Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Магдиева, С. С. Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе / С. С. Магдиева, Ф. А. Абдумаджитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 507-510. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69601/ (дата обращения: 20.01.2022).



Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в школе.

Ключевые слова: художественное мышление, творческие способности, креативное мышление, педагогическая стратегия.

Введение

Школьное образование является важным звеном в становлении личности, формировании мировоззрения, развитии потенциала, способностей и навыков. Под влиянием школьного обучения развивается аналитико-синтетическая деятельность личности, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале, овладеть умением обосновывать, доказывать определенное положение, делать широкие обобщения [1]. При этом важной особенностью школьного образования (или в целом, становления личности в разрезе возрастных категорий) следует отметить постепенное развитие абстрактного и образного мышления, общей мыслительной деятельности.

Одним из важных компонентов мыслительной деятельности является процесс художественного мышления. Согласно определению [2], художественное мышление представляет вид духовной деятельности, направленной на создание, а также на восприятие и понимание произведений искусства, проявляя высший уровень художественного сознания.

Главной задачей художественного мышления является формирование художественных образов действительности в сознании автора, а также их воссоздание в сознании потребителей произведения. Художественное мышление протекает во взаимодействии с другими формами художественного сознания и действует на всех стадиях творческого процесса, начиная с накопления жизненных впечатлений, до воплощения замысла в материале.

Процесс художественного мышления основан на творческом процессе: в нем четко отражается процесс поиска и нахождения идеи, развития этой идеи, созидания вокруг идеи и, наконец, обмена опытом и осмысления/размышления. Этот процесс совокупно связан со стратегией, позволяющей помочь учащимся ориентироваться на каждом этапе процесса, и тактикой, ведущей к осуществлению стратегии и конечной цели процесса художественного мышления. Основываясь на педагогический контекст, авторами предложена методика определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей учащихся как средства развития их художественного мышления.

Стратегия итактика вформировании творческих способностей учащихся

Стратегия (др.-греч. στρατηγία — искусство полководца) — общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека [9]. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели (стратегия как способ действий становится особо необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов). Тактика — это инструмент достижения поставленных целей, согласованный с общей стратегией и являющийся ее частью.

С точки зрения педагогики тактика представляет собой систему педагогических воздействий, выстраиваемую соответственно частной, конкретной задаче данного взаимодействия в данной совместной с учащимися деятельности. Стратегия выстраивается тактически, через конкретные сиюминутные действия, а стратегическое решение опосредуется тактическими решениями [3]. При такой трактовке тактическая сторона деятельности касается момента «здесь и сейчас» обретаемых воспитательных результатов — не конечных, не итоговых, даже не устойчивых, но частных, поэлементных, пошаговых — как слагаемых проецируемого общего результата, а педагогическая технология обеспечивает тактику, снабжая профессионала арсеналом тактических операционных решений.

Педагогика, как известно, отражает целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования [10]. Объектом педагогики является сознательный и целенаправленный процесс воспитания, при котором явления действительности обусловливают развитие человеческого индивида: такое «сложное единство науки и искусства», по мнению авторов, можно отождествить с понятием стратегии формирования тех особенностей личности, на которые направлены цели и результаты образования, а с помощью средств и инструментария (тактических приемов, подходов) педагогической теории — содействовать становлению личности в различных областях, формах и способах образования. Такую позицию целесообразно продемонстрировать через понятие творческой познавательной деятельности — процесса усвоения теоретического материала и выполнение заданий по применению знаний на практике на основе самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования, как результатов, так и способов, процессов деятельности [4]. Творческая познавательная деятельность ученика — это высшая форма их самостоятельной деятельности, предполагает, что на основе заданных условии, границ, фактического материала, результатов наблюдении и пробных действии ученики могут выполнить самостоятельно: формулировать определения; давать характеристику структурных единиц знаний объектов, объяснять процессы и явления, законы и свойства; применять в новых условиях имеющиеся знания и навыки умения. Здесь наблюдается интересная зависимость, заключающая в том, что чем меньше информации получает от учителя ученик в учебном процессе, тем больше самостоятельности он должен проявить в решении проблемы т. е., должен быть выше уровень его активности [5].

С теоретической точки зрения описание и объяснение познавательных (когнитивных) основ художественного мышления остается труднодостижимой целью для исследователей [6,7]: как таковой, художественный процесс описан на основе множества подходов со стороны исследований творческого мышления (обзор этих исследований выходит за рамки данной статьи). Результаты этих исследований повлияли и продолжают влиять на художественное образование, так в основе обучения художественности как части искусства необходимо не только понимание процессов и результатов обучения, но и современные теории в отношении подходов, взглядов, основанных на практике современного художественного мышления, которое выступает как симбиоз искусства и науки познания, для выявления особенностей которой требуются отдельные исследования. Для этих целей авторы предлагают использовать модель (рис. 1), которая рассматривает вопрос взаимодействия творческого процесса и его результата (результата обучения), определяя художественное мышление как переход к познавательной деятельности учащихся, познанию как отдельному наиболее значимому компоненту мышления.

Рис. 1. Модель для методики формирования творческих способностей исходя из стратегических и тактических целей

Фундаментальная роль образования заключается в том, чтобы «вооружить» обучаемого теми компетенциями, которые ему нужны и/или будут необходимы для достижения успеха в обществе. При этом, по мнению многих исследователей (к примеру, [7,8]), креативное мышление является необходимой компетенцией для развития современной молодежи: именно креативное мышление может помочь им адаптироваться к постоянно и быстро меняющемуся миру, в котором требуются люди, обладающие навыками новых технологий (цифрового общества, информационного многообразия, возможностей 21-го века, которые даже трудно было себе представить), а также учитывая, что сегодняшние школьники завтра будут заняты в секторах экономики или общественного и государственного строительства, создавая новое и решая новые проблемы.

С другой стороны, обучение креативному мышлению — это и есть создание основ художественного мышления, при этом эти два понятия тождественны. Важность формирования (воспитания) творческого мышления в школе определена ролью образования в оказании поддержки учащимся в раскрытии, развитии и определении их талантов. Школа, таким образом, играет жизненно важную роль, заставляя детей чувствовать, что они являются частью общества, в котором живут, и что у них есть способствующие развитию творческие ресурсы.

Педагогический интерес представляет изучение возможностей того, каким образом творческое мышление может стать средством для понимания, осмысления тематических понятий урока в контексте заранее определенных целей обучения, при этом для повышения мотивации и интереса учащихся, необходимо разработать новые формы обучения, которые «взаимодействуют» с творческой стороной и творческим потенциалом всех учащихся. Такое развитие может особенно помочь тем ученикам, которые проявляют мало интереса к школе, и направлять их к выражению своих идей и реализации своего потенциала.

Заключение

Для некоторых учителей развитие навыков творческого мышления учащихся может показаться отвлечением от других задач в учебной программе. На самом деле учащиеся могут творчески мыслить в самой постановке понятийного аппарата урока, а креативное мышление может развиваться при содействии приобретению знаний о содержании той или иной темы посредством подходов, которые поощряют учащихся к изучению, обнаружению связей, и т. п. Важная роль учителя при этом — понимать, как можно распознать творческое мышление, обстоятельства, которые содействуют ему, и как они могут эффективно направлять учащихся на то, чтобы стать более креативными в своем мышлении. Лучшее понимание того, как развивается творческое мышление, может, в свою очередь, мотивировать учителей к постепенному накоплению навыков и «инкубации» творческих идей в процессе обучения. В дальнейших работах авторы планируют рассмотреть более детально предложенную модель, разработку методики и ее апробации для организации отдельных уроков по литературе в средней школе.

Литература:

  1. Джартыбаева Ж. Д. Формирование художественного мышления учащихся средней общеобразовательной школы на уроках рисования. Автореф. дис. канд.пед.наук/ http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–01
  2. Краткий словарь по эстетике/https://esthetiks.ru/mishlenie-hudozhestvennoe.html
  3. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. Уч. для вузов- М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  4. Соколов В. И. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений-М.: Аспект Пресс, 1995–255с.
  5. Жумагазина А. С. Художественное мышление как важная часть творческого процесса/Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 363–365. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11812/ (дата обращения: 25.04.2020).
  6. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Учебное пос. для вузов -СПб.: Речь, 2005. — 317 с.
  7. Moraisa M. F., Azevedob I. What is a Creative Teacher and What is a Creative Pupil? Perceptions of Teachers/ Procedia Social and Behavioral Sciences 12 (2011) рр.330–339.
  8. PISA2021: Creative Thinking Framework. Framework for the Assessment of Creative Thinking in PISA 2021: Third Draft/OECD, April 2019.
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/стратегия
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/педагогика
Основные термины (генерируются автоматически): художественное мышление, креативное мышление, творческое мышление, становление личности, творческий процесс, учащийся, творческая познавательная деятельность, творческая способность учащихся, художественное сознание, школьное образование.


Похожие статьи

Художественное мышление как важная часть творческого...

Творческая познавательная деятельностьпроцесс усвоения теоретического материала и выполнение заданий по применению знаний на практике на основе самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования, как результатов, так и способов, процессов деятельности.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых. Дударева Юлия Борисовна, аспирант, преподаватель. МБОУ ДОД г. Новосибирска «Детская школа искусств № 17».

Значение и развитие творческого мышления у младших...

Поэтому, чтобы развить творческий потенциал необходимо научить человека видеть вещи в

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения

- Важным умением творческого человека является способность взглянуть на мир со стороны.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой...

Развитие творческого мышления младших школьников

проблемное обучение, время, творческое мышление, творческий процесс, творческий акт

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения.

Принцип проблемности включает. Художественное мышление как важная часть творческого...

Развитие самостоятельного и творческого мышления...

Алимов, А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева.

проблемное обучение, время, творческое мышление, творческий процесс, творческий акт, творческая деятельность, способность...

Воображение и творческие способности детей в младшем...

Проблемой изучения воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста занималось уже немало

Творческие люди успешно ставят новые проблемы, находят подходящие решения в

Творческие способности — это особенности качества личности...

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое...

Доказано, что в процессе художественно-образного мышления осуществляются такие операции как

Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия

Сама способность к обобщению, лежит в основе художественно-образного мышления.

Основные направления исследования творческого мышления...

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления.

Похожие статьи

Художественное мышление как важная часть творческого...

Творческая познавательная деятельностьпроцесс усвоения теоретического материала и выполнение заданий по применению знаний на практике на основе самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования, как результатов, так и способов, процессов деятельности.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых. Дударева Юлия Борисовна, аспирант, преподаватель. МБОУ ДОД г. Новосибирска «Детская школа искусств № 17».

Значение и развитие творческого мышления у младших...

Поэтому, чтобы развить творческий потенциал необходимо научить человека видеть вещи в

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения

- Важным умением творческого человека является способность взглянуть на мир со стороны.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой...

Развитие творческого мышления младших школьников

проблемное обучение, время, творческое мышление, творческий процесс, творческий акт

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения.

Принцип проблемности включает. Художественное мышление как важная часть творческого...

Развитие самостоятельного и творческого мышления...

Алимов, А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева.

проблемное обучение, время, творческое мышление, творческий процесс, творческий акт, творческая деятельность, способность...

Воображение и творческие способности детей в младшем...

Проблемой изучения воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста занималось уже немало

Творческие люди успешно ставят новые проблемы, находят подходящие решения в

Творческие способности — это особенности качества личности...

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое...

Доказано, что в процессе художественно-образного мышления осуществляются такие операции как

Художественно-образное мышление тесно связано с навыками восприятия

Сама способность к обобщению, лежит в основе художественно-образного мышления.

Основные направления исследования творческого мышления...

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления.

Задать вопрос