Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гончарова, Ю. В. Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы / Ю. В. Гончарова, Т. А. Панфилова, С. В. Зиновьева, Т. П. Романюта. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67707/ (дата обращения: 21.12.2024).



В разных возрастных периодах возникают благоприятные внутренние условия для развития различных способностей. В младшем школьном возрасте у детей активно развиваются творческие способности. Успеху этого процесса способствуют такие характерные черты детей, как доверие взрослому, увеличение восприимчивости, впечатлительности, и отношение наивной игры ко многому из того, с чем они сталкиваются [7, с. 314].

С большим вниманием к развитию творческих способностей детей относился известный педагог В. А. Сухомлинский. В каждом ребёнке он видел творца, с его неизведанными способностями, и он пробовал привить детям творческое отношение к любому виду деятельности. Конечно, развитие творческой личности осуществляется через образовательный процесс.

А по мнению О. И. Баранцевой, он проходит не только на уроках, но и также во внеурочной деятельности, что в школе может быть реализовано через разные формы [4, с. 82]. Одной из таких форм является кружковая работа.

В общеобразовательных и других учебных заведениях, кружковая работа реализуется с целью расширить и углубить имеющиеся специальные знания учащихся, развития творческих возможностей, удовлетворения их индивидуальных интересов и способностей. Также она служит средством профессиональной ориентации учащихся, образовательные и воспитательные задачи которой тесно переплетаются в ней. Обычно в кружке занимаются около 15–20 человек. В кружках, особенно по какому-то предмету, объединяются учащиеся одного возраста, примерно имея одинаковый уровень подготовки. В некоторых кружках объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов [23, с. 397].

Кружковая работа отличается большим разнообразием форм и методов ее организации от учебной. В начальных классах в деятельность учащихся привносятся элементы игры и соревнования. Она ведется в развлекательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и ведение кружковых занятий отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Работа в них может проводиться в форме лекций, докладов, экскурсий и походов, бесед, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и устройств, конкурсов, экспериментов, [3, с. 54].

Главная особенность кружковой работы в том, что она реализует принципы самоуправления, неформальности общения, добровольности. Свобода выбора детьми образовательной области, рода, вида и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоений — основной педагогический принцип системы кружковой работы, обеспечивающий стремление участников этой работы к самоопределению и самореализации личности. Работа любой группы направлена на развитие интереса к различным видам деятельности, организации досуга и отдыха школьников. Важный элемент кружковой работы, его особенностью, является форма выражения результата. Он воплощается в основном в определенных и внешне показательных видах деятельности: спектаклях, концертах, фестивалях, семинарах [1, с. 39].

Главным действующим лицом в кружковой работе является ребенок, как индивидуальность, как потенциальный создатель собственных ценностей. Таким образом, можно говорить о том, что в результате деятельности человека, в частности ребёнка, создаются новые объекты и формируются духовные ценности. По — другому можно это определить как творчество. Такие педагоги, как В. И. Андреев, Ю. Л. Козырева, Ю. Н. Кулюткин определяют творчество как деятельность, в результате чего появляются новые, оригинальные продукты, которые имеют большое общественное значение. Я. А. Пономарёв сопоставляет творчество с термином «развитие вверх». «Общий критерий успеха возникает как критерий развития вверх». Это характеризует продуктивную деятельность, в которой из более простых форм образуются более сложные [15, с. 4].

Кружковая работа также является важным связующим звеном в системе трудового обучения и воспитания школьников, так как трудовое обучение является основным средством творческого и эстетического развития. Преподавание предмета «Технология» в начальной школе имеет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом, а также имеет практическую направленность. Содержание предмета дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности процессов, правил, умений, применяемых при изготовлении любого изделия, требований к технической документации, и показывает, как использовать эти знания в различных сферах учебной и внеучебной деятельности (поиск информации, овладение новыми знаниями, выполнение практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, формирования социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Среди задач изучения технологии в начальной школе главными являются такие, как приобретение личностного опыта как основы образования и знаний, приобретение начального опыта практической преобразующей деятельности, формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда [23, с. 64].

Внеурочная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитывающее и развивающее значение. Учителя начальных классов могут руководить кружком, клубом интересов, как организатором внеурочной деятельности учащихся. Эта работа не только будет углублять и расширять знания в области технологии, но также способствовать расширению кругозора учащихся, развитию их творческой деятельности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышать мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и через призму этого знания активнее исследовать культуру своей страны.

Вопрос о роли кружковой работы по технологии представляется весьма актуальным в настоящее время в связи с поиском наиболее эффективных форм и методов для повышения мотивации учащихся. Особенно остро стоит проблема мотивации в начальной школе. Ученики тратят меньше времени на учебу из-за своего интереса к другим предметам. А занятия в кружке способствуют повышению мотивации обучения, самоутверждения, самовыражения и самосознания учащихся. Учащиеся начальной школы любят ролевые игры, их интересуют формы деятельности, требующие общения, и с помощью кружковой работы это можно реализовать [1, с. 37].

Работа в кружке имеет множество преимуществ:

– содействует распространению знаний, полученных в кружковой работе;

– помогает осуществлять познавательный процесс;

– развивает самостоятельность детей;

– помогает выявлять и развивать таланты и способности учащихся;

– позволяет увидеть и расширить свои возможности;

– оказывает сильное влияние на рост интереса к изучаемым предметам.

Кружковая работа — лучшая форма внеурочной работы, позволяющая повысить уровень познавательной активности младших школьников. Она создает благоприятные условия для накопления экспериментальной совместной работы, является основным фактором формирования коллективных отношений и дает возможности для проявления самостоятельности, творчества, развития общественной деятельности [14, с. 6]. Даже если у ребенка есть какие-то проблемы в школе, то в кружковой работе ему помогут реализовать свой потенциал, что повысит его уверенность. В кружковой работе каждый может найти что-то соответствующее своему вкусу, его способности, даже самые небольшие, найдут достойное воплощение, и ребёнок приобретет статус успешного человека в глазах сверстников, педагога и родителей.

Занятия в кружке по технологии, призваны способствовать развитию художественного вкуса как неотъемлемой части материальной и духовной культуры, художественной и творческой деятельности, помочь учащимся в освоении образного языка декоративного искусства [26, с. 85]. Художественная деятельность учащихся в классе находит различные выражения при изготовлении разнообразных изделий. А творческое развитие — через знакомство с произведениями декоративного искусства, примерами развития дизайна. [7, с. 76].

Кружок сегодня рассматривается как наиболее эффективная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе, о чем свидетельствует практика работы многих учебных заведений. Кружковая работа по технологии в начальных классах призвана ввести младших школьников в мир творческой трудовой деятельности человека, познакомить детей с законами, закономерностями человеческой производственной деятельности в ее взаимосвязях с природой и обществом [14, с. 5].

Следовательно, именно при организации кружковой работы по технологии возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, что в свою очередь является залогом формирования определенных склонностей и способностей.

Литература:

1. Байназаров, Р. Т. Воспитательно- образовательное значение кружковой работы школьников. Современная педагогика. 2010, № 3, с.37–40.

2. Баранова, А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: методические рекомендации / А. В. Баранова, Кисляков А. В. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с.

3. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности / О. И. Баранцева // Начальная школа. -2013.-№ 6. –с.81–83.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский.-. М.: Просвещение, 2010. — 93 с.

5. Колесникова, Н. В. Учим созидать: развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности/Н. В. Колесникова//Народное образование. -2012.- № 4.- с.3–7.

6. Конобеева, Т. А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников/ Т. А. Конобеева // Начальная школа. -2015.-№ 8. –с.52–55.

7. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Н. И. Роговцевой. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.:Просвещение, 2013 г.- 80 с.

8. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие для учителей. /А. С. Хворостов. — М.: Просвещение, 2010. — 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): кружковая работа, начальная школа, развитие, внеурочная деятельность, внеурочная работа, декоративное искусство, знание, творческая деятельность, трудовое обучение, форма деятельности.


Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Роль мониторинговых процедур в прогнозировании познавательной активности и организации учебной деятельности в средней школе

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Содержание и методы игровой деятельности по формированию мотивации младших школьников на изучение иностранных языков

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Роль мониторинговых процедур в прогнозировании познавательной активности и организации учебной деятельности в средней школе

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Содержание и методы игровой деятельности по формированию мотивации младших школьников на изучение иностранных языков

Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы

Задать вопрос