Инструменты регулирования объема вывоза капитала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 2319 раз

Библиографическое описание:

Старостин, А. Ю. Инструменты регулирования объема вывоза капитала / А. Ю. Старостин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 1. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3452/ (дата обращения: 23.12.2024).

Сфера движения капиталов не имеет собственной законодательной основы, и ее регулирование происходит под воздействием правовых актов, касающихся самых разных сторон жизнедеятельности государства.

Неоднозначные последствия для всей национальной экономики, как от экспорта, так и импорта ресурсов и капиталов государства сглаживают путем системы регулирующих мер. В области внешней торговли в Российской Федерации принят и действует специальный законодательный акт.

Конституция Российской Федерации и гражданское законодательство, регулирующие общегражданские вопросы, декларируют свободу предпринимательства в общем, оставляя вопросы регулирования международных отношений экономических агентов специализированным законодательным актам. В целом, индифферентна к вопросу вывоза капиталов и внешнеторговая политика.

Рассматривая внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) совокупности ее участников как объект, прежде всего макроэкономического характера, нельзя не учитывать, что его динамику определяют особенности функционирования отдельных участников, то есть факторы микроэкономического характера.

Резкое увеличение в составе участников ВЭД индивидуальных предпринимателей привело к созданию в этой сфере ситуации, когда направление и характер интеграции страны в мировую экономику зависит от поведения конкретных лиц - предпринимателей.

Инструментарий государственного вмешательства в процесс утечки капиталовскладывается из регуляторов, действующих в рамках законодательных актов, регулирующих общегражданские, таможенные, валютные, налоговые и иные отношения. Как показывает анализ, большая часть регуляторов эффективна только в отношении юридических и физических лиц.

В 2010 году вступила в силу новая редакция закона, регулирующего в России внешнеторговую деятельность. Формально новая редакция предусматривает усиление государственного контроля в данной сфере.

Так, два метода внешнеторговой политики, использовавшиеся в рамках прежнегозакона - таможенно-тарифное и нетарифное регулирование - дополнены еще двумя: запретами и ограничениями внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также экономическими и административными мерами.

Метод запретов и ограничений основан на принципе номенклатурных ограничений: допускается свободный международный обмен основной массой наименований товаров, видов услуг и интеллектуальной собственности, но для продовольственных товаров часто применяются ограничения в виде предельно допустимого объема импорта, а в качестве более радикальной меры в соответствии со статьей 37 упомянутого закона Правительством России может быть введен запрет на внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Таким образом, внешнеторговое законодательство по своей сути так и осталось декларативным, устанавливающим равные права и недискриминационные условия для внешних связей всех участников ВЭД.

Тарифные и нетарифные меры, через которые реализуется механизм таможенной политики, составляют наиболее гибкий инструмент, позволяющий с целью защиты отечественных товаропроизводителей ограничивать внешние связи хозяйствующих субъектов.

При этом, чтобы не допустить негативного влияния челноков на внутреннее товарное производство, но одновременно предоставить гражданам возможность осуществлять трансграничные поездки в личных целях в сопровождении багажа, включающего предметы личного потребления, устанавливается лимит в стоимостном и весовом ограничении, в пределах которого вещи признаются личным багажом и не подлежат обложению пошлинами. Следовательно, в рамках таможенной политики государство имеет возможность контролировать и регулировать движение капиталов, вызванное предпринимательской деятельностью участников внешнеторговых отношений.

К инструментам, способным ограничить утечку капиталов, в последние пять лет добавился новый - деятельность государства, направленная на противодействие отмыванию незаконных доходов и финансированию терроризма. При этом мелкие сделки не охвачены процедурами, предусмотренными государственной политикой в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и вывоз капиталов индивидуальными предпринимателями этим инструментом государственного вмешательства не регулируются.

К факторам, способствующим вывозу капиталов из России, относятся льготы, предоставленные российским Налоговым кодексом для субъектов малого предпринимательства,в том числе индивидуальных предпринимателей, а также облегченная процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и исключение их из числа лиц, отчитывающихся перед органами государственной статистики.

Таким образом, современные действующие законодательные акты, задействованные в управлении внешнеэкономической деятельностью, декларируют равенство и недискриминацию участников ВЭД.

Однако при этом аппарат реализации продекларированных государством направлений своего воздействия на предпринимательскую деятельность участников внешнеэкономических связей включает в себя следующие инструменты:

  • тарифные и нетарифные методы таможенного регулирования;

  • льготное налогообложение;

  • валютную политику в форме резервирования, режима специальных счетов и предварительной регистрации;

  • лицензирование ввоза и вывоза из России вооружения, военной техники и военных технологий.

Перечисленные инструменты используются абсолютно всеми странами, их основное назначение - защита отечественных производителей, сохранение экономической безопасности страны. В сущности, они представляют собой ограничения. Накладывая эти ограничения, государство создает разные условия для участников ВЭД.

При этом применение ограничений основывается не только на страновом или товарно-номенклатурном признаке (например, установление дифференцированных таможенных тарифов на ввоз в Россию товаров в зависимости от номенклатуры товара или страны его происхождения, введение требования о лицензировании ввоза и вывоза товаров определенной номенклатурной группы вооружений и связанных с ним технологий, а также обременение резервированием при осуществлении расчетов за определенные виды товаров), но и на признаке формы правовой организации участников ВЭД. В этом случае речь идет о льготах, предоставленных в Налоговом кодексе субъектам малого предпринимательства.

До сих пор государство проводило политику, направленную на создание институционально благоприятных преимуществ для участия индивидуальных предпринимателей во всех видах деятельности, не учитывая различий между последствиями таких мер применительно к внутрироссийской и внешней деятельности агентов.

Здесь следует сделать акцент на том, что всякий механизм государственного регулирования при любой степени демократизации общества и либерализации экономики в своей основе содержит принцип дискриминации субъектов хозяйствования. Поэтому равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, провозглашенные в законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а также в той или иной форме выраженные в иных законодательных актах, не согласуются с самой сущностью организации государства.

Результаты анализа основных направлений государственного вмешательства в вывоз капитала из России участниками ВЭД различной организационной формы указывают на "узкое" место в функционирующей в стране системе мер регулирования движением капиталов - отсутствие эффективных регуляторов внешнеэкономической деятельности российских индивидуальных предпринимателей.

Следовательно, встает необходимость организации реальной системы государственного регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, выходящих на мировые рынки.

Для решения поставленной задачи рядом авторов, таких как Танющева Н.Ю., Набиев Р.А., предлагается включить в действующую систему государственных регуляторов процесса вывоза капитала принципиально новый инструмент-лицензирование внешнеэкономической деятельности индивидуальных предпринимателей.

Понятие "внешнеторговая деятельность", в соответствии с законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", помимо международного обмена товарами, включает в себя еще и сделки по обмену с иностранными контрагентами услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной собственности, следовательно, условие непосредственного участия в производстве или обработке предмета экспортно-импортных контактов должно стать критерием и при решении о выдаче или отказе индивидуальному предпринимателю в лицензии на право приобретать или предоставлять зарубежным партнерам также и услуги, работы, информацию и интеллектуальную собственностью.

Сейчас это особенно актуально, хотя при нынешнем состоянии системы таможенно-банковского контроля в России в сфере внешней торговли товарами остаются отдельные пути для мошенничества и других преступлений, механизм массовой утечки капитала стал реализовываться принципиально иным путем - через слабо отрегулированную область расчетов по экспорту и импорту работ, услуг и результатов интеллектуальной собственности, что объясняется сложностью определения материальных результатов в большинстве случаев такого рода деятельности.

Лицензирование - это самый жесткий из всех регуляторов, так как предполагает пристальное предварительное изучение лицензиата, а также последующий контроль за его деятельностью, использование его в наиболее значимых для экономики страны и ее оборонного потенциала областях.

Лицензированию подлежат внешнеэкономические операции с товарами, информацией, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств егодоставки, иных видов вооружения и военной техники.

Правовые основы лицензирования перечисленных активов определены в Федеральном законе РФ "Об экспортном контроле".

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.

Введение порядка лицензирования ВЭД индивидуальных предпринимателей, по мнениюряда авторов, не только перекроет важный канал утечки капиталов, но и решит ряд других государственных задач.

Одним из важнейших среди них мы считаем противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К этому мировому движению Россия присоединилась в 2001 году, приняв соответствующий Федеральный закон.

В настоящее время в закон внесен ряд поправок, направленных на повышение его результативности, а Уголовный кодекс РФ существенно дополнен.

Подводя итог данному краткому аналитическому исследованию можно сделать вывод, целенаправленная и научно обоснованная политика управления вывозом капитала, направленная на поддержку национальных экономических агентов (признание интересов отечественных производителей приоритетными при создании условий для развития конкуренции) должна обязательно подразумевать четкую расстановку приоритетов, обеспечиваемую адекватной ресурсной поддержкой, организационным оформлением, экономическим и правовым регулированием.

Формирование приоритетов государственного вмешательства в механизм реализации ВЭД является необходимой частью системы управления процессом интеграции национальных экономических агентов в мировую экономику.


Литература:
  1. Конституция Российской Федерации

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации

  4. Таможенный кодекс Российской Федерации

  5. Федеральный Закон Российской Федерации от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (ред. от 07.05.2009)

  6. Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" № 115-ФЗ от 07.08.2001 (ред. от 27.07.2010).

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"(ред. от 29.12.2010).

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ред. от 08.12.2010)

  9. Танющева Н.Ю., Набиев Р.А. Инструментарий государственного регулирования финансовым механизмом вывоза капитала из России // Финансовые инструменты регулирования экономики региона: сборник статей IIмеждународной научно-практической конференции.-Махачкала: изд-во ДагГУ, 2005. - с.220-224.

  10. Танющева Н.Ю. Место и роль малого предпринимательства в ВЭД России// Экономика на службе общества: труды международной научно-практической конференции: 15-17 апреля 2004г. - Астрахань: Изд-во ВЭО РФ,2004.-с.82-85.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, государственное вмешательство, интеллектуальная собственность, Россия, внешнеторговая деятельность, вывоз капиталов, предприниматель, внешнеторговая политика.


Задать вопрос