Статья предполагает раскрытие сущности и понятия синергетического эффекта, а также аргументацию наиболее эффективного метода для расчета синергетического эффекта от объединения бизнесов. В работе представлена экономическая модель агропромышленного кластера, состоящего из трех предприятий и осуществляющего свою деятельность на территории ХМАО-Югры.
Ключевые слова: синергия, синергетический эффект, кластерная политика, кластеризация, кластер, агропромышленный кластер.
Кластерная политика, в настоящее время, не теряет своей актуальности. Являясь одним из основных инструментов современного регионального развития, кластеры ожидаемо должны нести высокую эффективность.
Трактовка термина «кластер» общеизвестна и не требует детального рассмотрения в рамках данной работы. Базис авторов публикации совпадает с пониманием концепта кластера, который был введен еще Майклом Портером [1].
В российской специфике развития экономики выделяют промышленные кластеры, которые интерпретируются как совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации [2].
Также интерес вызывают инновационные кластеры, которые актуальны не только в контексте регионального развития, но и в ключе инновационной парадигмы. Типология инновационных кластерных систем [3] отражает их качественно отличные свойства и характеристики. Для современного развития России характерно становление кластерных систем третьего (локально-активные системы, динамично реагирующие на потребности внутреннего рынка и активно поддерживающие себя в качестве устойчивого паритетного партнера в условиях конкуренции) и четвертого типа (пассивные системы, реагирующие только на сильные внешние воздействия, не способные активно поддержать даже внутренние инновационные инициативы).
Говоря о кластере, уместно также рассмотреть такие понятия как «синергия» и «синергетический эффект», которые не только характеризуют эффективность формирующейся кластерной системы, но и актуальность самого процесса создания кластера:
– синергия — это сотрудничество хозяйствующих субъектов, как единого целого, единой систем [4];
– синергетический эффект — возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта.
Другими словами, раскрывая понятие «синергетический эффект», можно говорить о том, что сложение частей более эффективно, чем механическое сложение их функционирования в отдельности [5].
Существует разнообразие способов оценки синергетического эффекта, наибольшее распространение среди которых получили [6]:
– метод расчета через изменение капитала;
– метод расчета через снижение затрат;
– метод расчета на основе экспертных оценок;
– метод дисконтированных денежных потоков.
Учитывая достоинства и недостатки представленных методов, для определения синергетического эффекта от объединения бизнесов предлагается использовать более простую формулу [7]:
(1)
где SE — синергетический эффект;
Vabс — суммарное количественное выражение показателя в кластере;
Va — количественное выражение показателя первой компании;
Vb — количественное выражение показателя второй компании;
Vс — количественное выражение показателя третьей компании.
У данного метода расчета также есть как недостатки, так и достоинства. К достоинствам можно отнести следующее:
– расчет на основе базовых показателей, отражающих тенденцию деятельности предприятий;
– относительная простота расчетов;
– обоснованность выводов и рекомендаций для предприятий и отсутствие субъективного мнения (т. к. основаны на математическом методе расчета производственных и финансовых показателей).
Недостатки:
– неполный охват показателей деятельности предприятий;
– временные затраты на подсчет и анализ соответствующих показателей.
Таким образом, в условиях постоянной конкуренции и изменчивой рыночной конъюнктуры, расчеты по данной формуле позволят в короткий срок принять достаточно взвешенное и экономически обоснованное решение по слиянию организаций в кластер.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2030 года [8] в регионе планируется создать 9 разноотраслевых кластеров. Одним из них является агропромышленный кластер.
Предположим, что такой агропромышленный кластер создается в городе Ханты-Мансийске и представляет собой добровольное объединение предприятий с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. На примере данного агропромышленного кластера рассмотрим синергетический эффект от слияния трех организаций: ООО «Один», являющимся первым звеном производственной цепочки (ведет деятельность по плантационному выращиванию ягод), ООО «Два» — второе звено кластера (ведет деятельность по переработке ягод в пюре) и ООО «Три» — третье звено (ведет деятельность по изготовлению пастилы).
Далее произведем расчет синергетического эффекта от агропромышленного кластера г. Ханты-Мансийска. Результаты представим в таблице 1.
Таблица 1
Синергетический эффект агропромышленного кластера г. Ханты-Мансийска, руб.
Наименование показателя |
|
|
Синергетический эффект |
Затраты на сырье |
58 255 800 |
81 295 800 |
- 23 040 000 |
Себестоимость |
66 305 710 |
88 833 960 |
- 22 528 250 |
Маркетинг |
750 000 |
480 000 |
+ 270 000 |
Выручка |
130 784 400 |
152 834 400 |
+ 22 050 000 |
Чистая прибыль (убыток) |
20 525 710 |
22 353 639 |
+ 1 827 929 |
Получается, что в результате кластеризации совокупный синергетический эффект составит — 21 420 321 рубль.
Данная ситуация возникает по причине того, что затраты на сырье внутри кластера превышают затраты вне его, поскольку цены сбываемой продукции предполагают значения выше рыночных. И, соответственно, это находит отражение в формировании себестоимости продукции, а именно в значительном ее повышении, что в большей степени можно наблюдать, анализируя изменения показателя себестоимости ООО «Три».
Помимо этого, на имеющийся результат влияет убыточная деятельность ООО «Один», предполагающая финансовые потери на 600 000 рублей меньше, чем они составили бы вне производственной цепочки.
Потому несмотря на то, что чистая прибыль имеет положительный синергетический эффект в размере 1 827 929 рублей, объединение организаций в кластер становится не выгодным ввиду отрицательного совокупного синергетического эффекта.
Также важно взять во внимание следующий факт: плантации на второй год принесут больше плодов, чем в первый год в 2 раза, а именно — на 18 тонн больше. И в таком случае синергетический эффект ООО «Один» от участия в кластере будет выглядеть следующим образом (таблица 2).
Таблица 2
Показатели деятельности ООО «Один» во второй год деятельности, руб.
Наименование показателя |
Вне кластера |
Внутри кластера |
Синергетический эффект |
Затраты на сырье |
0 |
0 |
0 |
Себестоимость |
3 135 600 |
2 433 600 |
+ 702 000 |
Маркетинг |
150 |
0 |
+ 150 000 |
Выручка |
11 700 000 |
12 600 000 |
+ 900 000 |
Чистая прибыль (убыток) |
1 592 000 |
2 432 000 |
+ 1 050 000 |
То есть (таблица 2) затраты на сырье составят 0 рублей, т. к. саженцы необходимо посадить только в первый год деятельности, а иные расходы связанные с их содержанием осуществляются лишь единожды. Значение показателя «маркетинг» также останется неизменным по сравнению с первым годом.
Себестоимость ягод внутри кластера меньше, поскольку отсутствуют затраты на маркетинг.
Выручка предприятия значительно возрастает по сравнению с первым годом деятельности так как на второй год с одного куста брусники можно будет собрать 0,5 кг ягод, а не 0,2 кг, т. е. в год 36 000 кг.
Таким образом, вместо убытка, сформировавшегося в предыдущем году, ООО «Один», осуществляя деятельность внутри кластера, получит прибыль в размере 1 050 000 рублей в связи с увеличением выручки и ввиду отсутствия затрат на сырье и маркетинг. Потому результаты расчета синергетического эффекта приобретут иной вид (таблица 3).
Таблица 3
Синергетический эффект агропромышленного кластера г. Ханты-Мансийска за второй год деятельности, руб.
Наименование показателя |
|
|
Синергетический эффект |
Затраты на сырье |
39 283 200 |
62 163 200 |
- 23 040 000 |
Себестоимость |
66 484 080 |
88 660 800 |
- 22 176 720 |
Маркетинг |
750 000 |
480 000 |
+ 270 000 |
Выручка |
130 784 400 |
159 134 400 |
+ 28 350 000 |
Чистая прибыль (убыток) |
45 234 700 |
47 818 239 |
+ 2 583 539 |
Основываясь на таблице 3, можем сказать, что в случае продолжения деятельности агропромышленного кластера на второй год, совокупный синергетический эффект составит — 14 013 181 рублей, а синергетический эффект по чистой прибыли составит 2 583 539 рулей.
В данном случае первые два звена производственной цепочки «выигрывают» от кластеризации: ООО «Один» на второй год деятельности в результате получает прибыль на 1 050 000 рублей больше, чем при условии деятельности вне кластера, а ООО «Два», как уже отмечалось, также получат прибыль в размере 7 088 232 рубля, что больше, чем вне кластера на 18 507 932 рубля. При этом ООО «Три», являясь участником агропромышленного кластера, получает прибыль на 17 280 003 рубля меньше, чем при условии деятельности как отдельного экономического агента.
Также для ООО «Три» участие в кластере является неэффективным. Подобный результат связан с тем, что организация закупает сырье по ценам выше среднерыночных более чем в 2 раза, а также с тем, что продажа готовой продукции (фруктового лаваша) осуществляется в данном случае ниже среднерыночных цен т. е. за 250 гр. готовой пастилы ООО «Три» получает 380 рублей, при том, что среднерыночная цена составляет 429 рублей за такое же количество продукта.
Формирование кластера предполагает ситуацию выигрышного положения для каждого звена производственной цепочки. В противном случае, одному из звеньев, а именно ООО «Три», становиться более выгодным осуществлять деятельность вне кластера. Потому для изменения настоящего состояния организации необходимо поднять цены на готовую продукцию минимум до 459 рублей, что предполагается возможным, поскольку качество изготавливаемой продукции находится на хорошем уровне, что повышает и конкурентоспособность продукции. В этом случае значение показателя чистой прибыли внутри кластера превысит чистую прибыль, получаемую вне кластера на 193 533 рубля.
Помимо предложенного вариант, можно предложить следующий: ООО «Два» снизит цену за единицу продаваемой продукции до 950 рублей, получая при этом чистую прибыль в меньшем размере, а именно 176 206 рублей (вместо 7 088 232 рубля), а ООО «Три» в свою очередь будет осуществлять продажу единицы продукции за цену выше установленной ранее, но при этом по среднерыночной цене, а именно — 429 рублей, и будет получать прибыль в размере 56 048 026 рублей.
В таком случае, исходя из произведенного перерасчета, синергетический эффект чистой прибыли от объединения трех организаций будет равняться 13 421 532 рубля, а совокупный синергетический эффект станет равным 15 943 412 рублям. После чего деятельности кластера можно будет считать эффективной.
Таким образом, подведя итоги, стоит отметить, что положительный эффект от кластеризации будет присутствовать только при грамотно установленной последовательности действий организаций, входящих в состав производственной цепочки, а также при прямом взаимодействии между участниками кластера, стремящимися к получению прибыли и учитывающие интересы и возможности остальных звеньев кластера при построении производственного процесса.
Литература:
- Портер М. Конкуренция — М.: ИД Вильямс, 2005. — С. 608
- Баранцев Р. В. Имманентные проблемы синергетики // Вопр. Философии. — 2002. — № 9. — С. 91. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/immanentnyi-problemy-sinergetiki/viewer (дата обращения: 05.12.2019).
- Пелихов Н. В., Кушников Е. И. Кластеры и инновационные системы: подбор показателей для расчета эффективности // Фундаментальные исследования. — 2019. — № 12 — С. 147–153.
- Самострокова Е. С. Классификация кластеров предприятий // Молодой ученый. — 2012. — № 1. Т.1. — С. 141–143. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/36/4094/ (дата обращения: 08.12.2019).
- Вакулюк В. С. Синергетический эффект использования факторинговых операций в деятельности предприятия // Экономические науки. — 2008. — № 8. — С. 237–239
- Кушников Е. И. К вопросу об оценке общего синергетического эффекта кластера // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. № .12 — С. 210–217
- Хасанова. Г.Ф., Буренина. И. В. Синергия как метод повышения эффективности деятельности компании // Научный журнал. — 2011. № 6. — С. 197.
- Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 22 марта 2013 года № 101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2030 года»