Массовая коммерческая прослушка телефонов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.03.2020

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Лапин, Р. Д. Массовая коммерческая прослушка телефонов / Р. Д. Лапин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67807/ (дата обращения: 22.12.2024).



Мы живём в эру информационных технологий. Данные технологии помогают нам во многом, значительно упрощая жизнь современного человека. Сегодня нам стало проще покупать что-либо в магазине, оплачивать счета и заказывать еду мы можем, не выходя из дома, мы имеем возможность звонить друг другу по видеосвязи, смотреть онлайн-трансляции, бронировать отели и покупать билеты на самолет, заказывать такси или переводить деньги в любую страну мира всего лишь за пару кликов. Все это возможно благодаря техническому и научному прогрессу, который никогда не останавливается.

С каждой минутой наша жизнь улучшается, в той или иной степени. Безусловно, приятно осознавать, что мы живем в эпоху таких технологий, которые пару десятков лет назад казались невозможными. Но, к сожалению, у всего есть плюсы и минусы, какие-то положительные эффекты и побочные действия. В данной статье мы не затрагиваем тему пагубного влияния электромагнитного излучения на человека, уменьшении физических нагрузок людей из-за современных технологий, ухудшении здоровья. Хотелось бы рассмотреть проблему прослушивания телефонов с целью дальнейшего коммерческого использования полученной информации.

Активно пользуясь своим мобильным телефоном, вы вдруг замечаете нечто странное. Вы обсуждаете какой-либо товар или услугу, например, со своими друзьями, а через некоторое время осознаете, что товары и услуги, которые вы обсуждали день-два назад, появляются у вас в телефоне в виде рекламы. Очевидное предположение — ваш гаджет является «двойным агентом». Ваш телефон — необходимая вещь в вашем обиходе, без которой вы как без кислорода в современном мире технологий, не можете обойтись, но нет ни тени сомнений — он явно транслирует личную, приватную информацию третьим лицам.

Например, вы никогда не интересовались машинами, но после разговора с другом вам активно навязывается реклама именно той марки и модели автомобиля, который купил ваш друг. Конечно, очень странно и даже немного страшно осознавать это в первый раз. Ваш же телефон, верный помощник, передает личную и важную информацию, так еще и голосовую третьим лицам. В сети интернета можно найти тысячи подобных историй. Даже самые ярые скептики признают — массовая коммерческая прослушка существует и IT-компаниям давно пора прояснить ситуацию.

Рис.1. Примеры историй из обсуждений в сети интернет

Трудно назвать, сколько и какие именно компании участвуют в этом процессе, но причастность к этому Google, Apple и Facebook наиболее вероятна. Однако, ни одна из компаний ни разу не объясняла данной ситуации, не взяла ответственность на себя. Более того, вышеназванные IT-гиганты официально не признают наличия данной технологии. Обычно, после обвинений пользователей, даются расплывчатые и смутные комментарии «Компания не использует аудиовозможности встроенных в телефоны микрофонов для сбора и передачи информации рекламодателям или новостным агентствам в той или иной форме».

Таким образом, мы не имеем фактических доказательств или официальных признаний компаний о сборе нашей информации и передаче ее третьим лицам в форме аудиосообщений. Все, что у нас есть — это множество прецедентов в интернете и в жизни, эксперименты простых пользователей и их видео в социальных сетях, комментарии и мнения экспертов по цифровой безопасности.

Сам факт коммерческой прослушки (как и работа Искусственного интеллекта) стал возможен благодаря развитию технологий Big Data — сбору и анализу гигантских массивов информации. Еще пару десятилетий назад такое было невозможно — не хватало ни технологических мощностей, ни источников информации. Но прогресс не стоял на месте. Вслед за первыми смартфонами возникли высокоскоростные стандарты мобильного интернета и производительные дата-центры, способные переваривать петабайты информации.

Теперь стать частью маркетинговых изысканий крупных компаний может каждый владелец смартфона. Достаточно просто о чем-то говорить, находясь рядом с вашим телефоном. Чем больше это будете делать, тем больше подобной рекламы будете получать. Причём не обязательно говорить громко, преградой также не послужит ни плохое качество записи, ни плохое соединение с интернетом.

Обработка и анализ аудиоданных происходит уже на сервере компании, а не на вашем устройстве, именно поэтому ваш мобильный телефон не расходует уровень заряда батареи. В таком случае ваш смартфон является передатчиком данных, «жучком», записывающим и передающим аудиоинформацию получателю. При этом передача данных происходит не постоянно, а периодически.

Доктор Питер Ханнай, старший консультант по безопасности в фирме Asterisk заметил: «Время от времени аудиоклипы действительно отправляются на серверы сторонних приложений, но официального определения соответствующих триггеров не существует. То ли это зависит от времени, то ли от местоположения, то ли от использования каких-то функций, но приложения пользуются доступом к микрофону и периодически используют эти данные. Внутренние составляющие приложений отправляют эти данные в зашифрованном виде, поэтому определить конкретные триггеры очень трудно». И потом, уже в самих дата-центрах Google, Apple или Facebook специальный алгоритм разберёт вашу речь на составляющие, проанализирует ключевые слова, оценит их релевантность, чтобы затем предложить персональную, специально подобранную для вас, рекламу. Поэтому пользователи не замечают сбоев в работе аккумуляторов телефонов — нечастая передача информации почти не оказывает влияния на заряд устройств.

Возникает вопрос — с какой целью осуществляется подобное, не вполне законное, прослушивание? Ответ очевиден: чтобы использовать полученные данные для персональной рекламы, для повышения прибыли рекламируемых компаний. Реклама — кровь современных информационных технологий, снабжающая денежным кислородом весь организм цифрового мира. Именно продажа рекламы сделала Google и Facebook такими, какими мы их знаем сейчас — многомиллиардными корпорациями, имеющими колоссальное влияние во всем мире.

Как противостоять утечке ваших «разговоров» и личной информации? Вопрос довольно сложный. С одной стороны, можно попытаться минимизировать вмешательство компаний в вашу жизнь, выставив необходимые настройки в сервисах, но не факт, что это поможет, ведь ни одна из «подозреваемых» компаний даже не подтвердила наличие данной технологии. Есть также вариант отключения телефона или использование авиарежима, однако, это долго и ненадежно, мы не можем знать, как именно производитель настроил устройство, и каким образом сервис (IT-компании) использует наше устройство. Последним и, вероятно, самым верным решением остается физическая изоляция телефона от разговоров, будь то специальная капсула или специальное приложение, которое наводит помехи в разговорном диапазоне. Эти варианты наиболее эффективные, но также имеют ряд недостатков, создавая дополнительные проблемы для пользователя мобильным телефоном. Можно принять коммерческую прослушку устройств как часть цифровой эпохи и в итоге согласиться с этим, либо попытаться каким-то образом перекрыть каналы связи, по которым идет утечка.

Литература:

  1. Основы информационной безопасности: учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Вострецова.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019.— 204 с.
  2. Основы защиты информации: учебное пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. — Томск: В-Спектр, 2011. — 244 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ваш телефон, компания, мобильный телефон.


Задать вопрос