Роль деловой игры при изучении китайского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 16.06.2020

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Кинжемуратова, З. М. Роль деловой игры при изучении китайского языка / З. М. Кинжемуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71724/ (дата обращения: 16.11.2024).



Владение иностранными языками является неотъемлемой частью образования специалистов. Надо отметить, что в рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество. В Республике Узбекистан в настоящее время происходят коренные преобразования в системе обучения иностранным языкам на основе ПП № 1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» [4, с.2].

Количество людей, изучающих китайский язык в Узбекистане, растет с каждым годом. Такой интерес к данному языку объясняется усилением позиции Китайской Народной Республики на мировой арене в сферах экономики, образовании, политики, медицины и культуры. Естественно, что в таких условиях растет спрос на специалистов — китаеведов, владеющих китайским языком в совершенстве. Стремительно развивающиеся отношения между Узбекистаном и КНР также открывает широкие возможности для использования китайского языка в различных областях.

В настоящее время в Узбекистане китайский язык преподается некоторых вузах, школах и академических лицеях в нашей стране. Ташкентский институт Конфуция открыл детский сад с изучением китайского языка, количество групп увеличилось с двух в прошлом году до четырех в этом году. Помимо обучения китайскому языку, проводятся разнообразные культурные мероприятия, которые помогают студентам не только в изучении китайского языка и понимании Китая, но и способствуют укреплению дружбы между народами Китая и Узбекистана. Такой рост потребности в изучении китайского языка ведет к необходимости большого количества теоретических исследований, а также практических разработок методики преподавания китайского языка. Следует отметить, что вопрос методики преподавания китайского языка за последние годы остается малоизученным.

Китайский язык является одним из древнейших языков мира и относится к группе тоновых языков, в системе его тонов насчитывается четыре основных тона. Соответственно, каждое слово произносится своим определенным тоном. Если тон произнесен неправильно, то изменится и значение слова, что может привести к непониманию [2, с.6].

В данной статье мы хотим показать роль деловых игр на занятиях китайского языка. Так как игра — это эффективное средство активизации не только на младшем, но и на старшем этапе обучения, она очень часто используется для обучения деловому общению. Цель такого общения заключается в формировании и развитии навыков и умений делового общения средствами китайского языка, в подготовке выпускников школы к выбору будущей профессии.

На наш взгляд деловую игру следует выбирать для реализации, прежде всего следующих педагогических функций:

– формирование у будущих специалистов представления о профессиональной деятельности в ее динамике;

– приобретение как предметно — профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

– развитие профессионального теоретического и практического мышления

– формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Деловая игра — метод обучения позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии [3, с.14].

Тематика должна знакомить учащихся с элементами делового языка, с особенностями работы современного офиса, с профессиями. Как показывает практика, во время деловых игр обыкновенное занятие превращается в рабочий день в офисе, презентацию своей фирмы или в конкурс профессии. С первых занятиях студенты получают свои роли: менеджера, генерального директора, финансового директора, торговых представителей, секретари и. т.д. Студенты знакомятся с их фирмой, договариваются о ее расположении, т. е. в какой стране, каком городе, на какой улице, определяют вид бизнеса, которым они будут заниматься. В зависимости от назначения фирмы студенты повторяют пройденную ранее лексику, грамматику. Деловая игра предполагает обучение не только устному деловому общению, но и обучению письменной речи. Студенты пишут ответ на деловое письмо на китайском языке, отвечают на приглашения.

Целью деловой игры, как мы видим, является формирование у студентов навыков и умений делового общения и подготовка к выбору будущей профессии.

Как отмечает, структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:

– перечень ролей и формируемых групп;

– функции, выполняемые игроками, их права и обязанности;

– инструкции по выполнению каждой должностной роли;

– портреты ролей, характеризующие личные качества игроков [1, с.52].

Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.

Мы считаем, что требования к правилам игры можно систематизировать в следующем виде:

– правила содержат ограничения, касающиеся ряда аспектов игры;

– технология игры, связанная с содержанием;

– регламент игровой процедуры и ее отдельных элементов;

– роль и функции преподавателей, ведущих игру;

– система оценивания.

По нашему мнению, система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой — способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности [5, с.19].

На наш взгляд, система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

Покажем на примере использование деловых игр на тему «Оценка деловых и личностных качеств кадра».

Описание деловой игры: В организации появилась вакантные должности начальника, руководителя, помощник руководителя и секретаря из одного отдела. На должности претендует несколько человек.

Постановка задачи деловой игры: Во время интервью членам комиссии необходимо дать оценку качеств в баллах каждому из претендентов на должности, выбрать из претендентов лучшего.

Методические указания для деловой игры:

Выбирается комиссия из 4 человек, они должны дать каждому претенденту на основе листа оценки деловых и личностных качеств. Сравнение результатов позволяет выбрать одного из претендентов на должность начальника, руководителя, помощник руководителя и секретаря.

Лист оценки деловых иличностных качеств

№ п/п

Оцениваемые качества

Президент

Испол. директор

Фин. директор

Нач. отдела кадров

1

Принципиальность

4

5

5

4

2

Чувство долга

5

5

5

5

3

Принципиальный подход к делу

5

5

4

5

4

Предприимчивость

4

4

4

4

5

Настойчивость

4

4

4

4

6

Способность доводить дело до конца

5

5

5

5

7

Пунктуальность

5

5

5

5

8

Доверчивость

5

5

5

5

9

Чувство ответственности

4

4

5

4

10

Решительность

4

5

4

4

11

Активность

5

5

4

5

12

Трудолюбие

5

4

5

5

13

Добросовестность

5

5

5

5

14

Дисциплинированность

4

5

5

5

15

Самостоятельность в принятии решения

5

4

5

5

16

Инициатива

5

5

5

5

17

Опыт работы

5

5

5

5

18

Общее образование

4

5

5

5

19

Отношение к повышению своей деловой квалификации

5

5

5

5

20

Работоспособность

5

5

5

5

21

Чувство собственного достоинства

5

4

4

5

22

Справедливость

5

5

5

5

23

Честность

4

5

5

5

24

Самообладание и выдержка

4

4

5

5

25

Способность находить выход из затруднительных положений

5

4

5

5

26

Коммуникабельность

5

5

5

4

27

Моральная устойчивость

5

5

5

5

28

Скромность

5

5

5

5

29

Чувство юмора

5

5

5

5

Таким образом, использование деловой игры при изучении китайского языка повышает уровень владения языком, активизирует мыслительную деятельность студентов и мотивирует их к изучению иностранных языков.

Литература:

  1. Бурков В. Н. Организация и проведение деловых игр. Методические материалы. -М.: ИПУ, 1995.
  2. Задаенко Т. П., Хуан Шуин. Начальный курс китайского языка. Ч.1.-М.: Вост.книга, 2010.
  3. Земш М. Б. Новые технологии организации деловой игры. — Орехово-Зуево: МГОПИ, 2008.
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-1875 «10» декабрь 2012 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков»
  5. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред.спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): китайский язык, деловая игра, Узбекистан, деловое общение, система оценивания, язык, будущая профессия, помощник руководителя, правило игры, профессиональная деятельность.


Задать вопрос