Владение иностранными языками является неотъемлемой частью образования специалистов. Надо отметить, что в рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество. В Республике Узбекистан в настоящее время происходят коренные преобразования в системе обучения иностранным языкам на основе ПП № 1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» [4, с.2].
Количество людей, изучающих китайский язык в Узбекистане, растет с каждым годом. Такой интерес к данному языку объясняется усилением позиции Китайской Народной Республики на мировой арене в сферах экономики, образовании, политики, медицины и культуры. Естественно, что в таких условиях растет спрос на специалистов — китаеведов, владеющих китайским языком в совершенстве. Стремительно развивающиеся отношения между Узбекистаном и КНР также открывает широкие возможности для использования китайского языка в различных областях.
В настоящее время в Узбекистане китайский язык преподается некоторых вузах, школах и академических лицеях в нашей стране. Ташкентский институт Конфуция открыл детский сад с изучением китайского языка, количество групп увеличилось с двух в прошлом году до четырех в этом году. Помимо обучения китайскому языку, проводятся разнообразные культурные мероприятия, которые помогают студентам не только в изучении китайского языка и понимании Китая, но и способствуют укреплению дружбы между народами Китая и Узбекистана. Такой рост потребности в изучении китайского языка ведет к необходимости большого количества теоретических исследований, а также практических разработок методики преподавания китайского языка. Следует отметить, что вопрос методики преподавания китайского языка за последние годы остается малоизученным.
Китайский язык является одним из древнейших языков мира и относится к группе тоновых языков, в системе его тонов насчитывается четыре основных тона. Соответственно, каждое слово произносится своим определенным тоном. Если тон произнесен неправильно, то изменится и значение слова, что может привести к непониманию [2, с.6].
В данной статье мы хотим показать роль деловых игр на занятиях китайского языка. Так как игра — это эффективное средство активизации не только на младшем, но и на старшем этапе обучения, она очень часто используется для обучения деловому общению. Цель такого общения заключается в формировании и развитии навыков и умений делового общения средствами китайского языка, в подготовке выпускников школы к выбору будущей профессии.
На наш взгляд деловую игру следует выбирать для реализации, прежде всего следующих педагогических функций:
– формирование у будущих специалистов представления о профессиональной деятельности в ее динамике;
– приобретение как предметно — профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
– развитие профессионального теоретического и практического мышления
– формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Деловая игра — метод обучения позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии [3, с.14].
Тематика должна знакомить учащихся с элементами делового языка, с особенностями работы современного офиса, с профессиями. Как показывает практика, во время деловых игр обыкновенное занятие превращается в рабочий день в офисе, презентацию своей фирмы или в конкурс профессии. С первых занятиях студенты получают свои роли: менеджера, генерального директора, финансового директора, торговых представителей, секретари и. т.д. Студенты знакомятся с их фирмой, договариваются о ее расположении, т. е. в какой стране, каком городе, на какой улице, определяют вид бизнеса, которым они будут заниматься. В зависимости от назначения фирмы студенты повторяют пройденную ранее лексику, грамматику. Деловая игра предполагает обучение не только устному деловому общению, но и обучению письменной речи. Студенты пишут ответ на деловое письмо на китайском языке, отвечают на приглашения.
Целью деловой игры, как мы видим, является формирование у студентов навыков и умений делового общения и подготовка к выбору будущей профессии.
Как отмечает, структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:
– перечень ролей и формируемых групп;
– функции, выполняемые игроками, их права и обязанности;
– инструкции по выполнению каждой должностной роли;
– портреты ролей, характеризующие личные качества игроков [1, с.52].
Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.
Мы считаем, что требования к правилам игры можно систематизировать в следующем виде:
– правила содержат ограничения, касающиеся ряда аспектов игры;
– технология игры, связанная с содержанием;
– регламент игровой процедуры и ее отдельных элементов;
– роль и функции преподавателей, ведущих игру;
– система оценивания.
По нашему мнению, система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой — способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности [5, с.19].
На наш взгляд, система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.
Покажем на примере использование деловых игр на тему «Оценка деловых и личностных качеств кадра».
Описание деловой игры: В организации появилась вакантные должности начальника, руководителя, помощник руководителя и секретаря из одного отдела. На должности претендует несколько человек.
Постановка задачи деловой игры: Во время интервью членам комиссии необходимо дать оценку качеств в баллах каждому из претендентов на должности, выбрать из претендентов лучшего.
Методические указания для деловой игры:
Выбирается комиссия из 4 человек, они должны дать каждому претенденту на основе листа оценки деловых и личностных качеств. Сравнение результатов позволяет выбрать одного из претендентов на должность начальника, руководителя, помощник руководителя и секретаря.
Лист оценки деловых иличностных качеств
№ п/п |
Оцениваемые качества |
Президент |
Испол. директор |
Фин. директор |
Нач. отдела кадров |
1 |
Принципиальность |
4 |
5 |
5 |
4 |
2 |
Чувство долга |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
Принципиальный подход к делу |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
Предприимчивость |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Настойчивость |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
Способность доводить дело до конца |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Пунктуальность |
5 |
5 |
5 |
5 |
8 |
Доверчивость |
5 |
5 |
5 |
5 |
9 |
Чувство ответственности |
4 |
4 |
5 |
4 |
10 |
Решительность |
4 |
5 |
4 |
4 |
11 |
Активность |
5 |
5 |
4 |
5 |
12 |
Трудолюбие |
5 |
4 |
5 |
5 |
13 |
Добросовестность |
5 |
5 |
5 |
5 |
14 |
Дисциплинированность |
4 |
5 |
5 |
5 |
15 |
Самостоятельность в принятии решения |
5 |
4 |
5 |
5 |
16 |
Инициатива |
5 |
5 |
5 |
5 |
17 |
Опыт работы |
5 |
5 |
5 |
5 |
18 |
Общее образование |
4 |
5 |
5 |
5 |
19 |
Отношение к повышению своей деловой квалификации |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Работоспособность |
5 |
5 |
5 |
5 |
21 |
Чувство собственного достоинства |
5 |
4 |
4 |
5 |
22 |
Справедливость |
5 |
5 |
5 |
5 |
23 |
Честность |
4 |
5 |
5 |
5 |
24 |
Самообладание и выдержка |
4 |
4 |
5 |
5 |
25 |
Способность находить выход из затруднительных положений |
5 |
4 |
5 |
5 |
26 |
Коммуникабельность |
5 |
5 |
5 |
4 |
27 |
Моральная устойчивость |
5 |
5 |
5 |
5 |
28 |
Скромность |
5 |
5 |
5 |
5 |
29 |
Чувство юмора |
5 |
5 |
5 |
5 |
Таким образом, использование деловой игры при изучении китайского языка повышает уровень владения языком, активизирует мыслительную деятельность студентов и мотивирует их к изучению иностранных языков.
Литература:
- Бурков В. Н. Организация и проведение деловых игр. Методические материалы. -М.: ИПУ, 1995.
- Задаенко Т. П., Хуан Шуин. Начальный курс китайского языка. Ч.1.-М.: Вост.книга, 2010.
- Земш М. Б. Новые технологии организации деловой игры. — Орехово-Зуево: МГОПИ, 2008.
- Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-1875 «10» декабрь 2012 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков»
- Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред.спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.