Актуальность выбранной темы обусловлена выявленным несоответствием федерального и регионального законодательства и видимых коллизий при осуществлении полномочий в области градостроительной деятельности органами местного самоуправления.
Ключевые слова: генеральный план поселения, полномочия, вопрос местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по принятию муниципальных правовых актов о подготовке проектов генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки (проектов о внесении изменений в такие документы) на территории сельских поселений по подготовке вышеуказанных документов установлены следующие.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] (далее — Федеральный закон № 131) утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений отнесено к вопросам местного значения городских поселений.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1–3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 части 1 указанной статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи Федерального закона № 131 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
Учитывая отсутствие в указанном перечне вопроса местного значения по утверждению генерального плана поселения, правил землепользования и застройки поселения, а также отсутствие закрепления данного вопроса местного значения за сельскими поселениями Ленинградской области в соответствии с областными законом от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» и иными областными законами, на основании части 4 статьи 14 Федерального закона № 131 на территориях сельских поселений указанный вопрос местного значения решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и является вопросом местного значения муниципальных районов.
Частью 1.1 статьи 17 Федерального закона № 131 предусмотрено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14,15 и 16 указанного федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ [2] к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесены подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
На основании областного закона от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» [3] к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесены полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по утверждению генеральных планов поселений и внесению в них изменений, а к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности — утверждение правил землепользования и застройки поселения.
Перераспределение полномочий по подготовке генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки поселений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области областным законом не осуществлялось.
Таким образом, предусмотренные в статье 8, в главах 3 и 4 Градостроительного кодекса РФ полномочия, касающиеся подготовки генерального плана поселения, правил землепользования и застройки поселения, являются полномочиями по решению вопроса местного значения «утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и реализуются органом местного самоуправления, к ведению которого относится решение вопроса местного значения.
Исходя из этого, на территории Ленинградской области полномочия по подготовке генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, на территории которых расположены соответствующие сельские поселения.
В настоящее время органы местного самоуправления сельских поселений Ленинградской области вправе принимать решения о подготовке генеральных планов, правил землепользования и застройки, осуществлять их подготовку исключительно в случае заключения соглашения между органом местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления сельских поселений, входящий в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131.
При этом согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с чем финансирование подготовки генеральных планов сельских поселений должно осуществляться за счет средств бюджетов муниципальных районов, за исключением случаев заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления сельских поселений, входящий в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что на территории Ленинградской области законодательством установлено, что полномочия по подготовке генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, на территории которых расположены соответствующие сельские поселения, однако, имеется возможность заключения соглашения между органом местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления сельских поселений, входящий в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Российская газета. 2003. 8 марта.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) // Российская газета. 2004. 30 декабря.
- Областной закон Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз (ред. от 28.12.2018) «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» //Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru (дата обращения — 12.11.2019).
- Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2019 № 08–19462/19
- Письмо Правового управления Президента Российской Федерации от 05.02.2019 № А6–1053
- Письмо Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Государственный экспертный институт регионального законодательства» от 10.12.2018 № 02–02/154