Ценообразование в нефтедобывающей отрасли республики Казахстан: влияние и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 5696 раз

Библиографическое описание:

Токмурзиев, Мурат. Ценообразование в нефтедобывающей отрасли республики Казахстан: влияние и особенности / Мурат Токмурзиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 1. — С. 173-177. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3567/ (дата обращения: 19.11.2024).

В современном мире нефть уже не одно десятилетие остается важнейшим фактором в экономике и политике, определяющим вектором развития многих государств. Энергетические возможности и ресурсы любой из стран играют не последнюю роль не только в обеспечении экономической независимости и безопасности, но и в степени ее влияния на развитие политических процессов в мире.

По предварительным данным нефтедобывающими компаниями республики за 9-ть месяцев 2010 года добыто 58 932 тыс. тонн нефти, включая газовый конденсат (104,8 %). План добычи нефти и газового конденсата на 2010 год составляет 80,0 млн.тонн (104,6 %).

Основной прирост добычи нефти с газовым конденсатом был обеспечен следующими компаниями: ТОО СП «Тенгизшевройл», «Buzachi Operating ltd», АО «Мангистаумунайгаз», АО «СНПС-АйДанмунай», АО «Тургай Петролеум», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг.Б.В.».

Экспорт нефти и газового конденсата составил 52 997,686 тыс. тонн (105,9 %), в том числе по направлениям: Атырау-Самара – 11 265,786 тыс. тонн (87,6 %), ОГПЗ (конденсат) – 1 305,077 тыс. тонн (106,8 %), КТК – 21 399,664 тыс. тонн (104,1 %), Атасу-Алашанькоу – 7 549,009 тыс. тонн (172,6 %), морской порт – 6 907,208 тыс. тонн (86,1 %), железная дорога – 4 570,942 тыс. тонн (153,6 %), Экспорт нефти в 2010 году на уровне 73 млн. тонн. (105,5 %).

Нефтеперерабатывающими заводами республики за 9 месяцев т.г. переработано – 10 456,2 тыс. тонн нефти (120,5 %) и произведено: бензина – 2 252,5 тыс. тонн (120,9 %), дизельного топлива – 3 188,2 тыс. тонн (111,8 %), мазута – 2 835,0 тыс. тонн (122,2 %), авиакеросина – 387,2 тыс. тонн (154,6 %), в 2010 году переработано свыше 13,1 тыс. тонн нефти (108,2 %) и произведено: бензина – 2815,0 тыс. тонн (108,7 %), дизельного топлива – 3909,0 тыс. тонн (103,0 %), мазута – 3194,0 тыс. тонн (98,6 %), авиакеросина – 484,0 тыс. тонн (129,4 %). На положительную динамику развития нефтебизнеса влияет и ценовая политика.

Ценообразование – это процесс формирования цен на товары и услуги, на который оказывают воздействие как государственные органы, так и сами субъекты экономической деятельности. В более узком смысле – разработка самими фирмами конкретной ценовой стратегии, увязанной с общими целями и основанной на общей политике ценообразования.

Необходимо чётко понимать, под влиянием каких факторов изменяется рыночная цена. Для выбора ценовой политики фирма должна найти и проанализировать все ценообразующие факторы. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Цена на рынке видоизменяется под воздействием спроса и предложения. Спрос является наиболее важной категорией экономики, т.к. именно он определяет цену на разные товары, распределяет сырьё и готовую продукцию (см. рисунок ниже).

На рисунке показаны основные факторы, влияющие на цену товара, и направленность их влияния. Существуют несколько факторов, влияющих на динамику ценообразования на нефть, которые условно можно разделить на макро-и микроэкономические.















Рисунок 1 - Факторы, влияющие на цену товара


Одним из фундаментальных макроэкономических факторов, влияющих на изменение цен на нефть в мировом масштабе, является курс доллара США. Во многом, это связано с формированием национального бюджета стран - экспортеров нефти. При понижении курса доллара США снижаются доходы стран - экспортеров нефти в то время как значительную часть импорта и текущих расходов государства оплачивают в долларах США или в иной конвертируемой валюте (USD/баррель) и потому ослабление доллара означает подорожание нефти и наоборот.

Кроме того, на нестабильность цен на нефть отражается также ситуация на финансовых рынках. Дело в том, что многие инвесторы предпочли конвертировать свои капиталы в финансовые инструменты, связанные с рынком энергоносителей, например как фьючерсные контракты на нефть. Влияние на ценообразование на энергоресурс оказывает стремительный рост экономик развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии, и формирования ими стратегических резервов, немаловажным аспектом является и политическая и экономическая ситуация в США, гарантирующая 21,71% от общемирового потребления нефти, на мировую арену потребления энергоресурсов выходят и азиатские рынки.

Помимо макроэкономических есть также микроэкономические – производственные факторы, влияющие на динамику цен в общемировом масштабе. Примером тому могут служить недостаточные объемы инвестиций, требуемых в нефтедобывающую отрасль. В большинстве случаев, мировые нефтедобывающие комплексы работают на пределе своих производственных возможностей. Строительство дополнительных нефтедобывающих мощностей, актуализация технологий нефтедобычи, освоение новых месторождений и создание резервов требует больших финансовых вливаний. Однако, в свете кризисных явлений и дефициту ликвидности, многие нефтедобывающие компании пересмотрели свою инвестиционную политику и снизили затраты.

Кроме того, снижению затрат на инвестирование также может способствовать расходы по преодолению экологической катастрофы в регионе. В свете текущих событий, весьма вероятно ожидать ряда экономических и экологических санкций от государств-экспортеров нефти и ужесточения требований к нефтедобывающим компаниям, которые отразятся на их инвестиционной способности.

Как и стоимость любого товара, цена черного золота зависит от спроса и предложения. При этом нужно учитывать, что на практике на эти две как бы простые составляющие котировок влияет множество факторов. Собственно, все, что может, так или иначе (прямо или косвенно) затронуть производство или потребление, закупки энергоносителей, может повлиять на ситуацию на товарных рынках. Особенно если инвесторы, торгующие нефтяными контрактами, будут верить в действенность того или иного фактора: в уровне цен всегда есть место спекулятивному элементу.

Таким образом, основными факторами, влияющими на спрос и предложение являются:

  • Позиция стран-экспортеров нефти. ОПЕК (объединение стран, являющихся главными поставщиками черного золота на мировой рынок) может назначить ту или иную квоту для добычи. Очевидно, что волевое решение ОПЕК о снижении квоты сильно уменьшает предложение и толкает цену вверх;

  • политическая нестабильность в богатых нефтью регионах - как фактор, затрудняющих поставки и транспортировку энергоносителя;

  • аналогично - предложение могут снизить разнообразные (не относящиеся к политике) условия, препятствующие свободной торговле, например, природные катаклизмы, плохие погодные условия, аварии на трубопроводах и так далее;

  • политические решения об увеличении или уменьшении запасов нефти в США. Небольшой уровень запасов может подтолкнуть спрос – работает беспокойство покупателей;

  • общий рост или деградация мировой экономики: ведь чем больше мировое хозяйство, тем больше ему требуется энергии;

  • научные разработки, принятие тех или иных законопроектов: например, к некоторому ослаблению позиций нефти привело увеличение в Европе доли автомобилей с двигателями, работающими на спирту.

Необходимо также отметить, что подход к ценообразованию при реализации нефти, используемый в мировой практике, опирается на использование маркерных сортов нефти в качестве базиса для определения цены на энергоресурс.

В зависимости от региона - экспортера нефти, маркерный сорт может диверсифицироваться. Эталонами для формирования рыночных цен на экспортируемую казахстанскую нефть являются 3 сорта: Brent dtd (Североморский датированный), Urals (REBKО) и смесь КТК (Каспийский трубопроводный консорциум).

Цена эталонного сорта Urals (REBKO) рассчитывается исходя из котировки Brent Североморского датированного сорта (публикуемой агентством Platt’s) и дифференциала CIF Аугуста (Юралс Средиземноморье) или CIF Роттердам (Юралс Северо-Западная Европа). Разница расчета дифференциалов зависит от порта доставки нефти. В расчете цен на Казахстанскую нефть используется ценовой эталон Юралс Средиземноморье.

То есть, в зависимости от региона – экспортера нефти, маркерный сорт может диверсифицироваться. Например, для рынков Европы маркерными сортами нефти являются «BFO» – Brent, Forties и Oseberg.

В вопросе ценообразования для экспортируемых сортов казахстанской нефти (КТК, Тенгиз, Кумколь, БТД (Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан)) расчет стоимости основывается на котировках сортов Brent dtd - Североморский датированный или Urals, публикуемых агентством Platt’s [1]. Величина дифференциала и вычисленная стоимость казахстанской нефти приведена в таблице:

Таблица 1

Ценообразование на нефть

Сорт

Коэффициент перевода в барреля в тонны

Базис

поставки

Период поставки

Объемы поставки,

тыс. тонн

Смесь КТК

7,77

CIF Аугуста, Италия

10-30 сут.

80-140

Тенгиз

7,92

CIF Аугуста, Италия

10-30 сут.

80

Кумколь

7,62

CIF Аугуста, Италия

10-30 сут.

50-80

Кумколь Китай (смесь Достык)

7,62

Daf Алашанькоу, Китай

Баланс текущего месяца

30

Смесь БТД

7,44

CIF Аугуста, Италия

10-25 сут.

80-140


Таким образом, рыночная цена казахстанской нефти может быть выражена в следующих формулах:

Цена = Североморский датированный (эталон) +/- рыночный дифференциал и Цена = Urals (эталон) +/- рыночный дифференциал.

Дифференциал - представляет собой суммарную величину всех затрат, понесенных при транспортировке, доставке, страховке и реализации энергоресурса до покупателя в расчете на 1 баррель или тонну. Рыночный дифференциал не является постоянной величиной и обновляется на ежедневной основе. Размер дифференциала также варьируется и зависит от сезонности поставок.

При определении экспортных цен при продаже нефти на международных рынках учитывается зависимость цен от действующих эталонных сортов региона – импортера. Стоит отметить, что при условиях, когда нефть экспортируется согласно долгосрочному договору на поставку, отсутствуют какие-либо стандартные подходы к определению точных методов ценообразования на энергоресурс. В данном случае дифференциалы, равно как и скидки на экспортный продукт, определяются путем переговоров между продавцом и покупателем при условии учета фактически понесенных затрат экспортера.

Для расчета котировки на смесь Тенгиз на погрузочном терминале используется методика расчета стоимости аналогичная расчета стоимости экспорта смеси КТК:

(Цена = Североморский датированный (эталон) +/- рыночный дифференциал (CIF Аугуста)).

В большинстве случаев нефть реализуется по долгосрочным контрактам, на условиях «FOB» или «CIF» на спотовом рынке. Нефть, поставляемая посредством нефтепровода ККТ, реализуется на условиях DAF Алашанькоу [2]:

Таблица 2

Цены на нефть по состоянию на 22.06.2010 г.

Д


Сорт нефти долл./барр.


Цена

Дифференциал CIF Аугуста (по отношению к стоимости Североморской смеси)

Североморской датированный

78,10

-

Юралс (Средиземноморье)

77,35

-0,75

Смесь КТК (CPC Blend)

79,10

1

Тенгиз

79,10

1

Кумколь

78,9

0,8

Кумколь Китай

71,40

-6,70

Смесь БТД

80,35

2,25


Согласно условиям доставки FOB Одесса железнодорожным транспортом через Одесский порт на рынок Средиземного моря (порт Аугуста), котировка не включает расходы на транспортные потери, балласт, плату за простой судна в порту, комиссии посредников и прочие затраты, а стоимость страхования груза вычисляется исходя из стоимости транспортируемой нефти.

При определении цены на смеси БТД, доставляемой по трубопроводу Баку -Тбилиси - Джейхан, и Кумколь используются аналогичная система расчета, что и в предыдущих случаях.

Котировка смеси Достык (Кумколь – DAF Алашанькоу), поставляемой по трубопроводу ККТ Атасу - Алашанькоу рассчитывается с привязкой к стоимости эталонных смесей Юралс или Североморской датированной +/- рыночный дифференциал для смеси Кумколь.

В виду высокого содержания парафинов в нефти, добываемой на месторождении Кумколь, с мая по октябрь по трубопроводу идет нефть казахстанского содержания в то время, как с октября – ноября по апрель – смесь Кумколь в пропорции 60/40 (нефть 60% казахстанского, 40% западно – сибирского содержания).

Расчет экспортных цен АО РД КМГ происходит исходя из данных мировых котировок продажи сортов нефти Юралс и смеси КТК (CPC Blend). Привязка котировки нефти АО РД КМГ к котировкам Юралс обусловлена статусом смеси в регионе.

Ценообразование на энергоресурсы является важным аспектом в разрезе формирования государственного бюджета. Выше приведенные формулы ценообразования на энергоресурс являются справедливыми при расчете налогового бремени при условиях CIF Аугуста. В пункте назначения порт Аугуста спрэд стоимости экспортной нефти при условиях CIF увеличивается.

Для корректного расчета налогового бремени крайне важно учитывать контрактные источники условий реализации нефти. Разность в использовании официальных информационных данных для установления базовой стоимости экспортируемой нефти, и, следовательно, размера установленного налога, зачастую приводит к возникновению проблем. В первую очередь, это связано с начислением Налоговым Комитетом Министерства Финансов Республики Казахстан задолженности, пени и штрафов по налогам нефтедобывающим компаниям. Во вторую очередь, данный аспект может негативным образом отразиться на качестве планирования будущих налоговых поступлений в бюджет страны.

Соответственно, рыночная цена казахстанской нефти зависит от нескольких основополагающих факторов, которые условно можно разделить на постоянные и переменные.

Переменные факторы, такие как уровень потребления нефти и нефтепродуктов в конкретный период времени, количество энергоресурса, представленного на рынке, условия доставки, количество трейдеров, в значительной степени влияют на колебание цен на нефть. Кроме того, влияние на уровень рыночных цен оказывает качество экспортируемых нефтепродуктов (плотность, содержание серы и парафинов и пр.), поддержание данного качества, стабильность добычи и поставок, а также стоимость добычи нефти в определенном регионе. Кроме того, немаловажным аспектом в определении цены на казахстанскую нефть является нормы законодательного регулирования, наличие или отсутствие экспортных пошлин на энергоресурс и размер страховых выплат. Увеличение или уменьшение экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты будет зависеть от цены на энергоресурсы.

Весьма вероятно, что данная мера не скажется ни на объемах экспорта нефти казахстанского содержания за рубеж, ни на ухудшении кредитоспособности нефтедобывающих компаний. Однако, с увеличением экспортной пошлины следует ожидать сокращения объемов свободных денежных потоков экспорто-ориентированных компаний. Рынок нефти в течение последних 20 лет демонстрирует весьма изменчивую тенденцию, приведенную на рисунке [1]:

Рисунок 2 - Динамика цен на нефть (спот) марки Brent dated, долл. США/баррель

Как показывает график на рисунке, пик цен приходился на 2008г., составляя 97,26 долл. США за баррель нефти эталонного сорта «Brent dated», в то время как 1998г. демонстрировал значительный спад цен до уровня 12,72 долл. США за баррель. В 2009г. среднегодовой показатель цены на нефть был на уровне 61,67 долл. США за баррель Brent dated, в 2010г. ожидаемый средний показатель цен на уровне 84,50 долл. США за баррель.

Экономический кризис также отразился и на рынке нефти, цены на котором лихорадит. По мнению экспертов, положение во многом дестабилизировалось из-за того, что нефтедобывающие компании по соображениям экономии существенно уменьшили объемы своих коммерческих запасов – важного резерва на случай резких изменений конъюнктуры, а также вследствие политики нефтепереработчиков, также стремившихся обеспечить лишь свои минимально необходимые потребности.

Важно подчеркнуть, что вследствие существенных различий в закономерностях формирования мировой цены на нефть в долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном планах ценовые прогнозы мирового нефтяного рынка на далекую, обозримую и ближайшую перспективы имеют принципиально различную методическую основу.

Таким образом, правильное использование политики ценообразования в нефтедобывающей отрасли влияет на высокую ликвидность рынка физического товара, его сравнительной открытости и достаточно большого количества сделок по купле-продаже.


Литература:

1. Отчет Рейтингового агентства «РФЦА» «Краткий обзор нефтедобывающей отрасли Казахстана», Алматы, 2010г., //www. rfca.kz.

2. Статистические данные Агентства по статистике РК, Алматы, за 2009, 2010 гг., //www.stat.kz.

Основные термины (генерируются автоматически): CIF, Аугуста, Кумколь, нефть, США, тонна, казахстанская нефть, цена, рыночный дифференциал, газовый конденсат.


Похожие статьи

Анализ основных направлений налогово-бюджетной политики Республики Казахстан

Конкурентное развитие экономики Казахстана: противоречия и перспективы

Отраслевые особенности и риски в формировании стоимости предприятий химической отрасли

Анализ состояния малого бизнеса в России 2008-2011 гг.

Сравнительная оценка инвестиционной привлекательности сельского хозяйства регионов Казахстана

Моделирование воздействия российской кредитно-денежной политики на макроэкономические показатели

Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности автомобильной промышленности: отечественная и зарубежная практика

Тенденции в управлении отраслевыми рисками в промышленности

Меры по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации и Республики Казахстан: сравнительный анализ

Анализ движения и динамики внешнеторговых потоков на примере Калининградской области

Похожие статьи

Анализ основных направлений налогово-бюджетной политики Республики Казахстан

Конкурентное развитие экономики Казахстана: противоречия и перспективы

Отраслевые особенности и риски в формировании стоимости предприятий химической отрасли

Анализ состояния малого бизнеса в России 2008-2011 гг.

Сравнительная оценка инвестиционной привлекательности сельского хозяйства регионов Казахстана

Моделирование воздействия российской кредитно-денежной политики на макроэкономические показатели

Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности автомобильной промышленности: отечественная и зарубежная практика

Тенденции в управлении отраслевыми рисками в промышленности

Меры по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации и Республики Казахстан: сравнительный анализ

Анализ движения и динамики внешнеторговых потоков на примере Калининградской области

Задать вопрос