Ключевые слова : жилищная политика, социальная сегрегация, жилой фонд, стандарт обитания.
Город представляет собой сложную систему, которая является совокупностью экономической, культурной, политической, образовательной деятельности и развивается в соответствии с определенными законами. Проблемы формирования городских территорий становятся все более актуальными в современной реальности, когда все городские процессы происходят в период перехода от плановой к рыночной экономике. Политические, экономические и социальные изменения оказывают непосредственное влияние на городское планирование, которое начинает развиваться стихийно, что ведет к неэффективности использования городских районов и социальному расслоению в них.
Интерес к проблеме структурной организации городов возрос в двадцатом веке, когда научно-технический прогресс и индустриализация привели к массовой урбанизации и стремлению людей к промышленным и экономическим центрам. Город не может постоянно расти, у него есть свои пределы роста, которые определяются экономическими, экологическими факторами, а также принципами комфортного распределения жителей. По этим причинам проблема рационального использования жилых районов становится все более актуальной. Эффективность в данном контексте является не только структурным показателем, таким как интенсивность, застроенная площадь, но и сравнительным соотношением стоимости одних городских районов к другим. Например, некоторые районы, расположенные на одинаковом расстоянии от центра и имеющие сходные структурные показатели, часто различаются по своей стоимости и «престижности». В современных городах наблюдается явление накопления населения в одних городских районах и избегание других.
Во времена социализма в Болгарии преобладает государственное жилищное строительство, которое осуществляется путем строительства массовых жилых комплексов на территориях, являющихся государственной собственностью [1]. Этот период характеризуется стабильной жилищной политикой, которая, несмотря на определенные слабые стороны, обеспечивала население доступным жильем.
Нет необходимости углубляться в далекую историю, чтобы можно было проследить влияние политической и социальной структуры на жилую архитектуру. XX и XXI века характеризуются глобальными изменениями, как в понимании человеком его роли в окружающей среде, так и в воплощении радикально различных концепций в жилищной политике и жилищной среде, которые вытекают из других. В 30-х годах прошлого века идеи функционализма преобладали в архитектуре, которая превратила дом в так называемую «живую машину», цель которой — удовлетворить минимальные потребности человека в жилье. С появлением социализма после Второй мировой войны идеология равенства охватила все аспекты общественной жизни. Доступность и сходство требуются для каждого жилища, обеспечивая приют для каждой группы общества, без разграничения или расстановки приоритетов ни для одного из них. Формируется определенная жилищная политика, которая предназначена для быстрого строительства жилого фонда, который будет охватывать растущее городское население. Демократия, которая заменяет социализм, устанавливает другие правила. За короткий период экономика переходит от плановой к рыночной экономике, что полностью дает жилищное строительство в руки частного предпринимательства. Резкие изменения в социальном самосознании людей оказывают влияние на архитектуру, которая переходит от промышленно однородной к отчетливо индивидуалистической.
Изменения в жизненной среде также продиктованы демографическими изменениями, которые неизбежно происходят в условиях социальной нестабильности. Значительное сокращение числа членов семьи напрямую влияет на размер дома, планирование и их востребованность на рынке. Не следует недооценивать массовую эмиграцию, которая приводит к формированию неиспользованного существующего жилищного фонда, часто низкого качества.
Произошедшие изменения в сочетании с наследием прошлого привели к ряду насущных проблем, которые необходимо решить. С одной стороны, у нас есть строительный фонд со времен социализма, который нуждается в техническом обслуживании или обновлении, современное хаотическое строительство, которое в основном отражает рыночные принципы и стремление к индивидуальности, с другой — массовое отсутствие покупательной способности большинства слоев населения. То, как архитектурный облик городов развивается при отсутствии определенной жилищной политики, также является одной из самых актуальных тем для архитектурной коллегии. Жилая архитектура со временем меняется, находится в постоянном взаимодействии с обществом. Сегодняшние реалии заставляют нас искать баланс между планированием и свободным рынком, чтобы сохранить связь между человеком и жильем, которая теряется вместе с доступностью к нему.
Жилой фонд и его инфраструктура являются одним из величайших богатств любого города. К сожалению, если брать в пример города Болгарии, в современных реалиях отсутствуют планы и концепции по осуществлению грамотной жилищной политики. Жилищное строительство находитсся полностью в руках частной инициативы, что ведет к стихийному строительству отдельных жилых единиц, либо частичному решению определенных проблем [2].
Либеральная жилищная политика имеет право на существование, но она не может развиваться при отсутствии развитой экономики и наличии огромного количества нерешенных социальных проблем. Цель остается той же, как и во все времена — создать комфортную и красивую среду обитания, которая может отражать эту долгожданную свободу мысли и творчества. Важно найти инструменты для достижения этой цели.
На данный момент царит рыночный принцип спроса и предложения, который, в свою очередь, ведет к диспропорции в видах жилья, основанной на покупательской способности населения. Городские власти должны выработать программу по удовлетворению жилищных нужд людей, которые не имеют возможности приобрести собственное жилье на коммерческой основе. Приоритетом жилищной политики должно являться обеспечение каждого жильем, право на которое регламентируется главным законом страны. Одной из возможностей является создание социального жилого фонда, который может находиться под управлением как администрации города, так и частных структур на определенных условиях. Для этого необходимы проекты, финансирование и грамотная реализация. Такой тип жилья должен отвечать необходимым стандартам, которые должны быть четко регламентированы в законе и соответствовать современным представлениям о комфортной среде обитания. Наличие государственного жилого фонда положительно повлияет на стабилизацию рынка по коммерческому найму и ограничит спекулятивное жилищное строительство [2].
В связи с вышеописанными проблемами, связанными с доступностью жилья, появляется проблема социальной сегрегации, так как обитатели неминуемо идентифицируют себя со средой, в которой обитают. Поэтому также остро стоит проблема амортизации существующего жилого фонда, которая приводит к появлению целых районов с некачественным жильем, которое непривлекательно для инвестиции, молодых семейств и коммерческого найма. Одним из решений, которое предлагается профессиональным сообществом и уже массово прилагается в странах западной Европы — это участие общества в формировании жилого фонда в определенных районах. Например, в Германии это выражается в форме кооперативного строительства, при котором собираются единомышленники, которые реализуют специфические планировочные решения по разумным ценам. Для нивелирования социального неравенства и разделение городских районов соответственно социальным группам предлагается целенаправленное смешивание людей из разных социальных и профессиональных групп в одних и тех же жилищных комплексах. Как например, продажа части здания в собственность зажиточных покупателям и сдача в аренду другой части здания на социальной основе менее зажиточным социальным слоям. [1]
Социальная интеграция является необходимым условием для построения и поддержки здоровой коллективной среды обитания. Только с помощью образования коопераций и взаимодействия соседей возможно решить такие проблемы как качественная поддержка и ремонт жилого фонда, его энергоэффективности, поддержка гигиены окружающей среды, борьба против шума, загрязнения, неправильной парковки и др. [1] В Болгарии эта проблема стоит наиболее остро из-за национальной сегрегации между местным населением и ромами. Отсутствие взаимодействия и качественной политики, удовлетворяющей обе стороны, приводит к формированию закрытых районов с практически нерешаемыми проблемами жилого и инфраструктурного порядка.
Сами по себе архитектура и жилищная политика не могут создать сплоченные социальные общности, но могут создать предпосылки для развития взаимодействия в группах, которые используют совместно жилой фонд или заинтересованы в улучшении условий в их районе [1]. В исследованиях появляется термин «устойчивое развитие», что означает эффективное планирование и использование городских территорий. Основным методом достижения устойчивого развития является стратегическое городское планирование.
Некоторые виды деятельности, которые могут быть предусмотрены стратегическим планированием для минимизации таких результатов:
– обеспечение территорий развитой и эффективной транспортной и инженерной инфраструктурой
– строительство качественного жилого фонда на современном уровне, с гуманной окружающей средой, привлекательной для населения
– равномерное распределение в регионах объектов с культурными, экономическими, образовательными и бытовыми услугами
– эффективная программа интеграции национальных меньшинств и антиобщественных элементов в целях снижения уровня преступности и антигигиенических условий в определенных районах, что чрезвычайно актуально для ряда болгарских городов.
Взятые вместе, эти действия могут привести к положительным результатам, таким как единообразие и эффективность в развитии городских территорий, устранение таких явлений, как «нежелательные» и «непрестижные» зоны размещения. К сожалению, на данный момент существуют факторы, которые препятствуют политике устойчивого развития города. Большинство из них связаны с организационными и экономическими аспектами, такими как отсутствие координации между городской администрацией и частным бизнесом, отсутствие необходимого финансирования. Также большое влияние оказывает задержка в корректировке нормативной базы в соответствии с явлениями, которые уже происходят в реальности. Все эти проблемы требуют комплексного решения, которое возможно только при наличии хорошо спланированной и финансируемой государственной программы. В противном случае вопрос эффективного использования имеющихся городских ресурсов остается открытым.
Литература:
- Проф. д-р арх. Б. Генова, Апартаментни сгради — София, 2010
- Проф. д-р арх. И. Данов, Визията за развитието на град София през 21 век — София, 2019