка все чаще стала задумываться над осмыслением своего присутствия в жизни, над тем, как она как уникальная личность может формировать позитивную картину жизни и реализовывать свой уникальный потенциал. Также снизился эгоцентризм и гиперрефлексия, о чем свидетельствуют качественные изменения в мировоззрении клиентки, ее действий и взаимодействии с окружающими людьми.

Литература:

  1. Баттиани А., Штукарева С. Логотерапия: теоретические основы и практические примеры. — М.: Издательство «Новый Акрополь», 2016. — 272 с.
  2. Лукас Э. Учебник логтерапии. Представление о человеке и методы / Пер. с немецкого М. Матвеевой. — М.: Издательство «Новый Акрополь», 2017. — С. 256с.
  3. Лукас Э., Шенфильд Х. Смыслоцентрированная психотерапия. Логотерапия Виктора Э. Франкла в теории и на практике / Пер. с немецкого А. Хуснутдиновой. — М.: Издательство «Новый Акрополь», 2018. — 160 с.
  4. Фабри Джозеф. Путеводитель в поисках смысла. Открытие того, что имеет значение. — М.: Когито-Центр, 2019. — 262 с.
  5. Франкл В. Воля к смыслу; Пер. с англ. — М.: Альпина Нонфикшн, 2018. — 228 с.
  6. Франкл В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциональный анализ. — Пер. с нем. — Запорожье: Биг-Пресс, 2012. — 224 с.
  7. Штукарева С. В. Содержательная характеристика логотерапии как средство актуализации личностных смыслов. Журнал Акмеология. — 2014. — 209–213 с.
Основные термины (генерируются автоматически): клиентка, тревога, анна, работа, жизнь, задача, муж, уникальная личность, свободное время, свободное пространство.


Ключевые слова

психотерапия, тревога, логотерапия

Похожие статьи

Эффективная организация свободного времени человеком...

В условиях современного общества жизнь человека протекает в очень быстром ритме. Сейчас каждая минута у человека на счету. Когда у нас появляется свободное время, оно ценится на вес золота.

Свободное время в жизни студента | Статья в журнале...

«Глупо строить планы. На всю жизнь, не будучи даже. Господином завтрашнего дня». Сенека. Двадцать первый век, время компьютерных технологий и нано разработок, характеризуется глобальными переменами. Вместе с тем меняется облик студента.

Проблемы свободы и ответственности личности

Похожие статьи. Свободное время в жизни студента | Статья в журнале... На первом месте, среди интересов молодых людей в свободное время, спорт, который выбирают 30% опрошенных. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности...

Экзистенциальные техники как средство помощи в решении...

В предыдущей статье мы обсуждали особенности протекания внутриличностных конфликтов у подростков [6]. В данной статье мы приведем примеры консультативной работы, в рамках формирующего эксперимента диссертации [7]. В нашем исследовании мы видим...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Жизнедеятельность человека протекает в различных сферах его общественного и индивидуального бытия: политической, экономической, духовной, нравственной, эстетической, интимной и т. д. Фундаментальное качество человеческой личности как свободы.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты...

В настоящее время происходят перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной

Именно в сфере досуга молодежь более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Свобода и интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

В данной статье рассматривается вопрос реализации ценности свободы в пространстве интернета. Свобода — одна из важнейших ценностей человека. Различают свободу как осознанную необходимость, свободу выбора и самореализации, гражданские свободы...

Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении...

В целях актуализации потребности у дезадаптированной личности решения возникшей у нее проблемы совместно со специалистами психологами Центра были внедрены специальные мероприятия, в том числе регулярная открытая тренинг-группа личностного роста.

Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе...

«В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение.

Похожие статьи

Эффективная организация свободного времени человеком...

В условиях современного общества жизнь человека протекает в очень быстром ритме. Сейчас каждая минута у человека на счету. Когда у нас появляется свободное время, оно ценится на вес золота.

Свободное время в жизни студента | Статья в журнале...

«Глупо строить планы. На всю жизнь, не будучи даже. Господином завтрашнего дня». Сенека. Двадцать первый век, время компьютерных технологий и нано разработок, характеризуется глобальными переменами. Вместе с тем меняется облик студента.

Проблемы свободы и ответственности личности

Похожие статьи. Свободное время в жизни студента | Статья в журнале... На первом месте, среди интересов молодых людей в свободное время, спорт, который выбирают 30% опрошенных. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности...

Экзистенциальные техники как средство помощи в решении...

В предыдущей статье мы обсуждали особенности протекания внутриличностных конфликтов у подростков [6]. В данной статье мы приведем примеры консультативной работы, в рамках формирующего эксперимента диссертации [7]. В нашем исследовании мы видим...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Жизнедеятельность человека протекает в различных сферах его общественного и индивидуального бытия: политической, экономической, духовной, нравственной, эстетической, интимной и т. д. Фундаментальное качество человеческой личности как свободы.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты...

В настоящее время происходят перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной

Именно в сфере досуга молодежь более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Свобода и интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

В данной статье рассматривается вопрос реализации ценности свободы в пространстве интернета. Свобода — одна из важнейших ценностей человека. Различают свободу как осознанную необходимость, свободу выбора и самореализации, гражданские свободы...

Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении...

В целях актуализации потребности у дезадаптированной личности решения возникшей у нее проблемы совместно со специалистами психологами Центра были внедрены специальные мероприятия, в том числе регулярная открытая тренинг-группа личностного роста.

Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе...

«В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение.

Задать вопрос