Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Воронюк, А. С. Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера) / А. С. Воронюк, А. И. Чалая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 588-590. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71203/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В процессе изучения народной культуры, воспитываются такие качества как внимательность, усидчивость, любовь и чувство сопричастности народной культуре, что вместе необходимо для формирования цельной творческой личности будущего дизайнера.

Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, национальная культура, дизайн, образование, младший школьный возраст.

В эпоху высоких технологий и глобализации проблема сохранения национальной и народной культуры обостряется. «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией» — говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. [7] Для России вопрос сохранения национальной культуры особенно важен, поскольку общероссийская культурная целостность происходит от синтеза разных культур. В ходе многовековой истории в государственной и общественной жизни сложился диалог культур многих народов, разных этнических и языковых групп. В фундаменте нашего общества лежит традиционная народная культура, поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. [11]

Поскольку интерес к народной культуре закладывается у людей в раннем возрасте, важную роль в решении указанной проблемы играет дополнительное образование. При этом важно отметить, что интерес и уважительное отношение к народной культуре формируется в человеке постепенно через среду и предметы, которые его окружают. [1] Поэтому особенно важно уделить внимание изучению народной культуры при подготовке по творческим направлениям, в т. ч. по направлению «дизайн».

Тема народной культуры и проблемы её сохранения поднималась современными исследователями уже неоднократно (Лапшина Г. А., Гаспринская А. А., Ульянова Н. Б., Юматова Т. П., Гудков, А. В. Шулика, М. В. Буровкина Л. А.), однако анализ источников и литературы показал, что вопросы изучения народной культуры в дополнительном образовании при подготовке по направлению дизайн рассмотрены недостаточно.

Дизайн, который в последнее время стал очень востребованной и популярной специальностью, требует очень качественной подготовки и формированию специфических навыков, многие из которых формируются ещё в детстве. Особенно важную роль здесь играют творческие качества, которые развиваются преимущественно в раннем возрасте, поскольку способности к творчеству и любовь к труду формируются постепенно и требуют продолжительной подготовки. Далее, с каждым новым этапом образования необходимые качества оттачиваются и совершенствуются. При этом, в процессе образования накапливается богатый опыт решения сложных творческих и технических задач.

Задачи дизайн-проектирования предъявляют повышенные требования к обеспечению необходимых условий для всестороннего развития творческой и гармоничной личности. Большой потенциал в решении данных задач содержится в традиционной национальной культуре. В ней заложены подлинные общечеловеческие, национальные и художественные ценности, без ориентации на которые художественно-творческое и духовное развитие личности будет невозможным. [2]

Насколько велико влияние искусства на развитие и становление личности ребенка говорит Е. Ю. Васютина: «Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности». [4]

Важнейшее значение здесь имеет ручной труд. В своей научной статье «Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда» Епураш Валентина Николаевна рассматривает ручной труд как способ «формировании целостной личности ребенка, где наибольшее значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность. Необходимо создание благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду». [5] Этому способствует — дополнительное образование, на базе которого установлена система обучения, нацеленная на непрерывное взаимодействие с творческой сферой деятельности, перехода от художественной школы на следующий этап высшего дизайн образования.

Кроме того, изучение народной культуры и народных ремёсел имеет важный воспитательный и развивающий характер для детей младшего школьного возраста. Изучение народных промыслов воспитывает терпение и усидчивость, развивает наблюдательность, ответственное отношение к труду, любовь, понимание и уважение к национальной культуре, воспитывает чувство любви, что является крайне необходимыми качествами будущего дизайнера. Работа с народными узорами и орнаментами помогает в воспитании чувства ритма и навыков композиции и воспитывает внимательное отношение к работе. [8]

Дизайн-проектирование является способом связи между современными взглядами и традициями прошлого, продвижением культуры в разных формах и сферах жизни. Схожее мнение наблюдается у Соколовой М.С: «Народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека, представляющую собой одновременно материальную и духовную культуру. Это искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся формообразующим началом, связывающим современность с прошлым». [10]

Стремительно развитие технологий, которые вошли в повседневную жизнь каждого человека, накладывают сильный отпечаток на процесс образования. В процессе обучения активно используются цифровые и интерактивные технологии, видео лекции и видео презентации и т. д. Однако, несмотря на все преимущества, использование технологий в образовании (особенно на творческих специальностях) имеет и ряд недостатков. Чрезмерное использование гаджетов, приложений и технических устройств в образовательном процессе тормозят эмоциональное и социальное развитие ребенка. А активный просмотр видео ряда и презентаций приучает к копированию, а не развивает способность создавать новое, индивидуальное. Исследования, проведенные в Бостонском университете, наглядно показывают, что на первый взгляд технические устройства с образовательной точки зрения должны приносить пользу, но в итоге, дети, в чьи руки гаджеты попали слишком рано, заметно отстают в эмоциональном и социальном развитии, а, следовательно, и в творческом тоже. «В настоящее время, невозможно быть хорошим специалистом в образовании без знания и владения современными информационными технологиями» [8], однако чрезмерное увлечение приводит к рассеиванию внимания, ребёнок теряет способность концентрироваться на одной основной задаче, а это очень важные навыки для дизайнера.

На этапе младшего школьного возраста ребенок находится на стадии обучения, когда основное внимание направлено на повторение и запоминание пройденного материала. В этот момент особо хорошо прививать первоначальные навыки владения различными материалами, представление об основных законах композиции и правилах для эффективного и качественного достижения результата. Особо ярко выражение фантазии, воображения в этом возрасте достигается благодаря деятельности, где возникают живые яркие впечатления, новые ассоциации и другие активные психические функции.

Знакомство с национальной культурой и овладение народными ремеслами возможно через вербальное общение в коллективе, закладываются принадлежность коммуникативной, нравственной, организационной личности, а также и ускоренному усваиванию материала. Профессия дизайна — это та сфера, где ценится коллективная работа и умение взаимодействовать с заказчиком для наилучшего результата в деятельности.

Декоративное творчество представляет характерные особенности произведения народного прикладного искусства, в котором заложена «декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми». [3] В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Это творческое ремесло, которое закладывает основы многих знаний и навыков, необходимых для будущего дизайнера.

Ручной труд в декоративно прикладном творчестве является играет важнейшую роль в дизайн-образовании. Через владение разными техниками и материалами воспитывается эстетический вкус, прививается ответственное отношение к работе, внимательность и усидчивость, любовь к творчеству и искусству, способность к созданию нового, индивидуального, вместе с тем раскрывать особенности культурных национальных традиций. Через ручной труд проявляется то, как ребенок мыслит и как умеет передавать свои идеи, самовыражаться, открывать себя.

Занятия в системе дополнительного образования детей способствуют развитию способностей и интересов социального и профессионального самоопределения учащихся. [6] Будучи студентом знания, полученные при дополнительном образовании, могут применяться в процессе создания разного рода объемных композиций, помогают визуализировать и представлять объемные предметы, отдельный элемент или цельный дизайн-проект перед разработкой и проектированием в 3Д программах, применять накопленные навыки по колористике, стилю и подбору материалов по фактуре, текстуре; выявлять характер формы и т. д.

Осуществление введения в дополнительное образование предметов декоративно-прикладного искусства позволит наиболее стремительно раскрывать творческих потенциал, заложить все главные и первостепенные навыки. А приближение учащихся к народному творчеству и познанию народных культурных традиций, восстановит преемственность в развитии отечественной культуры, определит ее место в современном мире и позволит по-новому рассмотреть подходы к продуктам дизайн-проектирования.

Литература:

  1. Азашикова Э. Г., Прудовская О. Ю. Принципы формирования предметно-пространственной среды учреждений дополнительного образования В сборнике: Инновации в дизайне и дизайн-образовании Сборник научных статей: по материалам научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия Е. Ж. Шуплецова (отв. ред.) [и др.]. 2017. С. 81–86.
  2. Бакалдина, Г.В., Народная культура в системе дизайн-образования: учеб. Пособие/ Г. В. Бакалдина //.- Орел: Орел ГТУ, 2008–166с, ил.
  3. Буровкина, Л.А Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре / А. Л // Вестник ТГУ. 2007. № 8.
  4. Васютина, Е. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства / Е. Ю. Васютина// Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5.
  5. Епураш, В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда / В. Н. Епураш // Концепт. 2015. № 3.
  6. Забельская, Т. В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка / Т. В. Забельская // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. № 3.
  7. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда. Журнал Новый Мир, номер 8, 1994
  8. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М. А. Некрасова. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343с.
  9. Пазникова, З. И. Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства / З. И. Пазникова // Вестник БГУ. 2011. № 1
  10. Соколова, М. С. Декоративно-прикладное искусство в системе культура-искусство-производство / М. С. Соколова // Вестник ОГУ. 2007. № 11–2
  11. Чалая А. И. Роль средового дизайна в современной культуре. В сборнике: Дизайн и архитектура: синтез теории и практики Сборник научных трудов. II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 309–315.
Основные термины (генерируются автоматически): народная культура, дополнительное образование, ручной труд, младший школьный возраст, национальная культура, декоративно-прикладное искусство, будущий дизайнер, дальнейшее развитие, ответственное отношение, ранний возраст.


Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность...

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников.

«… Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

Декоративно-прикладное искусство, являясь частью культуры, сохраняет все особенности, присущие ей, а также механизмы ее усвоения

В научной литературе встречается немало функций, которые всесторонне характеризуют особенности современной культуры, в том...

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства на

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств

Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей...

Именно в младшем школьном возрасте это происходит наиболее прогрессивно, ребенок развивает

Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации досуга детей

Младший школьный возраст – это период активного развития ребенка как личности.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

В младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного и эстетического воспитания.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

дополнительное образование, младший школьный возраст, творческая способность детей, способность, ребенок, развитие, творческая деятельность, дополнительное образование детей, художественное творчество...

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Ознакомление детей раннего возраста с...

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии... Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей...

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами...

народное искусство, прикладное искусство, дошкольный возраст, народная культура, работа, народное прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность...

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность...

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников.

«… Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

Декоративно-прикладное искусство, являясь частью культуры, сохраняет все особенности, присущие ей, а также механизмы ее усвоения

В научной литературе встречается немало функций, которые всесторонне характеризуют особенности современной культуры, в том...

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства на

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств

Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей...

Именно в младшем школьном возрасте это происходит наиболее прогрессивно, ребенок развивает

Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации досуга детей

Младший школьный возраст – это период активного развития ребенка как личности.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

В младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного и эстетического воспитания.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Художественный ручной труд в системе дополнительного...

дополнительное образование, младший школьный возраст, творческая способность детей, способность, ребенок, развитие, творческая деятельность, дополнительное образование детей, художественное творчество...

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Ознакомление детей раннего возраста с...

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии... Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей...

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами...

народное искусство, прикладное искусство, дошкольный возраст, народная культура, работа, народное прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность...

Задать вопрос