Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Журкина, М. И. Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования / М. И. Журкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69826/ (дата обращения: 18.04.2021).



В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и коррекционно-обобщающего.

Ключевые слова: электронный курс, структура электронного курса.

Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия, является первым важным фактором на пути внедрения новых информационных технологий в учебный процесс высшего учебного заведения. Разработка электронных курсов является вторым важным фактором успешности любой формы электронного обучения. Стоит отметить, что организация учебного процесса с использованием электронных курсов свидетельствует о развитии образования в целом и повышении уровня модернизированности учебного заведения.

В связи с широким применением в современном образовательном процессе термина «электронный курс», возникли различные подходы к определению данного понятия, которые в значительной мере отражают его сущность.

Электронный курс рассматривают как:

1) ресурс, основанный на информации по прикладной области знания и оснащенный методическим и административным сопровождением (Е. Г. Гаевская) [1];

2) учебный ресурс электронного типа, соответствующий учебной дисциплине, включающий все необходимые учебные, обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, а также методические инструкции для организации работы с курсом, использующий компьютерные технологии и средства сети Интернет (Ф. Г. Ребрина, И. А. Леонтьева) [2];

3) образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях разного уровня (О. И. Ваганова, Е. А. Алешугина, К. А. Максимова) [3].

Вследствие всего вышесказанного определим понятие электронного курса. Под электронным курсом понимается электронный образовательный ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины, обеспечивающий все виды работ обучающегося в соответствии с программой дисциплины, использующий средства информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, а также оснащенный административным сопровождением.

Электронный курс включает в себя следующие функциональные блоки:

1) информационно-содержательный;

2) контрольно-коммуникативный;

3) коррекционно-обобщающий (таблица 1) [4].

Таблица 1

Структура электронного курса

Функциональный блок

Содержание

Информационно-содержательный блок

Общие сведения об изучаемой дисциплине

Методические рекомендации по работе с электронными материалами

Учебная информация в форме лекций, наглядно-иллюстрированного материала (аудио-, видео-, фотоматериалов, схем, таблиц), справочных материалов (тематические справочники, онлайн-энциклопедии), ссылки на информационные ресурсы и т. д.

Контрольно-коммуникативный блок

Фонд оценочных средств (контрольные работы и практические задания, задания для самостоятельной работы обучающихся, тестовые задания и т. д.)

Коррекционно-обобщающий блок

Результаты педагогического мониторинга образовательного процесса: итоговые результаты учебной работы обучающегося, диагностика учебно-познавательной деятельности, анализ результатов различных видов контроля

Стоит подчеркнуть, что электронный курс основывается на рабочей программе учебной дисциплины и охватывает материал одного или нескольких учебных семестров.

Электронный курс разбивается на учебные модули, включающие в себя каждый информацию из функциональных блоков, то есть структура электронного курса основана на модульном принципе. Каждый модуль представляет собой информационно-структурно-логическую систему, предназначенную для решения задачи с заданным уровнем и объемом знаний [3]. Внутренняя структура модуля определяется набором обучающих элементов, которые, в свою очередь, представляют собой замкнутые компоненты, объединенные в структуру, определяющую порядок их прохождения [3].

Первый модуль содержит элементы рабочей программы дисциплины: титульный лист рабочей программы дисциплины; структуру и содержание дисциплины; данные для учета успеваемости; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература); сведения об авторах-разработчиках рабочей программы [4].

Каждый следующий модуль дисциплины содержит: теоретический материал, фонд оценочных средств (варианты контрольной работы; методические рекомендации по написанию контрольной работы; тестовые задания для организации промежуточного контроля; вопросы для самостоятельного изучения обучающимися; список литературы к учебному модулю и пр.) [4].

Охарактеризуем подробнее все составляющие модуля электронного курса.

Теоретический материал, являющийся обязательной частью любого электронного курса, как правило, представляют в виде лекций, при этом весь учебный материал разбивается на несколько небольших частей (в виде подтем или разделов). После каждой лекции должны содержаться контрольные вопросы и задания для самопроверки, позволяющие осуществить контроль за качеством усвоения материала. Кроме того, отметим, что при изложении теоретического материала следует опираться на следующие дидактические принципы:

1) принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии;

2) принцип учета межпредметных связей между дисциплинами;

3) принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок;

4) принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала;

5) принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала [5].

Практические материалы содержат тренировочные задания для закрепления знаний, умений и навыков обучающихся, например, задания для практической или лабораторной работы, проверочную работу и методические рекомендации по ее написанию, тестовые задания, задания творческого характера и пр. Для проверки знаний обучающихся по дисциплине как для текущего (по отдельным темам), так и для итогового контроля знаний (после изучения всего курса) используются контрольные задания, которые могут быть представлены в виде тестовых заданий, опросов и др. Отметим, что сочетая различные элементы, преподаватель организует изучение учебного материала таким образом, чтобы мотивировать познавательную активность обучающихся, организовать творческий подход студентов к процессу обучения и проверить степень усвоения материала после его изучения [2].

Исходя из вышеизложенного, выделим ряд требований, которым должны удовлетворять содержание и структура электронного курса для осуществления качественной подготовки будущих бакалавров:

1) реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучающимися всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;

2) четкость постановок задач;

3) подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

4) использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся (изучение проблемных ситуаций, задачи исследовательского характера и т. п.);

5) проведение постоянного мониторинга предметной области, отслеживание динамики изменения взглядов в проблемном поле дисциплины, появления новой информации, дающей ключи к пониманию практической значимости осваиваемого знания, к встраиванию его в общую научную систему и контекст профессиональной деятельности [4].

Литература:

  1. Гаевская Е. Г. Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов. — Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 203–209.
  2. Ребрина Ф. Г., Леонтьева И. А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS MOODLE. — Вестник ЮУрГГПУ, 2014. С. 204–213.
  3. Ваганова О. И., Алешугина Е. А., Максимова К. А. Проектирование электронных учебных курсов. — АНИ: педагогика и психология, 2019. С. 57–59.
  4. Букушева А. В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE. — АНИ: педагогика и психология, 2016. С. 30–34.
  5. Войтович И. К. Специфика создания электронных образовательных ресурсов. — Вестник ТГПУ, 2015. С. 138–143.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный курс, задание, теоретический материал, учебный материал, учебная дисциплина, учебный процесс, административное сопровождение, контрольная работа, рабочая программа, рабочая программа дисциплины.


Ключевые слова

электронный курс, структура электронного курса

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Электронный учебно-методический комплекс - электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические...

Электронный учебно-методического комплекс как средство...

Учебно-методический блок включает в себя методические рекомендации по изучению дисциплины, теоретическую часть содержания дисциплины (учебник, учебное пособие, курс лекций), практикум/лабораторный практикум, справочник (глоссарий), систему тренинга и...

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки

Учебно-методический комплекс по государственной итоговой аттестации включает следующие...

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

Модуль — логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и...

Электронный учебно-методический комплекс как технология...

рабочая программа дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса.

Учебно-методический комплекс по дисциплине, междисциплинарному курсу или...

Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза

- Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины. - Оформление документации УМК. - Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе. - Согласование и утверждение УМК. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в...

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения

Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы

образовательный процесс, учебная программа, учебно-методический комплекс, материал...

Структура учебно-методического комплекса | Статья в сборнике...

Разработка учебно-методического комплекса состоит из нескольких этапов. 1. Работа с нормативной и учебно-методической документацией.

Региональный компонент включает в себя следующую документацию: -рабочий учебный план; -рабочая учебная программа...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

2. Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е...

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Электронный учебно-методический комплекс - электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические...

Электронный учебно-методического комплекс как средство...

Учебно-методический блок включает в себя методические рекомендации по изучению дисциплины, теоретическую часть содержания дисциплины (учебник, учебное пособие, курс лекций), практикум/лабораторный практикум, справочник (глоссарий), систему тренинга и...

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки

Учебно-методический комплекс по государственной итоговой аттестации включает следующие...

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

Модуль — логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и...

Электронный учебно-методический комплекс как технология...

рабочая программа дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса.

Учебно-методический комплекс по дисциплине, междисциплинарному курсу или...

Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза

- Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины. - Оформление документации УМК. - Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе. - Согласование и утверждение УМК. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в...

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения

Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы

образовательный процесс, учебная программа, учебно-методический комплекс, материал...

Структура учебно-методического комплекса | Статья в сборнике...

Разработка учебно-методического комплекса состоит из нескольких этапов. 1. Работа с нормативной и учебно-методической документацией.

Региональный компонент включает в себя следующую документацию: -рабочий учебный план; -рабочая учебная программа...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

2. Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е...

Задать вопрос