Исследование трансформации бизнес-моделей современных компаний под влиянием диджитализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Зайниева, А. С. Исследование трансформации бизнес-моделей современных компаний под влиянием диджитализации / А. С. Зайниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70209/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлен анализ лучших практик трансформации бизнес-моделей современных компаний под влиянием диджитализаци.

Ключевые слова: бизнес-модель, диджитплизация, трансформация бизнес-процессов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что всеми широко известные в мире специалисты в области менеджмента, такие как Майкл Армстронг, Анжела Бэрон, Гэри Кокинз утверждают, что необходимо осваивать успешные корпоративные практики компаний для принятия обоснованных стратегических решений при построении бизнес-процессов компании под влиянием диджитализации.

В современных компаниях, трансформацию бизнес-моделей компаний можно разделить на пять видов бизнес-моделей, которые основаны на идеях разделения бизнес-модели, «длинного хвоста», многосторонних платформ, FREE как бизнес-модель и открытые бизнес-модели [1,2,3]. Рассмотрим трансформацию бизнес-моделей компаний на примере «разделения» бизнес-модели.

Идея «разделения» бизнес-модели предполагает наличие три фундаментальных элемента бизнес-деятельности, которые ориентированы:

 на взаимодействие с клиентом,

 управление инфраструктурой,

 инновации [1].

Каждому элементу присущи свои экономические, конкурентные и культурные правила, которые могут сосуществовать в пределах одной компании, но в идеале должны быть разделены с целью исключения конфликтных ситуаций или нежелательного влияния. На рисунке 1 наглядно представлен пример бизнес-модели «разделения», которая демонстрирует, как происходит разделение и фокусировка на основной деятельности в сфере мобильной связи в отличие от «неразделенной» бизнес-модели [2,3].

Рис.1. Сопоставление «разделенной» и «неразделенной» моделей (составлено автором по [1, с.65–70])

Тем самым, на основании рисунка 1 и [1,2,3] проведем анализ противоречий элементов идеи «разделения» двух бизнес-моделей на примере банковской модели Private Banking[1] и модели в компаниях мобильной связи (табл.1).

Таблица 1

Анализ противоречий элементов идеи «разделения» бизнес-моделей

( — инновации, — управление инфраструктурой, — взаимоотношения с клиентами)

Структурный блок

Содержание блока модели Private Banking

Cодержание блока модели в компаниях мобильной связи

Противоречия

блоков у двух моделей

1

2

3

Private Banking

Мобильные операторы

1

Потребительские сегменты (ПС)

Персональные взаимоотношения с клиентами

Управление крупными счетами

Клиентская база

Да

Нет

2

Ценностное предложение (ЦП)

Традиционный сервис для богатых клиентов

Финансовые продукты

Управление банковскими операциями

Передача голосовых данных

Нет

Нет

3

Каналы сбыта (КС)

Личные связи

Продажи

Операционная платформа

Розничные продажи

Нет

Нет

4

Взаимоотношения с клиентами (ВК)

Персональные взаимоотношения с клиентами

Управление крупными счетами

Привлечение

Сохранение

Да

Нет

5

Потоки поступления доходов (ПД)

Плата за обслуживание и консультации

Вознаграждение за разработки и успешную работу

Процент по сделкам

Голосовые данные

Прибыль от предоставляемых услуг

Да

Нет

6

Ключевые ресурсы (КР)

Бренд / доверие

Интеллектуальная собственность

Операционная платформа

Сеть

Бренд

Клиентская база

Да

Нет

7

Ключевые виды деятельности (КД)

Консультации

Разработка продуктов

Маркетинг

Управление платформой

Обслуживание сети

Предоставление услуг

маркетинг

Да

Нет

8

Ключевые партнеры (КП)

Иные источники продуктов

Поставщики телекоммуникационного оборудования

Нет

Нет

9

Структура издержек (СИ)

Управление платформой

Персонал: отдел исследования и разработок

Персонал: частные банкиры

Обслуживание сети

Маркетинг

Да

Нет

Таким образом, в модели Private Banking банк предлагает потребительскому сегменту (ПС — № 1) свои продукты конкурирующим банкам, однако при этом возникает конфликт интересов. Что касается взаимоотношения с клиентами (ВК — № 4), то банк обслуживает два сектора рынка с разной динамикой. Работа с богатыми клиентами — долговременный, ориентированный на взаимоотношения процесс, а продажа финансовых продуктов банкам, предоставляющим услугу private banking — динамичное, подверженное быстрым переменам направление деятельности. В блоке «потоки поступления доходов» (ПД — № 5) — отдел финансовых продуктов убеждает консультантов продавать клиентам продукты, разработанные банком. Это противоречит интересам клиентов независимых консультантов. Клиенты хотят вкладывать деньги в лучшие продукты на рынке, вне зависимости от того, кому они принадлежат. Управление операционной платформой требует масштаба для снижения издержек, а достичь этого силами одного банка трудно (КР — № 6). Для инновационной деятельности нужна скорость действий и быстрый выход на рынок, что вступает в противоречие с долговременными отношениями с богатыми клиентами (КД — № 7), а управление операционной платформой, ориентированной на издержки и эффективность, вступает в конфликт с оказанием консультационных услуг и разработкой финансовых продуктов, требующих привлечения высокооплачиваемых специалистов.

В телекоммуникационных компаниях приводят «разделение» бизнеса на три составляющих элемента (инновации — № 2, управление инфраструктурой № 6,7,8 и взаимоотношения с клиентами — № 1,3,4), где изначально ориентация была на качество (рис.1, табл. 1). Теперь основным активом этих компаний — бренд и отношения с клиентами. Компании мобильной связи, такие как France Telecom, KPN и Vodafone передали часть работы по обслуживанию сетей производителям оборудования (Nokia, Siemens, Alcatel, Ericsson), тем самым они могут обеспечивать работу сети с меньшими издержками, так ка обслуживают несколько операторов одновременно и таким образом экономят на масштабе и обеспечивают разделение инфраструктуры — № 6,7,8. Следовательно, компании могут в большей степени сосредоточиться на продвижении бренда и на построении взаимоотношения с клиентами — № 1,3,4. Что касается инноваций — № 2, то производство новых товаров и услуг можно передавать небольшим фирмам, тем самым получается постоянный приток новых технологий, сервисов и медиа-контента. Например, австрийская Mobilizy и шведская tat. Mobilizy занимается привязкой к местности для смартфонов, а tat. Разрабатывает интерфейс для продвинутых юзеров.

Литература:

  1. Александр, Остервальдер. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / Остервальдер Александр, Пинье Ив; перевод М. Кульнева; под редакцией М. Савиной. — 2-е изд. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 287 c. — ISBN 978–5-9614–1844–6.
  2. Трейси М., Вирсема Ф. Маркетинг ведущих компаний. Выбери потребителя, определи фокус, доминируй на рынке. — М.: Вильямс, 2007.
  3. “Unbundling the Corporate”. Harvard Business Review. Hagel, John, Singer, Marc. March-April 1999.

[1] Private banking (РВ) - комплекс финансовых и нефинансовых услуг, который предлагается банками VIP-клиентам и включает в себя индивидуальную систему обслуживания. Выделен в банках в отдельное направление бизнеса.

Основные термины (генерируются автоматически): клиент, мобильная связь, нет, операционная платформа, компания, управление инфраструктурой, FREE, KPN, клиентская база, обслуживание сети.


Ключевые слова

бизнес-модель, диджитплизация, трансформация бизнес-процессов

Похожие статьи

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Платформу уже используют органы государственного управления, школы и вузы, банки и

Приложения, услуги и контент, которые построены на базе технологий третьей платформы

Все элементы платформы мобильные и социальные технологии, облачные вычисления...

Организация автоматизированной системы управления...

2 Описать требования к автоматизированным системам управления IT-инфраструктурой.

Системы управления корпоративными сетями существуют не очень давно.

Операционная база данных.

Соответственно, все сервера платформ Linux/Unix попадают в раздел Linux/Unix Servers.

Клиентский опыт (Customer Experience) как инструмент обратной...

клиент, банк, клиентский опыт, компания, управление впечатлениями, NPS, конкурентная среда, услуга, продукт, системный подход.

Основной целью нашего исследования является разработка базы данных «Информационно-справочная система учета клиентов для...

Дистанционное банковское онлайн-обслуживание

С помощью этого «виртуального офиса» клиент может загружать клиент-клиентское программное обеспечение или напрямую

Дистанционное банковское обслуживание — наиболее востребованная услуга среди клиентов — юридических лиц российских банков.

Оптимальный алгоритм взаимодействия информационного...

В последнее время в нашу жизнь прочно вошли мобильные устройства, которые используются не только для выполнения звонков, но и для обработки больших данных и выполнения вычислений. Для доступа к информационным ресурсам и системам мобильные приложения...

Связь online- и offline-коммуникаций в условиях современного рынка

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы сеть Интернет воспринимается, как привлекательный и эффективный коммуникационный, маркетинговый или рекламный медиаканал.

Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере

Традиционно под мобильным банкингом понимают определенное количество различных сервисов, которые позволяют клиенту, как получать информацию о своем банковском счете, так и управлять им при помощи мобильных средств связи.

Разработка мобильных приложений с использованием облачных...

В статье рассмотрены особенности разработки мобильных приложений с использованием облачных баз

Благодаря мобильным технологиям образуются новые каналы связи, новые

Анализ возможностей аппаратных мобильных платформ и инструментальных средств для...

Проектирование мобильных приложений и облачных сервисов

Особенности портирования приложений на мобильные платформы.

облачные сервисы и мобильные приложения — это возможность наращивать клиентскую базу, повышая качество индивидуального обслуживания и уменьшая расходы на IT-инфраструктуру.

Похожие статьи

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Платформу уже используют органы государственного управления, школы и вузы, банки и

Приложения, услуги и контент, которые построены на базе технологий третьей платформы

Все элементы платформы мобильные и социальные технологии, облачные вычисления...

Организация автоматизированной системы управления...

2 Описать требования к автоматизированным системам управления IT-инфраструктурой.

Системы управления корпоративными сетями существуют не очень давно.

Операционная база данных.

Соответственно, все сервера платформ Linux/Unix попадают в раздел Linux/Unix Servers.

Клиентский опыт (Customer Experience) как инструмент обратной...

клиент, банк, клиентский опыт, компания, управление впечатлениями, NPS, конкурентная среда, услуга, продукт, системный подход.

Основной целью нашего исследования является разработка базы данных «Информационно-справочная система учета клиентов для...

Дистанционное банковское онлайн-обслуживание

С помощью этого «виртуального офиса» клиент может загружать клиент-клиентское программное обеспечение или напрямую

Дистанционное банковское обслуживание — наиболее востребованная услуга среди клиентов — юридических лиц российских банков.

Оптимальный алгоритм взаимодействия информационного...

В последнее время в нашу жизнь прочно вошли мобильные устройства, которые используются не только для выполнения звонков, но и для обработки больших данных и выполнения вычислений. Для доступа к информационным ресурсам и системам мобильные приложения...

Связь online- и offline-коммуникаций в условиях современного рынка

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы сеть Интернет воспринимается, как привлекательный и эффективный коммуникационный, маркетинговый или рекламный медиаканал.

Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере

Традиционно под мобильным банкингом понимают определенное количество различных сервисов, которые позволяют клиенту, как получать информацию о своем банковском счете, так и управлять им при помощи мобильных средств связи.

Разработка мобильных приложений с использованием облачных...

В статье рассмотрены особенности разработки мобильных приложений с использованием облачных баз

Благодаря мобильным технологиям образуются новые каналы связи, новые

Анализ возможностей аппаратных мобильных платформ и инструментальных средств для...

Проектирование мобильных приложений и облачных сервисов

Особенности портирования приложений на мобильные платформы.

облачные сервисы и мобильные приложения — это возможность наращивать клиентскую базу, повышая качество индивидуального обслуживания и уменьшая расходы на IT-инфраструктуру.

Задать вопрос