Настоящее и будущее медиации в гражданском процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 28.03.2020

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Кожедуб, А. П. Настоящее и будущее медиации в гражданском процессе / А. П. Кожедуб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68405/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статьеанализируется процесс формирования института медиации в российском гражданском процессуальном праве, его ключевые особенности и оцениваются перспективы развития и дальнейшего реформирования медиации в свете принятия последних законодательных реформ, в том числе введения судебного примирения по инициативе Верховного Суда РФ.

Ключевые слова: гражданский процесс, примирительные процедуры, медиация, судебное примирение, государственные суды.

В российском национальном законодательстве альтернативное разрешение споров изначально было представлено возможностью заключения мирового соглашения как основание прекращения производства по делу согласно ст. 220 ГПК РФ в первоначальной редакции от 14 ноября 2002 года [1].

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который был принят и вступил в законную силу с 1 января 2011 года [2], ввел легальное понятие «медиация» как «способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения», основанного на принципах добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора [3]. Процедура медиация могла применяться сторонами в случае заключения между ними соответствующего соглашения как до, так и после возникновения спора [3].

Важным условием проведения процедуры медиации является заключение сторонами соглашения в письменной форме, которое должно включать в себя сведения о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации [3].

Согласно справке Президиума Верховного Суда РФ о практике применения указанного Федерального закона от 6 июня 2012 года, т. е. спустя полтора года после вступления в законную силу, стороны применяли процедуру медиации по следующим категориям дел: (1) по делам о защите прав потребителей; (2) по жилищным спорам; (3) по спорам, возникающим из семейных отношений; (4) по делам, возникающим из имущественных и иных отношений (о взыскании долга) [4]. Указанный перечень в настоящее время является исчерпывающим по причине недостаточной информированности населения и бизнес-сообщества, что является активным предметом критики со стороны научного сообщества [5].

Не будет преувеличением отметить факт первостепенной роли медиатора или специализированной организации в процессе проведения примирительных процедур. Стороны выбирают одного или нескольких медиаторов по взаимному согласию. Основным требованием законодательства к медиатору является запрет на совмещение с деятельностью на государственной должности РФ и субъектов РФ, государственной гражданской службе, муниципальной службе [5]. Соответственно, деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе [5]

В случае передачи спора на рассмотрение суда процедура медиации возможна только на профессиональной основе лицами, достигшими возраста двадцати пяти лет, имеющими высшее образование и получившими дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации [3]. При этом законодательством не предусмотрено наличие обязательного юридического образование, критерии необходимого дополнительного образования, установленные Министерством образования и науки РФ в 2011 году [6], носят пространный характер. Представляется, что получение обязательного юридического образования медиаторами способствует повышению эффективности института примирения и, как следствие, повышению доверия среди населения и в деловых кругах.

Финансовая составляющая процедуры медиации является не менее актуальной. Согласно ст. 10 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» оплата по общему правилу осуществляется сторонами в равных долях [3]. Возникает вопрос о доступности процедуры медиации для незащищенных, малообеспеченных слоев населения.

В российском законодательстве предусмотрена возможность бесплатной медиации в случае ее проведения одним или несколькими медиаторами [3], но отсутствуют государственные гарантии на соответствующую финансовую поддержку, что определенно сужает возможности применения процедуры медиации на практике в виду ее затратности. В качестве решения проблемы оплаты медиативных услуг предлагается освобождение сторон от судебных расходов в связи с их волеизъявлением о процедуре медиации либо возврат уплаченных судебных расходов [7].

В целом, практика применения альтернативных мер оказалась слабо распространенной (0,008 % дел в судах общей юрисдикции [8]) по ряду причин, на что обращает внимание Президиум ВС РФ: новизна процедуры, высокая степень конфликтности отношений участников спора, отсутствие навыков и традиций по ведению переговоров [8].

26 июля 2019 года в законную силу вступил Федеральный закон N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым Гражданский процессуальный кодекс РФ был дополнен главой 14.1 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение». Инициатором законодательных изменений выступил Верховный Суд РФ. Законодателем введена в качестве комплекса мер по урегулированию спора категория примирительных процедур, которая включает переговоры и посредничество в виде медиации и судебного примирения [9]. Произошло расширение возможностей для сторон достичь мирового соглашения, медиация была лишена статуса единственной альтернативы судебному разбирательству.

Представляется, что, оценив реальные итоги деятельности института медиации в российском гражданском законодательстве, ВС РФ предложил вместо эффективной реформы альтернативного разрешения споров ввести ряд иных мер. Фактически на смену медиации приходит судебное примирение. Определенно, стороны вправе выбрать процедуру примирения самостоятельно, тем не менее, как показывает практика, можно прогнозировать стремительное увеличение популярности процедуры судебного примирения и снижения роли медиации.

Постановлением Пленума ВС РФ № 1 от 28.01. 2020 года был утвержден список из 342 примирителей в субъектах РФ [10]. Кроме того, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 41 был утвержден «Регламент проведения судебного примирения» [11], детально регулирующий процедуру. Оплата деятельности судебных примирителей будет осуществляться «в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на обеспечение деятельности судов» [12]. Деятельность судебных примирителей будет выгодна как гражданам по причине ее доступности, так и государству [13].

Существует риск замены медиации судебным примирением посредством использования бюджетного, законодательного и кадрового ресурса, что может привести к снижению качества примирительных услуг в связи с качеством кандидатур судебных примирителей, выбор которых ограничен. Данный вопрос является вызовом и, на мой взгляд, барьером к дальнейшему развитию, популяризации и совершенствованию института медиативных услуг.

Несомненно, процедура медиации требует законодательной реформы: предоставление медиатору права на ознакомление с материалами дела в целях получения им полной информации об обстоятельствах спора; закрепление категорий дел, по которым использование процедуры досудебной медиации являлось бы обязательным; введение государственных субсидий на оплату услуг медиации для малообеспеченных граждан; более строгая регламентация требования, предъявляемых к медиаторам и ряд иных. Проведения указанных изменений даст «второй шанс» процедуре медиации, который она поистине заслуживает.

Литература:

  1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.11.2002)// Официальный интернет-портал правовой информации
  2. Законопроект № 341071–5 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)// Государственная Дума РФ. Автоматизированное обеспечение государственной деятельности
  3. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
  4. Справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Утверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июня 2012 года
  5. Худойкина Т. В. Проблемы развития медиации в России // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6, С. 103
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва «Об утверждении программы подготовки медиаторов» [Электронный ресурс]// Российская Газета
  7. Егорова Т. З. Медиация в российских условиях // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. № 6. С. 3
  8. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»)
  9. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) СПС КонсультантПлюс
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 20.01.2020 «Об утверждении списка судебных примирителей»
  11. Регламент проведения судебного примирения // Российская газета
  12. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О утверждении порядка и условий оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей»// Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения
  13. Верховный суд России утвердил список из 342 примирителей в судах // ТАСС.
Основные термины (генерируются автоматически): процедура медиации, судебное примирение, Верховный Суд РФ, законная сила, медиатор, мировое соглашение, альтернативная процедура урегулирования споров, альтернативное разрешение споров, Российская Федерация, РФ.


Похожие статьи

Современные тенденции использования процедуры медиации в суде

В статье анализируются современные тенденции использования различных примирительных процедур с целью мирного урегулирования спора. Обращается внимание на необходимость совершенствования процедуры медиации, учитывая нагрузку на судебную систему и важн...

Примирительные процедуры в гражданском процессе

В статье поднимается тема необходимости развития примирительных процедур в России. Обосновывается роль института примирительных процедур для судебной системы в настоящее время. Анализируется правовое регулирование примирительных процедур

Значение и роль примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах

В статье анализируется значение примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах, а также особенности судебной медиации и новой процедуры — судебного примирения с участием судебного примирителя. Указывается, что институционализация и рас...

Тенденции развития института медиации в уголовном судопроизводстве России

В статье рассматривается институт медиации как альтернативный способ разрешения уголовно-правовых конфликтов и тенденции его развития.

Историко-правовой анализ становления, формирования и развития института прокуратуры в гражданском судопроизводстве

В статье исследуются особенности развития института прокуратуры (прокурора) в целом, в гражданском судопроизводстве на протяжении 150 лет с учетом изменения, как законодательства, так и геополитического положения страны.

К вопросу о правовых принципах медиации в гражданском процессе

В настоящей статье проведен теоретико-правовой анализ принципов медиации в гражданском процессе. Рассмотрены основные точки зрения на классификацию принципов медиации. Предложен подход к систематизации правовых принципов медиации как примирительной п...

Основные тенденции развития института административного судопроизводства в России

В статье дается краткий анализ наиболее актуальных вопросов, связанных с институтом административного судопроизводства. Анализируются проблемы, возникшие после введение в действия Кодекса административного судопроизводства, обсуждается возможность со...

Тенденции развития семейных отношений с участием иностранного элемента в новых условиях

В статье исследуются тенденции развития российских семейных правоотношений с участием иностранного элемента в новых условиях. Приводятся основные проблемы регулирования международного частного семейного права, а также пути их решения.

Судебное примирение как механизм мирного урегулирования споров в современном гражданском процессе

В статье анализируется новый институт в системе процедур урегулирования споров с участием посредника — судебное примирение. Исследуются правовые основы, регулирующие порядок проведения данного вида примирения. Автор приходит к выводу о недостаточност...

Роль суда при реализации примирительных процедур в гражданском процессе

В статье анализируется место и роль суда в вопросах примирения сторон в гражданском процессе, а также поднимается вопрос о необходимости выделения отдельной стадии гражданского процесса — примирительное производство.

Похожие статьи

Современные тенденции использования процедуры медиации в суде

В статье анализируются современные тенденции использования различных примирительных процедур с целью мирного урегулирования спора. Обращается внимание на необходимость совершенствования процедуры медиации, учитывая нагрузку на судебную систему и важн...

Примирительные процедуры в гражданском процессе

В статье поднимается тема необходимости развития примирительных процедур в России. Обосновывается роль института примирительных процедур для судебной системы в настоящее время. Анализируется правовое регулирование примирительных процедур

Значение и роль примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах

В статье анализируется значение примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах, а также особенности судебной медиации и новой процедуры — судебного примирения с участием судебного примирителя. Указывается, что институционализация и рас...

Тенденции развития института медиации в уголовном судопроизводстве России

В статье рассматривается институт медиации как альтернативный способ разрешения уголовно-правовых конфликтов и тенденции его развития.

Историко-правовой анализ становления, формирования и развития института прокуратуры в гражданском судопроизводстве

В статье исследуются особенности развития института прокуратуры (прокурора) в целом, в гражданском судопроизводстве на протяжении 150 лет с учетом изменения, как законодательства, так и геополитического положения страны.

К вопросу о правовых принципах медиации в гражданском процессе

В настоящей статье проведен теоретико-правовой анализ принципов медиации в гражданском процессе. Рассмотрены основные точки зрения на классификацию принципов медиации. Предложен подход к систематизации правовых принципов медиации как примирительной п...

Основные тенденции развития института административного судопроизводства в России

В статье дается краткий анализ наиболее актуальных вопросов, связанных с институтом административного судопроизводства. Анализируются проблемы, возникшие после введение в действия Кодекса административного судопроизводства, обсуждается возможность со...

Тенденции развития семейных отношений с участием иностранного элемента в новых условиях

В статье исследуются тенденции развития российских семейных правоотношений с участием иностранного элемента в новых условиях. Приводятся основные проблемы регулирования международного частного семейного права, а также пути их решения.

Судебное примирение как механизм мирного урегулирования споров в современном гражданском процессе

В статье анализируется новый институт в системе процедур урегулирования споров с участием посредника — судебное примирение. Исследуются правовые основы, регулирующие порядок проведения данного вида примирения. Автор приходит к выводу о недостаточност...

Роль суда при реализации примирительных процедур в гражданском процессе

В статье анализируется место и роль суда в вопросах примирения сторон в гражданском процессе, а также поднимается вопрос о необходимости выделения отдельной стадии гражданского процесса — примирительное производство.

Задать вопрос