Экономические последствия эпидемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 9178 раз

Библиографическое описание:

Дмитриева, А. Д. Экономические последствия эпидемии COVID-19 / А. Д. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71594/ (дата обращения: 26.04.2024).



Данная статья посвящена экономическим последствиям эпидемии COVID-19. В тексте статьи рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулась экономика государств в связи с пандемией. Приводятся статистические данные и данные соц. опросов. А также рассматриваются варианты решений для выхода из кризиса.

Ключевые слова: COVID-19, пандемия, глобальный кризис, экономические проблемы, мировая экономика, туристический бизнес.

This article focuses on the economic impact of the COVID-19 epidemic. The text of the article addresses the main problems faced by the state economy in connection with the pandemic. Statistics and social data are provided. polls. And also provides solutions to overcome the crisis.

Keywords: COVID-19, pandemic, global crisis, economic problems, world economy, travel business.

2020 год стал годом пандемии COVID-19. Эпидемия остановила весь мир, оставив всех людей по домам, привела к мировому кризису и ясно дала понять, что нынешняя модель мировой экономики уже устарела и не в состоянии реагировать на вызовы XXI века. Стремительное развитие вируса COVID-19 вызвало глобальные проблемы во всех сферах жизнедеятельности человека, и, в частности, в сфере экономики.

На данный момент правительства находятся в поиске баланса между спасением жизней людей и сохранением экономики стран мира. Ведь в связи с пандемией пришлось разорвать цепь поставок многих предприятий, остановить работу производств, магазинов, салонов. Упала выручка от продажи продукции и услуг, снизились доходы от рекламы, сократились подписки.

Из-за пандемии COVID-19 странам пришлось приостановить работу всех предприятий, за исключением тех, которые занимаются производством и продажей товаров первой необходимости. В первую очередь новая коронавирусная инфекция внесла изменения в отрасли, подразумевающие непосредственный контакт с потребителем: торгово-развлекательные центры, кинотеатры, театры, салоны красоты, парикмахерские, магазины непродовольственных товаров, предприятия общественного питания, спортивные залы, бассейны, медицинские центры, а также предприятия легкой промышленности. Пострадали транспортные предприятия. Почти в два раза сократился пассажиропоток, а по ряду направлений и вовсе были отменены перевозки. Но несмотря на то, что национальные границы были закрыты, процесс экспорта продукции машиностроения и химической промышленности не был приостановлен.

Если же смотреть на данные, за первую пару месяцев 2020 года, поставки стальной продукции из КНР на глобальный рынок рухнули примерно на 27 %, до 7,8 млн. тонн. Китайские металлургические компании стали получать отказы от зарубежных покупателей на ранее сделанные ими заказы. Чтобы компенсировать потери от продаж за границу Китай пытался наверстать упущенное за счет реализации продукции на внутреннем рынке. Правительство Италии приняло решение прекратить функционирование промышленных и коммерческих объектов. На российскую металлургию принятие карантинных мер пока не повлияло. По информации из официальных источников, в январе и феврале производство стремительно росло: выплавка чугуна увеличилась на 2,3 %, до 8,8 млн. тонн; стали — на 1,7 %, до 12,3 млн тонн; выпуск стального проката — на 2 %, до 10,2 млн. тонн.

COVID-19 скорректировал функционирование рынка рабочей силы. Многим компаниям и предприятиям пришлось провести сокращения или в разы урезать заработную плату, оставив минимальные выплаты. 25 млн человек, что составляет 0,6 % от общего объема трудоспособного населения мира (4,5 млрд) остались без работы. [2] Особенно сильно пострадали малые и средние предприятия. Как говорится в ежегодном докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который он направил президенту В. В. Путину: «Пандемия COVID-19 в России затронула порядка 4,17 млн компаний и ИП от общего числа 6,05 млн, то есть до 67 % малых, средних и крупных предприятий и ИП». [3]

Компанией Kelly Services и Авито было проведено исследование. В ходе опроса было задействовано более 66 тыс. россиян из восьми федеральных округов. 70 % руководителей среднего и высшего звена отметили сокращение найма персонала; 23 % заявили о сохранении темпов найма в компании; 7 % опрошенных отметили увеличение найма по средствам возникших потребностей бизнеса. К таким относятся сфера: финансы, инвестиции, страхование, образование, структуры госуправления, транспортная логистика, машиностроение, производство и продажа товаров первой необходимости. Если говорить о стабильности ситуации с наймом работников, то в Новосибирске она составила — 67 %, Ростове-на-Дону — 29 %, Москве — 28 %, Санкт-Петербурге — 20 %, Самаре — 20 %, Нижнем Новгороде — 17 %. [1]

По данным опроса Центра стратегических разработок (ЦСР) в зоне наибольшего риска находятся работники в возрасте старше 45 лет. Данная возрастная категория чаще других подвержена проблемам, связанным с сокращением заработной платы и переводом на меньший рабочий день. Таким образом, 40 % опрошенных ответили, что не принимают во внимание возраст сотрудников. Тем не менее, 53 % сообщили о том, что сотрудники данной возрастной категории уже столкнулись с проблемой ухудшения трудового положения. Также в зоне риска оказались женщины и молодые специалисты, несмотря на то, что 70 % опрошенных отметили, что половая принадлежность сотрудника не влияет на ухудшение трудовых условий.

Огромное значение имеет перераспределение экономических сил. Россия и ряд других стран во время эпидемии столкнулись с такой проблемой, как нехватка помещений с необходимым медицинским оборудованием, а также не достаточное количество средств индивидуальной защиты: защитные костюмы, маски, перчатки, дезинфицирующие средства и тд..

Как известно, для множества стран международный туристический бизнес является основным источником доходов, который напрямую влияет на рост экономической составляющей страны. Доходы от туризма используются для развития иных секторов экономики: транспорта, здравоохранения, образования. Благодаря туризму появляются новые вакансии, строятся отели для удовлетворения высокого спроса на проживание, а также укрепляются международные отношения. Но эпидемия коронавируса ограничила возможность процветания туристического бизнеса, запретив гражданам перемещение. Многие полюбившиеся россиянам туристические направления оказались под всемирным запретом. Авиакомпаниями были отменены рейсы в Италию, Испанию, Францию, Германию, Израиль, ограничено авиасообщение с Китаем и Ираном.

При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать тот факт, что для некоторых стран туризм является сезонным. Так, по данным Ассоциации туроператоров России, к концу летнего сезона 2020 года 30 % работающих в регионах малых и средних туркомпаний могут уйти с рынка.

Закрытые авиакомпаниями направления пользуются особой популярностью у российских туристов. Из 34,6 млн поездок, совершенных россиянами, в период с января по сентябрь 2019 года за границу, 15,6 %, или 5,4 млн, приходилось на долю Китая, Италии, Германии, Испании, Франции, Израиля и Южной Кореи. Самым востребованным направлением стала Турция. В нее было совершено 5,7 млн. поездок. В холодное время года у туристов особый спрос имеют страны Азии — Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланка и Индия. За время пандемии COVID-19 туризм сильно пострадал, и миллионы рабочих мест оказались в опасности в одном из самых трудоемких секторов экономики. Согласно последним данным Всемирного туристического барометра ЮНВТО, количество туристов, прибывших на отдых, за первые три месяца 2020 года сократилось на 22 %, в марте же, после введения массовых ограничений и запретов на поездки, снизилось на 57 %, что привело к потере 67 млн международных прибытий и эквивалентно примерно 80 млрд долларов США. Перспективы на этот год были понижены в несколько раз, так как вспышка и неопределенность продолжают доминировать. По некоторым прогнозам, при различных сценариях развития пандемии возможно снижение потока туристов до 78 % за год. Это будет зависеть от скорости распространения вируса, возможности его сдерживания и длительности ограничений поездок. По данным из отчета банковской группы UBS только в марте доходы от туризма упали на 95 % в Италии и на 77 % в Испании. [5]

От снижения количества поездок страдают все составляющие туристического бизнеса. Помимо отелей большим спросом у туристов пользуются рестораны, экскурсии и всевозможные развлечения. Основной спрос на отдых в Италии у Anex Tour приходился на экскурсионный или пляжный преимущественно с мая по сентябрь. В Испании экскурсионные поездки и высокий пляжный сезон начинаются со второй половины мая, а в марте востребованы горнолыжные туры в Андорру с перелетом до Барселоны. По сообщению РБК, убытки туроператоров от аннулированных туров только по четырем направлениям (Китай, Италия, Южная Корея и Иран) с глубиной бронирования до конца лета могут составлять около 2 млрд руб. [4].

Подводя итоги, можно сказать, что пандемия COVID-19 очертила новый круг проблем, вставших перед человечеством и требующих новых подходов для их разрешения. В настоящее время агрессивная вирусная инфекция стала глобальным кризисом, число известных случаев которого ежедневно увеличивается, а сотни миллионов людей находятся в изоляции. По мере того, как государство предпринимает меры поддержки своих граждан и системы общественного здравоохранения, их экономика останавливается. Это несёт опасность развития беспрецедентного глобального экономического кризиса. Человечество впервые столкнулось с необходимостью получения новых фактических данных и исследований для более полного понимания связанного с пандемией кризиса и принятия соответствующих политических решений. В условиях борьбы с инфекцией на первое место вышла необходимость принятия неотложных мер в области здравоохранения и ее экономических последствий. Страны оказались в неравных условиях по способности мобилизовать необходимые финансовые и трудовые ресурсы. В то время как такие страны, как Германия, Россия, Соединенные Штаты и Соединенное Королевство выделили большие суммы средств для смягчения удара пандемии по своим предприятиям, доступ к кредитам в развивающихся странах остаётся недостаточным.

При выходе из условий приостановки деятельности большинства предприятий обязательным является принцип охраны здоровья и безопасности работников. Многие компании были вынуждены из-за мер сдерживания разработать новые бизнес-модели и способы организации производства, чтобы выжить в краткосрочной перспективе и обеспечить долгосрочную жизнеспособность и рост. Такие изменения могут стать выгодными при поддержке государства в области науки, технологий и инноваций посредством предоставления грантов, кредитных и налоговых льгот, а также других инструментов. При этом, правительства должны осуществлять меры поддержки быстрым, прозрачным образом, чтобы обеспечить немедленный и упрощенный доступ к финансам, приносящим пользу максимуму затронутых работников. Предоставление поддержки необходимо не только для компенсации потери доходов, но и для разработки руководящих указаний по стандартам и протоколам для предприятий с целью повторного открытия, адаптации и доступа к новым рынкам, а также для повышения предпринимательского потенциала.

Для восстановления индустрии устойчивого туризма, отраслевые операторы должны проявить сильные творческие, жизнеспособные навыки, чтобы внедрить инновационные решения для смягчения воздействия пандемии.

Выход из кризиса должен начаться с глубокого понимания того, как реконструировать внутренний туризм, который, даже если он не компенсирует сокращение международных туристических потоков, будет иметь решающее значение для модернизации экономики. Крайне важно использовать вспышку COVID-19 для совершенствования стратегий антикризисного управления и укрепления международных и внутренних механизмов координации и взаимодействия по минимизации последствий кризиса.

Литература:

  1. Kelly Services: 70 % руководителей среднего или высшего звена отмечают сокращение найма персонала [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.tadviser.ru/index.php
  2. Работа и зарплата во время и после коронавируса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/career/columns/2020/03/25/826160-rabota-i-zarplata
  3. Почти 70 % российских компаний пострадали из-за пандемии коронавируса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/05/2020/5ecf711b9a7947324d1448cf
  4. Как пандемия и запреты на полеты повлияют на туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/12/03/2020/5e69d3819a79476aebe6edd2
  5. International tourist numbers could fall 60–80 % in 2020, unwto reports [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unwto.org/news/covid-19-international-tourist-numbers-could-fall-60–80-in-2020
Основные термины (генерируются автоматически): Италия, Испания, данные, Китай, предприятие, Россия, туристический бизнес, возрастная категория, глобальный кризис, Южная Корея.


Похожие статьи

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, гостиничный бизнес, туристический бизнес, Китай, страна мира, Российская

Предположительно, Китай станет ведущим мировым туристским направлением и уверенно. Российская Федерация сегодня занимает прочное...

Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы

В России же индустрия MICE-туризма сформировалась относительно недавно и сейчас очень стремительно развивается. Высокие стандарты сервиса в этой области в нашу страну привезли сами клиенты — зарубежные компании, привыкшие к качественному обслуживанию у себя дома.

К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран региона...

На прием туристских потоков из стран Восточной Азии (Японии, Китая, Республики Корея, Тайваня, Макао, Гонконг.

Россия предпринимает усилия для увеличения въездного туристского потока из стран региона Восточной Азии, что связано с деятельностью западных...

Современные тенденции и перспективы развития международного...

В 2016 году, согласно данным Всемирной туристской организации (UNWTO) данная

Франция, Испания, США и Китай по-прежнему занимают лидирующие места в обоих списках, как по

‒ старение туристского продукта таких стран как Греция и Италия, Португалия и Испания.

Экономическое содействие развитию туризма в Республике Корея...

Отличием экономического содействия развитию туризма в Южной Кореи (и в частности, в г. Сеул) от содействия в других странах является тесное сотрудничество между государственными, экономическими институтами, туристическими компаниями, а также органами культурного...

Анализ международной бизнес-среды Республики Корея...

данные.

Такие страны, как Китай, Индия, Россия и Южная Корея осуществляют масштабные программы строительства новых АЭС и в меньшей мере еще.

В 1961 г. Китай и Северная Корея подписали Договор о сотрудничестве и дружбе, согласно которому страны обязались...

Современные тенденции развития международного туризма...

В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени.

Сравнительный анализ состояния туристских отраслей в странах...

Специалисты провели анализ туристического рынка России за 2016 год и выяснили, что отдыхающих на родине стало на 18 % больше.

Это было связано с экономическим кризисом и девальвацией рубля, резко снизившими покупательную способность населения РФ.

Влияние международных отношений на развитие мирового...

Данные события являются наглядным примеров влияния международных политических отношений на

Туристический поток из России в Европу и из Европы в Россию начал сокращаться уже с начала

Популярные курорты Испании, Италии и Греции потеряли 41...

Значение туризма в мировой экономике | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, туристические услуги, мировой рынок туристических услуг, туристские потоки, туристический регион, туристическая политика. В современном мире сфера международного туризма является одной из наиболее стабильных и быстрорастущих.

Похожие статьи

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, гостиничный бизнес, туристический бизнес, Китай, страна мира, Российская

Предположительно, Китай станет ведущим мировым туристским направлением и уверенно. Российская Федерация сегодня занимает прочное...

Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы

В России же индустрия MICE-туризма сформировалась относительно недавно и сейчас очень стремительно развивается. Высокие стандарты сервиса в этой области в нашу страну привезли сами клиенты — зарубежные компании, привыкшие к качественному обслуживанию у себя дома.

К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран региона...

На прием туристских потоков из стран Восточной Азии (Японии, Китая, Республики Корея, Тайваня, Макао, Гонконг.

Россия предпринимает усилия для увеличения въездного туристского потока из стран региона Восточной Азии, что связано с деятельностью западных...

Современные тенденции и перспективы развития международного...

В 2016 году, согласно данным Всемирной туристской организации (UNWTO) данная

Франция, Испания, США и Китай по-прежнему занимают лидирующие места в обоих списках, как по

‒ старение туристского продукта таких стран как Греция и Италия, Португалия и Испания.

Экономическое содействие развитию туризма в Республике Корея...

Отличием экономического содействия развитию туризма в Южной Кореи (и в частности, в г. Сеул) от содействия в других странах является тесное сотрудничество между государственными, экономическими институтами, туристическими компаниями, а также органами культурного...

Анализ международной бизнес-среды Республики Корея...

данные.

Такие страны, как Китай, Индия, Россия и Южная Корея осуществляют масштабные программы строительства новых АЭС и в меньшей мере еще.

В 1961 г. Китай и Северная Корея подписали Договор о сотрудничестве и дружбе, согласно которому страны обязались...

Современные тенденции развития международного туризма...

В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени.

Сравнительный анализ состояния туристских отраслей в странах...

Специалисты провели анализ туристического рынка России за 2016 год и выяснили, что отдыхающих на родине стало на 18 % больше.

Это было связано с экономическим кризисом и девальвацией рубля, резко снизившими покупательную способность населения РФ.

Влияние международных отношений на развитие мирового...

Данные события являются наглядным примеров влияния международных политических отношений на

Туристический поток из России в Европу и из Европы в Россию начал сокращаться уже с начала

Популярные курорты Испании, Италии и Греции потеряли 41...

Значение туризма в мировой экономике | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, туристические услуги, мировой рынок туристических услуг, туристские потоки, туристический регион, туристическая политика. В современном мире сфера международного туризма является одной из наиболее стабильных и быстрорастущих.

Задать вопрос