Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Журкина, М. И. Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования / М. И. Журкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69826/ (дата обращения: 30.05.2020).



В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и коррекционно-обобщающего.

Ключевые слова: электронный курс, структура электронного курса.

Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия, является первым важным фактором на пути внедрения новых информационных технологий в учебный процесс высшего учебного заведения. Разработка электронных курсов является вторым важным фактором успешности любой формы электронного обучения. Стоит отметить, что организация учебного процесса с использованием электронных курсов свидетельствует о развитии образования в целом и повышении уровня модернизированности учебного заведения.

В связи с широким применением в современном образовательном процессе термина «электронный курс», возникли различные подходы к определению данного понятия, которые в значительной мере отражают его сущность.

Электронный курс рассматривают как:

1) ресурс, основанный на информации по прикладной области знания и оснащенный методическим и административным сопровождением (Е. Г. Гаевская) [1];

2) учебный ресурс электронного типа, соответствующий учебной дисциплине, включающий все необходимые учебные, обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, а также методические инструкции для организации работы с курсом, использующий компьютерные технологии и средства сети Интернет (Ф. Г. Ребрина, И. А. Леонтьева) [2];

3) образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях разного уровня (О. И. Ваганова, Е. А. Алешугина, К. А. Максимова) [3].

Вследствие всего вышесказанного определим понятие электронного курса. Под электронным курсом понимается электронный образовательный ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины, обеспечивающий все виды работ обучающегося в соответствии с программой дисциплины, использующий средства информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, а также оснащенный административным сопровождением.

Электронный курс включает в себя следующие функциональные блоки:

1) информационно-содержательный;

2) контрольно-коммуникативный;

3) коррекционно-обобщающий (таблица 1) [4].

Таблица 1

Структура электронного курса

Функциональный блок

Содержание

Информационно-содержательный блок

Общие сведения об изучаемой дисциплине

Методические рекомендации по работе с электронными материалами

Учебная информация в форме лекций, наглядно-иллюстрированного материала (аудио-, видео-, фотоматериалов, схем, таблиц), справочных материалов (тематические справочники, онлайн-энциклопедии), ссылки на информационные ресурсы и т. д.

Контрольно-коммуникативный блок

Фонд оценочных средств (контрольные работы и практические задания, задания для самостоятельной работы обучающихся, тестовые задания и т. д.)

Коррекционно-обобщающий блок

Результаты педагогического мониторинга образовательного процесса: итоговые результаты учебной работы обучающегося, диагностика учебно-познавательной деятельности, анализ результатов различных видов контроля

Стоит подчеркнуть, что электронный курс основывается на рабочей программе учебной дисциплины и охватывает материал одного или нескольких учебных семестров.

Электронный курс разбивается на учебные модули, включающие в себя каждый информацию из функциональных блоков, то есть структура электронного курса основана на модульном принципе. Каждый модуль представляет собой информационно-структурно-логическую систему, предназначенную для решения задачи с заданным уровнем и объемом знаний [3]. Внутренняя структура модуля определяется набором обучающих элементов, которые, в свою очередь, представляют собой замкнутые компоненты, объединенные в структуру, определяющую порядок их прохождения [3].

Первый модуль содержит элементы рабочей программы дисциплины: титульный лист рабочей программы дисциплины; структуру и содержание дисциплины; данные для учета успеваемости; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература); сведения об авторах-разработчиках рабочей программы [4].

Каждый следующий модуль дисциплины содержит: теоретический материал, фонд оценочных средств (варианты контрольной работы; методические рекомендации по написанию контрольной работы; тестовые задания для организации промежуточного контроля; вопросы для самостоятельного изучения обучающимися; список литературы к учебному модулю и пр.) [4].

Охарактеризуем подробнее все составляющие модуля электронного курса.

Теоретический материал, являющийся обязательной частью любого электронного курса, как правило, представляют в виде лекций, при этом весь учебный материал разбивается на несколько небольших частей (в виде подтем или разделов). После каждой лекции должны содержаться контрольные вопросы и задания для самопроверки, позволяющие осуществить контроль за качеством усвоения материала. Кроме того, отметим, что при изложении теоретического материала следует опираться на следующие дидактические принципы:

1) принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии;

2) принцип учета межпредметных связей между дисциплинами;

3) принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок;

4) принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала;

5) принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала [5].

Практические материалы содержат тренировочные задания для закрепления знаний, умений и навыков обучающихся, например, задания для практической или лабораторной работы, проверочную работу и методические рекомендации по ее написанию, тестовые задания, задания творческого характера и пр. Для проверки знаний обучающихся по дисциплине как для текущего (по отдельным темам), так и для итогового контроля знаний (после изучения всего курса) используются контрольные задания, которые могут быть представлены в виде тестовых заданий, опросов и др. Отметим, что сочетая различные элементы, преподаватель организует изучение учебного материала таким образом, чтобы мотивировать познавательную активность обучающихся, организовать творческий подход студентов к процессу обучения и проверить степень усвоения материала после его изучения [2].

Исходя из вышеизложенного, выделим ряд требований, которым должны удовлетворять содержание и структура электронного курса для осуществления качественной подготовки будущих бакалавров:

1) реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучающимися всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;

2) четкость постановок задач;

3) подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

4) использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся (изучение проблемных ситуаций, задачи исследовательского характера и т. п.);

5) проведение постоянного мониторинга предметной области, отслеживание динамики изменения взглядов в проблемном поле дисциплины, появления новой информации, дающей ключи к пониманию практической значимости осваиваемого знания, к встраиванию его в общую научную систему и контекст профессиональной деятельности [4].

Литература:

  1. Гаевская Е. Г. Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов. — Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 203–209.
  2. Ребрина Ф. Г., Леонтьева И. А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS MOODLE. — Вестник ЮУрГГПУ, 2014. С. 204–213.
  3. Ваганова О. И., Алешугина Е. А., Максимова К. А. Проектирование электронных учебных курсов. — АНИ: педагогика и психология, 2019. С. 57–59.
  4. Букушева А. В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE. — АНИ: педагогика и психология, 2016. С. 30–34.
  5. Войтович И. К. Специфика создания электронных образовательных ресурсов. — Вестник ТГПУ, 2015. С. 138–143.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный курс, учебный материал, теоретический материал, задание, учебный процесс, учебная дисциплина, административное сопровождение, рабочая программа, контрольная работа, рабочая программа дисциплины.


Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Электронный учебно-методический комплекс - электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические...

Электронный учебно-методического комплекс как средство...

Учебно-методический блок включает в себя методические рекомендации по изучению дисциплины, теоретическую часть содержания дисциплины (учебник, учебное пособие, курс лекций), практикум/лабораторный практикум, справочник (глоссарий), систему тренинга и...

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки

Учебно-методический комплекс по государственной итоговой аттестации включает следующие...

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

Модуль — логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и...

Электронный учебно-методический комплекс как технология...

рабочая программа дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса.

Учебно-методический комплекс по дисциплине, междисциплинарному курсу или...

Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза

- Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины. - Оформление документации УМК. - Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе. - Согласование и утверждение УМК. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в...

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения

Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы

образовательный процесс, учебная программа, учебно-методический комплекс, материал...

Структура учебно-методического комплекса | Статья в сборнике...

Разработка учебно-методического комплекса состоит из нескольких этапов. 1. Работа с нормативной и учебно-методической документацией.

Региональный компонент включает в себя следующую документацию: -рабочий учебный план; -рабочая учебная программа...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

2. Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е...

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Электронный учебно-методический комплекс - электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические...

Электронный учебно-методического комплекс как средство...

Учебно-методический блок включает в себя методические рекомендации по изучению дисциплины, теоретическую часть содержания дисциплины (учебник, учебное пособие, курс лекций), практикум/лабораторный практикум, справочник (глоссарий), систему тренинга и...

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки

Учебно-методический комплекс по государственной итоговой аттестации включает следующие...

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

Модуль — логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и...

Электронный учебно-методический комплекс как технология...

рабочая программа дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса.

Учебно-методический комплекс по дисциплине, междисциплинарному курсу или...

Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза

- Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины. - Оформление документации УМК. - Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе. - Согласование и утверждение УМК. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в...

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения

Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы

образовательный процесс, учебная программа, учебно-методический комплекс, материал...

Структура учебно-методического комплекса | Статья в сборнике...

Разработка учебно-методического комплекса состоит из нескольких этапов. 1. Работа с нормативной и учебно-методической документацией.

Региональный компонент включает в себя следующую документацию: -рабочий учебный план; -рабочая учебная программа...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

2. Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е...

Задать вопрос