В последние годы в связи с внедрением ФГОС ДО возродилась тенденция научного рассмотрения проблем организации развивающей среды в дошкольных организациях, однако, до сих пор нет единого мнения о сущности развивающей среды, ее структуре, основных компонентах. Данная статья направлена на рассмотрение вышеуказанной проблемы в историческом аспекте и определение современной сущности рассматриваемого вопроса: понятие и структура «развивающей среды».
Ключевые слова: среда, развивающая среда, структура развивающей среды, компоненты развивающей среды ДОО.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС ДО) дошкольное образовательное учреждение — это первая образовательная ступень, которая выполняет очень важную функцию по подготовке детей к школе [11, п. 1, п. 4, ст. 10]. Так же в данном документе подчеркивается, что одной из задач на решение которой направлен ФГОС ДО является обеспечение разнообразия и вариативности организационных форм и программ дошкольного образования, возможностей для формирования Программ имеющих разную направленность при учете потребностей образования, состояния здоровья и способностей дошкольников [14, пп 1., п. 1.6.]. В этой ситуации необходимо использовать гибкий средовой подход, который позволит обеспечить понимание необходимости, достаточности и эффективного использования имеющихся у конкретной образовательной организации ресурсов по ключевым направлениям деятельности.
Среду в качестве условия для оптимального саморазвития личности одним из первых начал рассматривать Ж. Ж. Руссо. Он считал, что эффективность системы воспитания зависит от созданной особой развивающей среды, приводящей в равновесие природные потребности и реальные возможности. Личность, находясь в такой среде добывает знания сама, и развитые таким образом ее свойства дают возможность сохранения внутренней свободы и независимости от существующих в обществе заблуждений и предрассудков [12].
Большое значение собственному опыту ребенка придавал С. Френе при разработке концепции творческого развития личности, а также считал важным правильное конструирование обучающей и развивающей личность среды [15].
Термин «среда» появился в 20-е годы, когда в отечественной психологии и педагогике отмечено частое употребление понятий «окружающая среда» (А. С. Макаренко), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «педагогика среды» (С. Т. Шацкий). Многие исследования подтверждали, что объектом воздействия преподавателя должны быть внешние условия, в которых существует ребенок, то есть среда, окружение, межличностные отношения, деятельность [2].
В 1932 году впервые была дана формулировка требованиям к развивающей среде. Разработка типового проекта по построению детских садов привела к необходимости решения вопроса о групповом оборудовании и организации для детей жизненного пространства. Именно в этот период стали использоваться термины «игровые зоны», «игровые уголки».
В 1960 году был открыт НИИ дошкольного воспитания и начата научная разработка предметно-игрового оборудования для детских садов. Н. Н. Поддъяков и С.Л Новоселова внесли огромный вклад в создание дидактических пособий и развивающих игрушек. Формирование новой педагогической классификации игрушек; разработка принципов по формированию предметной среды, развивающих конструкторов, модульных игровых сред, систем развивающих игрушек осуществлялось в 1970-х годах (Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, Г. Г. Локуциевская, Н. Н. Поддъяков и др.). Существенные результаты в рассматриваемой области были достигнуты к началу 1980-х годов и во второй их половине при научном руководстве Л.А Парамоновой, Н. Н. Поддъякова и С. Л. Новоселовой была разработана концепция и система «компьютерно-игровой комплекс» (КИК).
В начале 90-х годов отечественными психологами проводилась масса исследований, с которыми связано активное использование понятия «развивающая среда». Активную разработку вопроса развивающей среды в 1990-е годы вели В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелковаидр. За основу при составлении определения развивающей среды исследователи брали суть понятий «жизненная среда» и «окружающая среда» — то есть постоянное взаимодействие между человеком и средой его проживания, обучения, развития, воспитания. В качестве совокупного влияния условий, формирующих личность и возможностей для развития личности, рассматривается исследователями образовательная среда, а развивающая образовательная среда — в качестве системы психологических и педагогических условий, создающих возможности раскрытия способностей, которыми обладает личность [5, с. 14].
В широком смысле под развивающей образовательной средой понимается любое социокультурное пространство, в котором происходит развитие личности. Л. С. Выготским, В.В Давыдов, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, А.Н Леонтьев и другие считали, что развивающей средой является упорядоченное определенным образом пространство осуществления развивающего обучения [10, с. 112]. По мнению А. В. Хуторского развивающая среда — это искусственно или естественно созданное социальное и культурное окружение, в которое входят обеспечивающие продуктивную деятельность человека разные содержания и средства образования [16].
Более узкое понимание «развивающая среда» содержится в определении В. И. Слободчикова, с точки зрения информационно-коммуникационное понимания, рассматривающего развивающую образовательную среду в качестве предмета совместной деятельности при образовании которого осуществляется выстраивание определенных отношений и связей между отдельными субъектами, программами и институтами образования. Развивающая образовательная среда с одной стороны автором определяется в качестве включения в процесс развития с выявлением целей и функций среды, а с другой — отмечает что свое начало такая среда берет в предметности культуры общества [13, с. 173]. Таким образом развивающая образовательная среда автором определяется как динамично развивающееся образование, возникающее в качестве продукта, существующего между человеком, пространством образования, местом образования и управлением образованием взаимодействия.
В структуру развивающей среды дошкольников входит предметно-пространственная среда. Систему материальных объектов деятельности ребенка, меняющую само содержание физического и духовного его развития С. Л. Новоселова определяет развивающей предметной средой. По ее мнению, обогащенная развивающая среда обладает целостностью и единством обеспечивающих разнообразие детской деятельности, природных и социальных инструментов [7, с. 76]. «Предметная среда» в этом случае рассматривается в качестве заполненного разными предметами пространства, находясь в котором ребенок познает окружающий мир при помощи взрослого, то есть в узком значении.
Таким образом, организованное жизненное пространство, обеспечивающее культурное и социальное становление личности, развитие ее способностей, удовлетворяющее актуальное творческое развитие является предметно-развивающей средой.
Единство, производимых каким-либо способом обществом, обеспечивающих деятельность на производстве и в быту, изделий определенным образом организованное является предметной средой. Предметная среда в совокупности с сооружениями и зданиями создает искусственную среду жизнедеятельности человека, а также совокупность или систему предметных сред, в которые включены необходимые для организации самостоятельной творческой деятельности материалы, оборудование, пособия, игрушки и игры.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, реализующей вариативные формы дошкольного образования (далее — ВФДО) должна удовлетворять интересы и потребности ребенка, давать возможность свободно использовать средства конструктивной, игровой, изобразительной и иной деятельности, давать возможность чувствовать себя постоянно полноценным владельцем игрушек.
Предметно-пространственный компонент является центральным в нескольких составляющих развивающей среды, которые выделены исходя из проведенного по работам К. С. Казаковой, Е. А. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Т. Н. Щербаковой анализа:
— Пространственно-предметный компонент. Совокупность таких компонентов способствует возможности субъектов образовательной среды действовать по требованиям пространства данной среды. Является количественным показателем, характеризующим количество существующих в образовательной среде активных компонентов (внешкольных образовательных учреждений, образовательных проектов, программ, учебных теле каналов, сайтов, изданий и т. д.) на данной территории, приходящихся на единицу населения [3, с. 67]. Т. Н. Щербакова пишет, что архитектурные особенности зданий, определенная атрибутика обстановки обучения, оборудование являются предметно-пространственным компонентом [17, с. 547].
Для всестороннего развития ребенка развивающая среда должна соответствовать определенным требованиями, основные из которых В. В. Давыдов и Л. Б. Петровский выделили в своих работах. Таким образом развивающая среда, по их мнению, должна содержать необходимые для оптимизации совокупности видов деятельности ребенка различные элементы, с предоставлением возможности выполнения деятельности, при переходе между ее видами, в качестве взаимосвязанных между собой жизненных моментов, при этом среда должны быть гибкой и управляемой и взрослым и ребенком.
− Информационный компонент в региональной среде образования: уставы, правила внутреннего распорядка учебных заведений или организации, законы государства.
− Психодидактический компонент. Внутри этого компонента содержаться ответы на вопросы, как и чему обучать, поскольку данный компонент — по сути, содержание процесса образования, организация обучения, способы деятельности, которые осваивает ребенок.
− Социальный компонент. Создаваемые при взаимодействии между субъектами процесса обучения возможности и условия. Социальный компонент образовательной среды региона выражен в социально-экономических, культурных, этнических особенностях жизни в регионе, в образе жизни, деятельности, поведении субъектов, вовлеченных в образовательную деятельность.
Развивающая образовательная среда является совокупностью в существующих при взаимодействии субъектов образования межличностных отношениях и процессе образования материальных факторов. Образовательная среда создается людьми при постоянном их воздействии на нее, однако и на каждого субъекта процесса образования образовательная среда оказывает влияние [17, с. 547].
Итак, в развитии личности ребенка основным средством выступает среда, которая является источником его социального опыта и знаний. Само понятие развивающая среда применяется в связке с названиями входящих в систему элементов, в отношении которых производится констатация. В первую очередь такими элементами выступают субъекты образования, которые вовлечены в сферу образования полностью или частично (педагоги, воспитателя, дети, семьи, учреждения образования и не только образования и т. д.). Учебные ситуации и действия, реализуемые в образовательной среде, также выступают в роли рассматриваемых элементов.
Таким образом, развивающая среда является системой, которая способствует полноценному развитию личности и деятельности ребенка. Данная система должна включать совокупность обладающих единством природных, предметных и социальных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности, и совокупность основных компонентов, полноценно развивающих ребенка в физической, социальной, эстетической, познавательной сферах. В указанные совокупности входят оздоровительные и физкультурно-игровые сооружения, сады и парки, культурные ландшафты, и природные объекты и среды; игротеки, видеотеки, библиотеки, предметно-игровая среда, музыкально-театральная среда, дизайн-студии, компьютерно-игровые комплексы, предметно-развивающая среда и т. д. Основные компоненты входящие в развивающую среду вносят в занятость по интересам ребенка разнообразие и воздействуют на личность ребенка релаксирующим образом.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 671с.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -– СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
3. Казакова К. С. Образовательная среда: основные исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра РАН, 2011. — № 6. — с. 65–71
4. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников. — СПб.,1999. — 144 с.
5. Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 13–23.
6. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» // Дошкольное воспитание, 1998. — № 4. — с. 79.
7. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — 64 с.
8. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровскиий, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. — М.: Просвещение, 1993. — 102 с.
9. Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
10. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 2003
11. Российский федеральный закон об образовании в РФ № 273 / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.03.2020)
12. Руссо Ж.Ж. Избранное // Пер. с фр. М. А. Энгельгардта. — М.: Книговек, 2018. — 644 с.
13. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая росс. конф. по экологической психологии. — 2000. — С. 172–176.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru. (дата обращения 15.03.2020)
15. Френе С. Новый взгляд на традиционную образовательную систему. Свободная школа. — М.: Амрита, 2017. — 224 с.
16. Хуторской А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Эйдос: интернет-журн. 2005. URL: http://eidos.ru/journal/2005/0901/htm (дата обращения 14.03.2020)
17. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый, 2012. — № 5. — с. 545–548.