Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние телосложения на общую физическую подготовленность школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом

Физическая культура и спорт
04.04.2020
237
Поделиться
Библиографическое описание
Гаврилов, М. М. Влияние телосложения на общую физическую подготовленность школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом / М. М. Гаврилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68568/.


Ключевые слова: телосложение, общая физическая подготовленность, баскетбол, школьники 15–16 лет.

Актуальность. В соответствии с требованиями ФГОС, основная образовательная программа основного общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [2].

С целью укрепления здоровья детей и подростков в рамках внеурочной деятельности во многих общеобразовательных школах функционируют спортивные секции (баскетбол, волейбол и др.). В этих условиях закономерным является обращение к изучению факторов, влияющих на результативность деятельности таких секций, на уровень физической подготовленности занимающихся. В научной литературе в числе факторов, определяющих особенности моторного развития индивида, рассматривается соматотип (тип телосложения) [1]. Однако особенности влияния телосложения на общую физическую подготовленность школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом, в научно-методической литературе не раскрыты.

Цель исследования: выявить особенности влияния телосложения на общую физическую подготовленность школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом.

Методы иорганизация исследования. Исследование проводилось в октябре-ноябре 2019 года, в нем приняли участие учащиеся 9-х классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Череповца, секция «Баскетбол» (n=12). Были использованы следующие эмпирические методы исследования: педагогическое тестирование, качественный и количественный анализ, методы математической статистики. При выделении типологических групп мы опирались на схему У. Шелдона, основанную на выделении таких основных типов телосложения, как эктоморф, мезоморф, эндоморф [3, с. 26].

Результаты исследования иих обсуждение. Для определения типов телосложения на основе биоимпендансного анализа и метода индексов оценивались следующие показатели: доля жировой массы в составе тела, доля скелетно-мышечной массы в составе тела, индекс массы тела (ИМТ). На обследование несовершеннолетних школьников было получено согласие их законных представителей (родителей). Результаты оценки телосложения испытуемых представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Индивидуальные результаты обследования школьников 15–16 лет при помощи биоимпедансного анализатора ABC-01 «Медасс»

п/п

Возраст

Рост, см

Вес, кг

Жировая масса, кг

Скелетно-мышечная масса, кг

ИМТ

1

16

175

80

20

32,1

26,12

2

16

179

87

24,6

33,2

27,15

3

16

189

61,5

11,6

29,2

17,22

4

16

177

47,4

9,5

23,6

15,13

5

15

179

54,1

10,9

28,1

16,88

6

15

176

85,4

27,6

30,5

27,47

7

16

182

98,3

29,2

35,8

29,68

8

15

187

59

9,2

29,6

16,87

9

16

182

49

8,6

25,1

14,79

10

16

190

61,8

13,9

26,1

17,12

11

16

191

54,1

9,4

27,9

14,83

12

16

191

58,2

10,9

27,1

15,95

Таблица 2

Распределение обследованных школьников по типам телосложения

Тип телосложения

Кол-во школьников, чел.

Количество,%

Эктоморф

6

50,0

Мезоморф

2

16,7

Эндоморф

4

33,3

Оценка общей физической подготовленности определялась с помощью четырех тестов: «бег 1000 м», «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «прыжок в длину с места» (таблица 3).

Таблица 3

Результаты оценки общей физической подготовленности школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом

п/п

Результаты выполнения контрольного упражнения

Прыжок вдлину сместа, см

Бег на 1000 м, мин.сек.

Сгибание-разгибание рук вупоре лежа, раз

1

210

4,15

24

2

189

4,34

34

3

221

4,2

18

4

232

3,38

20

5

192

4,05

19

6

183

5,05

27

7

180

4,57

30

8

215

4,07

19

9

230

3,4

22

10

195

4,13

21

11

210

3,4

24

12

192

4,09

26

В рамках корреляционного анализа производили расчет коэффициента корреляции Пирсона между значениями компонентного состава тела (жировая масса, скелетно-мышечная масса), ИМТ и результатами выполнения двигательных тестов с использованием программного продукта Microsoft Excel. Результаты приведены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты расчета коэффициента корреляции () между значениями показателей телосложения (X) ифизической подготовленности (Y) школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом

X

Y

Результат выполнения прыжка вдлину сместа

Результат бега на 60 м

Сгибание разгибание рук вупоре лежа

Жировая масса

=|-0,71|>=0,58

при p<0,05

=0,80>=0,71

при p<0,05

=0,77>=0,71

при p<0,01

Скелетно-мышечная масса

=|-0,62|>=0,58

при p<0,05

=0,69>=0,58

при p<0,05

=0,65>=0,58

при p<0,05

ИМТ

=|-0,64|>=0,58

при p<0,05

=0,77>=0,71

при p<0,01

=0,74>=0,71

при p<0,01

По результатам проведенного анализа можно сказать, что связь между всеми показателями телосложения и результатами выполнения упражнений по ОФП статистически доказана. Наиболее высокая значимость корреляции наблюдается между значениями ИМТ и результата бега на 1000 м, а также между значениями доли жировой массы и отжиманий, ИМТ и отжиманий. Таким образом, для школьников-баскетболистов 15–16 лет характерна общая закономерность, которая доказана в научной литературе, — зависимость уровня общей физической подготовленности от типа телосложения.

Разработке методики общей физической подготовки школьников, занимающихся в секции баскетбола, с учетом типа телосложения будет посвящен следующий этап исследования.

Литература:

  1. Кылосов А. А., Варфоломеева З. С., Стрелюк А. А. Оценка взаимосвязи показателей телосложения, компонентного состава тела и физической подготовленности школьников 13–14 лет // В мире научных открытий. — 2016. — № 1(73). — С.108–123.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/.
  3. Федоров В. П. Спортивная морфология: учебно-методическое пособие / В. П. Федоров, И. Е. Попова, Н. Н. Попова. — Воронеж: ВГИФК, 2018. — 63 с. Режим доступа: https://www.vgifk.ru/sites/default/files/docs/sportivnaya_morfologiya.pdf (дата обращения 01.04.20)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
телосложение
общая физическая подготовленность
баскетбол
школьники 15–16 лет
Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 222-224):
Часть 3 (стр. 155-231)
Расположение в файле:
стр. 155стр. 222-224стр. 231

Молодой учёный