Концепция создания этнографического парка «Древняя Русь» на территории Вологодской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 1256 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, А. А. Концепция создания этнографического парка «Древняя Русь» на территории Вологодской области / А. А. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 531-535. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70179/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье главное внимание обращено на необходимость инновационного подхода к развитию этнографического туризма в Вологодской области. Рассмотрены некоторые из существующих объектов, деятельность которых связана с этнографическим туризмом. Представлен проект этнопарка «Древняя Русь».

Ключевые слова: этнографический туризм; этнографический парк, аттрактив.

This article focuses on the need of an innovative approach to the ethnographic tourism development in the Vologodskaya region. It is considered some of the existing objects whose activities are associated with ethnographic tourism. The project of the ethnopark «Ancient Russia» is presented.

Key words: ethnographic tourism; ethnographic park, attraction.

Вологодская область — необыкновенный самобытный край, богатый культурными традициями. Она известна многообразием промысловой и ремесленной деятельности. Во всем мире пользуется большой популярностью вологодское кружево, привлекающее разделением кружевного изделия на узор и фон. Шемогодская резьба по бересте также является уникальным ремеслом. Помимо этого, в Вологодской области сохранилось около 20 разновидностей традиционных росписей, каждая из которых обладает неповторимыми чертами.

Несмотря на имеющийся потенциал региона, развитие этнографического туризма находится на относительно низком уровне. Тем не менее, местные органы власти и частные лица предпринимают некоторые попытки по его активному становлению: осуществляется поддержка этнографических деревень («Пожарище», «Сизьма», «Семёнково», дивный дом «Бобровый хутор», «Вепсская горница» и т. д.), создаются экскурсионные программы в Центрах традиционной народной культуры, предлагаются туристские программы в турфирмах (сеть туристических агенств «Белка-тур» — тур «Русь изначальная. Русь самобытная (Вологда-Сухогорье), турфирма «Палитра-тур» — тур «Святая Сизьма» и т. д.), ежегодно проводятся фольклорные праздники и фестивали (Международный фестиваль народных промыслов «Голос ремёсел», Межрегиональный фольклорный фестиваль «Деревня — душа России», Межрегиональный фестиваль вепсской культуры «Древо жизни», Областной фольклорный праздник «Живая старина»).

Например, в национальной деревне «Пожарище» население до сих пор не забыло старинные трудовые занятия и обряды. Местные жители знакомят с крестьянским укладом гостей, учат вышивать и ткать древнейшие орнаментальные узоры, косить и жать. Всё это происходит в естественной обстановке живого общения. Другой пример попыток развития этнографического туризма в регионе — село Сизьма. Жемчужиной Сизьмы является храм Святителя Николая Чудотворца с обилием древних святынь. В музее истории села представлена постоянная выставка предметов крестьянского быта, здесь также можно познакомиться с промыслами, развитыми в этой местности. Кроме того, сизьмичи для привлечения туристов в село воссоздают традиции проведения православных и народных праздников и гуляний. [3]

На данный момент существующие объекты реализуют туристский потенциал Вологодского региона в недостаточной степени. Основная проблема связана с отсутствием уникального продукта и его активного продвижения в организации этнографического туризма.

С целью развития этнографического туризма на территории Вологодской области и для сохранения и передачи из поколения в поколение знаний об особенностях культуры и традиций русского народа в статье предлагается концепция этнопарка «Древняя Русь» в Вологодской области. Название парка напрямую связано с историей региона, берущей начало с IX века. Население города Белоозеро, существовавшего уже в 862 году, участвовало в создании Древней Руси. Именно здесь начал своё княжество варяг Синеус. На территории Вологодской области, в результате соперничества новгородцев и владимирских князей, были основаны города Великий Устюг, Вологда, Тотьма.

Вологодская область является воплощением свободы, независимости. Исторически сложилось так, что крестьяне Русского Севера всегда оставались свободным народом, не знавшим ни татарских нашествий, ни крепостной зависимости. Поэтому в комплексе у каждого гостя будет возможность ощутить этот дух свободы. Птица, символизирующая свободу, на логотипе этнопарка «Древняя Русь» будет направлена на поддержание сформированного образа региона.

логотип.bmp

Рис. 1. Логотип этнографического парка «Древняя Русь»

При разработке концепции этнографического парка учитывалось его местоположение, благоустройство территории, его оформление и оснащение. Особое внимание было уделено разработке развлекательной программы как основного источника привлечения туристов.

Согласно разрабатываемой концепции, этнопарк «Древняя Русь» будет находиться в с. Горицы Кирилловского района Вологодской области, на берегу реки Шексны.

карта горицы.bmp

Рис. 2. Село Горицы на карте

Во-первых, данное месторасположение выгодно относительно основных достопримечательных мест Вологодской области: до г. Вологды расстояние составляет 130 км (1 ч. 53 мин. на автомобиле); до Ферапонтова монастыря — 29 км (28 мин. на автомобиле); до Кирилло-Белозерского монастыря — 8 км (11 мин. на автомобиле).

Таблица 1

Расстояния от Горицкого сельского поселения до основных достопримечательных мест Вологодской области

Достопримечательное место

Расстояние (км)

г. Кириллов

7,5

г. Вологда

130

Ферапонтов монастырь

29

Кирилло-Белозерский монастырь

8

Во-вторых, город Кириллов участвует в историко-культурном и туристском проекте «Серебряное ожерелье России», в рамках которого одним из межрегиональных направлений является «Путешествие в Древнюю Русь», что коррелирует с концепцией этнопарка «Древняя Русь». Помимо Кириллова, направление включает Великий Новгород, Изборск, Старую Ладогу, Санкт-Петербург, Олонец, Белозерск, Великий Устюг, Сыктывкар и Пустозерск. Сам туристский проект «Серебряное ожерелье России» реализуется с 2015 года при поддержке Министерства культуры РФ и Федерального агентства по туризму [4]. Кроме этого, в рамках реализации Федеральной целевой программы, Вологодская область стимулирует создание новых объектов туристской инфраструктуры. [1] Уже в 2017 году на территории региона было открыто порядка 70 новых объектов туристской инфраструктуры, в том числе 10 гостиниц различного уровня, рестораны, кафе, объекты придорожного сервиса, объекты показа, включая два частных музея. Таким образом, при претворении проекта в жизнь есть возможность рассчитывать на поддержку со стороны государственных органов, так как с их стороны заметны определённые усилия, направленные на развитие туризма в Вологодской области. [5]

хоп.bmp

Рис. 3. Схема размещения объектов этнографического парка «Древняя Русь»

Данная территория была выбрана в соответствии с правилами землепользования и застройки Вологодской области. Предполагаемая площадь — 3,1 гектар. Условными обозначениями выделены следующие объекты: 1 — административное здание. Выполняет организационную и хозяйственную функции (текущее обеспечение деятельности парка, документооборот, организация рабочих мест, взаимодействие со сторонними организациями, в том числе администрациями межрегиональных секторов парка и сотрудничающими туристическими организациями, внутреннее руководство персоналом и прочее). 2 — служебные помещения. Помещения для размещения персонала парка, а также хранения хозяйственных предметов и вещей. 3 — колодец. 4 — гостевой дом (20 номеров). 5 — гостевые дома индивидуального пользования (количество — 5). 6 — пруд. 7 — русская баня. 8 — мельница. 9 — пекарня. 10 — кружало (ресторан). 11 — мастерская для кружевоплетения. 12 — кузница. 13 — маслобойня. 14 — сыроварня. 15 — скотный двор.

Подразумеваются следующие основные принципы построек: компактность сооружений в целях сохранения тепла в суровых климатических условиях; высокий подклёт, отделяющий жилую поверхность от земли воздушной подушкой своеобразным теплоизолятором; полутораметровая длина козырька крыши, служащая защитой от атмосферных осадков; нахождение всех хозяйственных построек под одной крышей. В целом дизайн домов лаконичен и прост. В основном избы будут украшены рисунками и узорами с сюжетами из сказок и притч, с изображением животных и птиц, вологодской росписью. Основой интерьера изб и гостевого дома станет убранство русской северной избы. Предметный мир, окружающий северянина в прошлом, в большинстве случаев выполнялся из дерева, и практически каждое изделие украшалось резьбой. [2] Для создания атмосферы Вологодчины в интерьере будут использоваться различные промысловые изделия: игрушки из дерева или глины, предметы с «шемогодской резьбой», льняные изделия.

В расположенном на территории комплекса кружале (ресторане), гости смогут попробовать из расписной деревянной посуды блюда русской кухни такие, как рыбник, говядину в горшочке, пирожки «пряженики». Туристы смогут также отведать чай из лекарственных растений, собранных в лесах и на лугах Вологодчины, а травница расскажет об их полезных для здоровья и красоты свойствах.

В качестве развлекательной программы гостям этнопарка будут предложены мастер-класс по изготовлению вологодского масла вручную, обучение кружевоплетению, кузнечному делу и созданию русских народных игрушек «Кулачника» и «Хороводницы», участие в игре в бирюльки. Изготовление настоящего вологодского сливочного масла вручную станет основным аттрактивом. Этнопарк «Древняя Русь» предложит туристам узнать историю происхождения сливочного масла, в частности вологодского, познакомиться с его производством вручную, продегустировать и приобрести приготовленный на их глазах продукт. Помимо масла, на территории парка будет производиться сыр.

Особенным явлением в народном искусстве Русского Севера является вологодское кружево. Вологодское кружево известно по всему миру. В течение долгого времени оно олицетворяло славу русского кружева. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шёлковых нитей; в одежде простых людей использовалось кружево из льняной пряжи. Известность вологодского кружева распространилась и заграницей: мода на него охватила многие страны Европы. Отличительная особенность вологодского кружева — чёткое деление кружева на узор и фон. В этнопарке у гостей будет возможность принять участие в мастер-классе по кружевоплетению, понаблюдать за работой мастера или принять участие самому, а также приобрести понравившееся кружевное изделие.

Дети и их родители смогут поучаствовать в создании русских народных игрушек — «Кулачника» и «Хороводницы». С помощью созданных своими руками кукол девочки смогут попрактиковаться в прядении, а мальчики в борьбе. Детство у древних славян заканчивалось рано: уже на 5–6-летних детей возлагались определённые домашние обязанности. Для выполнения определённых видов деятельности — прядения пряжи и плетения лаптей — была необходима сила и ловкость рук. Поэтому предприимчивые славяне придумали, каким образом развивать навыки у детей. Для девочек сделали куклу «Хороводницу», игра с которой в точности напоминала работу за веретеном. У мальчиков была другая кукла, которая помимо тренировки рук, обучала и другим занятиям, важным для мужчины. Игра с куклой «Куклак» — один из наиболее простых и безопасных способов обучения основным приёмам защиты. Регулярные игры с такой игрушкой превращали мальчика в опытного и ловкого борца, способного защитить семью.

Кроме того, в качестве развлечения детей будут проводиться русские народные игры такие, как салки, прятки, гуси, горелки под руководством девушки-крестьянки (аниматора).

Во время праздников туристы смогут послушать старинные протяжные песни, станцевать «Кружку» под тальянку (разновидность гармони). Народное гуляние не обойдётся и без гармони и бойких заливистых частушек. Кроме того, гости услышат и древнейшие напевы обрядовых песен, звуки которых сливаются с окружающей природой. У туристов также будет возможность послушать рассказы пожилых жителей о домовом, лесовом, полуднице, о Заре-зарянице, о Морозе, напоминающие людям о язычестве на Русской земле, о времени, когда человек и природа были едины.

Для организации досуга гостей в этнопарке будут разработаны развлекательные программы в зависимости от сезона. В программу, рассчитанную на круглый год, будут включены организованные экскурсии в Вологду и местные монастыри; знакомство с растениями Вологодчины и их полезными свойствами; охота и рыбалка; походы в лес в сопровождении лесника. В летний период программа будет состоять из игры в русскую лапту и катания на лодках по реке Шексна. В зимний период — участия в зимних забавах и поездки в Великий Устюг на несколько дней. В течение всего года дополнительно будут предлагаться экскурсии в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, города Вологда, Белозерск и Кириллов.

Этнопарк «Древняя Русь» станет привлекательным местом для индивидуального потребителя и для семей с детьми. Уровень дохода гостей — средний. Основной целевой сегмент этнопарка «Древняя Русь» составляют туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из ближайших субъектов РФ. Дополнительный целевой сегмент — гости из стран Западной и Северной Европы. Кроме того, к потенциальному сегменту относятся туристы из Китая и Индии, проявляющие интерес к культуре русского народа. Представители каждого из сегментов мотивированы на знакомство с традициями, обычаями и культурой русского народа европейского севера.

В целях продвижения этнопарка «Древняя Русь» будет создан официальный сайт с основной информацией о нём. Кроме того, услуги комплекса будут предлагаться на сайтах бронирования, таких как booking, trivago, ostrovok и др. Немаловажное значение имеет продвижение в социальных сетях таких, как Вконтакте, Facebook, Instagram. Необходимо привлечь агентов влияния, например, Леонида Парфенова, уроженца Вологодской области.

Для обеспечения парка квалифицированным персоналом будут заключены договоры о взаимовыгодном сотрудничестве с Вологодским и Череповецким государственными университетами, которые смогут впоследствии отправлять своих студентов, обучающихся на направлениях «Туризм. Технология и организация экскурсионных услуг» (г. Череповец), «Туризм» и «Гостиничное дело» (г. Вологда), на различные виды практики в комплекс.

В заключение хотелось бы отметить, что процессы урбанизации и глобализации последней четверти прошлого века привели к снижению значения традиционных устоев и этнической принадлежности. Тем не менее, представители разных народов испытывают необходимость в приобщении не только к мировой культуре, но и к своей. Помимо удовлетворения этой потребности, этнографический туризм способствует сохранению и возрождению этнокультурного наследия. Более того, данный вид туризма формирует уважительное отношение и интерес к особенностям других культур.

Литература:

  1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)»
  2. Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры: Архитектура-С. Москва. 2003, 511 с.
  3. Официальный сайт портал о туризме в Вологодской области [Электронный ресурс] / Общая информация. URL: http://vologdatourinfo.ru/obschaya-informaciya (дата обращения: 30.11.2019).
  4. Официальный сайт гуманитарного просветительского проекта «Культура.РФ. [Электронный ресурс] /Серебряное ожерелье URL: https://www.culture.ru/s/serebryanoe-ozherelye/(дата обращения: 29.11.2019).
  5. Официальный сайт Федерального агентства по туризму «Ростуризм» [Электронный ресурс] / Статистические данные по РФ. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018(дата обращения: 29.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Вологодская область, этнографический туризм, вологда, вологодское кружево, Великий Устюг, Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов, русский народ, Древняя Русь, Русский Север.


Ключевые слова

этнографический туризм, этнографический парк, аттрактив

Похожие статьи

Тенденции развития культурно-познавательного туризма в Рязанской области

В данной статье рассматривается развитие туризма в Рязанской области в целом и культурно-познавательный туризм в области как отдельная единица, потому что на его долю приходится 60 % туристского потока в области. Это не удивительно, ведь Рязанская об...

Перспективы развития экологического туризма в Кемеровской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития экологического туризма в Кемеровской области. Доказывается, что экологический туризм предлагает уникальное решение, которое обеспечит рабочие места и стабильно высокие доходы населения и сохранит ...

Ландшафтное изучение острова Русский (Приморский край)

В настоящей статье представлен обзор исследований, посвященных ландшафтному изучению территории острова Русский. Определены основные перспективные направления ландшафтных исследований, осуществление которых актуально для территории острова Русский в ...

Формирование привлекательного бренда региона Республика Карелия

Статья посвящена вопросам необходимости формирования бренда территории Республика Карелия, рассмотрены возможности при развитии туризма, а также предоставлена актуальная статистическая информация.

Государственная поддержка развития народных промыслов на примере Томской области

В данной работе проведено исследование о сохранении и развитии народных художественных промыслах.

Внутренний туризм: продвижение филимоновской игрушки как регионального бренда Тульской области

Статья посвящена развитию системы сферы внутреннего туризма на основе прослеживания культурно-исторической памяти населения Тульского региона, в свете развития филимоновской игрушки как регионального бренда и культурной традиции.

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Изучение опыта сохранения и популяризации культурного наследия на примере Калужской области

В статье обозначены проблемы, связанные с объектами культурного наследия на территории нашей страны и Калужской области. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти региона, государственных учреждений, общественных организаций, направл...

Агротуризм: проблемы и перспективы (на примере Орловской области)

В статье проведен SWOT-анализ, который показывает потенциал развития агротуризма в Орловской области, а также обоснованы основные проблемы и предложены пути их решения.

Об актуальности использования родовых поместий

В статье акцентируется внимание на многовековой культурно-исторической традиции создания родовых поместий.

Похожие статьи

Тенденции развития культурно-познавательного туризма в Рязанской области

В данной статье рассматривается развитие туризма в Рязанской области в целом и культурно-познавательный туризм в области как отдельная единица, потому что на его долю приходится 60 % туристского потока в области. Это не удивительно, ведь Рязанская об...

Перспективы развития экологического туризма в Кемеровской области

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития экологического туризма в Кемеровской области. Доказывается, что экологический туризм предлагает уникальное решение, которое обеспечит рабочие места и стабильно высокие доходы населения и сохранит ...

Ландшафтное изучение острова Русский (Приморский край)

В настоящей статье представлен обзор исследований, посвященных ландшафтному изучению территории острова Русский. Определены основные перспективные направления ландшафтных исследований, осуществление которых актуально для территории острова Русский в ...

Формирование привлекательного бренда региона Республика Карелия

Статья посвящена вопросам необходимости формирования бренда территории Республика Карелия, рассмотрены возможности при развитии туризма, а также предоставлена актуальная статистическая информация.

Государственная поддержка развития народных промыслов на примере Томской области

В данной работе проведено исследование о сохранении и развитии народных художественных промыслах.

Внутренний туризм: продвижение филимоновской игрушки как регионального бренда Тульской области

Статья посвящена развитию системы сферы внутреннего туризма на основе прослеживания культурно-исторической памяти населения Тульского региона, в свете развития филимоновской игрушки как регионального бренда и культурной традиции.

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Изучение опыта сохранения и популяризации культурного наследия на примере Калужской области

В статье обозначены проблемы, связанные с объектами культурного наследия на территории нашей страны и Калужской области. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти региона, государственных учреждений, общественных организаций, направл...

Агротуризм: проблемы и перспективы (на примере Орловской области)

В статье проведен SWOT-анализ, который показывает потенциал развития агротуризма в Орловской области, а также обоснованы основные проблемы и предложены пути их решения.

Об актуальности использования родовых поместий

В статье акцентируется внимание на многовековой культурно-исторической традиции создания родовых поместий.

Задать вопрос