Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 7844 раза

Библиографическое описание:

Наумова, И. В. Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу / И. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67558/ (дата обращения: 24.06.2024).



На всех этапах развития общества музеи играют очень важную роль. Они представляют редкие, уникальные в своем роде разнообразные предметы и привлекают к ним внимание. Музей призван подчеркнуть ценность наследия с целью сохранения преемственности культуры. На мой взгляд, музей — это социокультурное учреждение, в котором собираются, изучаются и хранятся памятники искусства, истории, науки, техники и других сфер человеческой деятельности. Кроме того, музеи занимается просветительской деятельностью, выставляя разнообразные подлинники и копии экспонатов на всеобщее обозрение.

Музей берет свое начало из частных коллекций предметов искусства, артефактов, реликвий и антиквариата. В России первым музеем, доступным для широкой публики, можно считать музей — Кунсткамера. Его коллекция основана XVIII в, на коллекциях Петра Великого (Петра I). Главным скачком в развитии музейной деятельности можно считать вторую половину XX века, музееведы называют этот период «музейным бумом». В этот период наблюдается рост интереса к музеям в городской среде. Музеи начинают активно работать со школьниками и студентами, привлекая их к различным исследовательским проектам. Чтобы все — таки понять, зачем нужны музеи, современному обществу, нужно точно знать, что же они собой представляют.

В настоящее время многие старые музеи основаны на просветительской музейной модели и исторических музеях просветительского типа. В просветительской модели музея все расположено на полочках, ящиках, в коробочках, и отделах. Исторический же музей просветительского типа, устроен как учебник истории — экспозиции расставлены с древнейших времен и до наших дней. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена на хронологической основе. Третьяковская галерея и Русский музей используют историко-монографический принцип: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.

На сегодняшний день мы видим, что просветительская Музейная система плохо работает для современного посетителя. Посетители XXI века предъявляют высокие требования к музею, приходят подготовленными, ждут новых впечатлений и интерактивности. Исходя из психологических особенностей современного общества, особенностей образа жизни и перенасыщенности информационного фона, музей делает все возможное, чтобы заинтересовать посетителей.

Именно поэтому музеи все чаще используют интерактивные, мультимедийные элементы при выставке экспонатов. Главным продуктом интерактивного мультимедийного продукта стал виртуальный музей. Концепция виртуального музея зародилась в 1992 году.

Определение термина «виртуальный» (лат. «VIRTUALIS»), пришедшее из научно — технической среды со значением «мнимый», в современных условиях характеризуется как «возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях» или «не имеющий физического воплощения; отличающийся от реального».

Поэтому, мы сделаем вывод, что виртуальное — это все — таки искусственно построенное (созданное), которое нельзя считать реальным. Проанализировав несколько источников, можно выделить две модели «виртуального музея». Во-первых, это то, что относится к Интернету или к искусственным построениям в компьютере. Это тот самый случай, когда компьютер имитирует искусственное трехмерное пространство, интерьер, в котором размещены музейные предметы. Вторая и наиболее распространенная модель виртуального музея — это реальная комната, в которой хранятся интерактивные объекты. Это могут быть голограммы, различные виды трехмерных и плоских проекций, 3D-панорамы, фотопанорамы.

Виртуальные музеи нужны современному обществу для того, чтобы показывать произведения искусства и многие другие экспонаты людям, которые по тем или иным причинам не могут прийти в музей. Эта функция применима к обеим моделям виртуального музея. Но есть и более интересные вещи, которые делают эту технологию весьма перспективной. Самое интересное начинается в тот момент, когда в виртуальном музее демонстрируют не то, что где-то существует, а то, чего нет и быть не может. В этот момент современное общество начинает максимально использовать возможности современных технологий в виртуальном музее. Наличие современных технологий помогает музеям создавать выставки, позволяющие посетителям всех возрастных и социальных категорий в доступном для них формате получить новую информацию для дальнейшего ее использования.

Например, в Третьяковской галерее в декабре 2006 года была юбилейная выставка Александра Иванова, где провели следующий эксперимент: с помощью проекций стали показывать «Библейские эскизы» Александра Иванова с сильным увеличением, приблизительно в том размере, как они были бы в храме Христа Спасителя. В результате возник совершенно новый эффект, новое качество восприятия этих произведений. Этот случай показывает, что сегодня, виртуальный музей начинает серьезным образом дополнять реально существующий музей. Виртуальный музей — это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому, благодаря современным технология в сфере IT.

Сегодня технологии виртуального музея и активное использование современных средств отображения информации все больше интегрируются с реальной музейной экспозицией. Зачастую виртуальные экспонаты начинают сосуществовать с реальными. Виртуальные музеи решают реальную проблему доступности мирового культурного наследия. По мере развития средств коммуникации в интернете происходит объединение в группы интересов, даже если они расположены в разных частях нашего мира. Пользователи могут обмениваться информацией, впечатлениями и создавать собственные музейные проекты. Сегодня есть возможность говорить о виртуальном музейном пространстве, где уживаются и действуют виртуальные музеи и сетевые сообщества, объединяющие музейных работников и заинтересованных пользователей.

Но, если говорить о тенденции современного музейного развития, компьютеры постепенно начинают покидать музейную экспозицию. По крайней мере, с видимой его части. Причина проста: больше десяти лет назад компьютер как технический способ отображения был весьма привлекательным. Но современное общество уже воспринимает компьютер как нечто тривиальное.

Поэтому виртуальные музейные технологии на данном этапе требуют хороших IT-специалистов, для перехода виртуальных музеев на новый уровень.

Виртуальный музей необходим современному обществу и занимает лидирующее положение, так как только наследие, сохраняемое музеями, формирует личность, сохраняет традиции, показывает жизнь нашего народа и его культурное наследие.

Создание и использование виртуального музея необходимо для привлечения внимания современного общества ко всем музеям мира и вносит неоценимый вклад в развития музееведения. Ведь не каждый экскурсант может посетить реальные музеи. Причем, возможность увидеть уникальные материалы, находящиеся в фондах таких музеев, с помощью виртуальных музеев, значительно возрастает.

Литература:

  1. Лебедев, А. В. Виртуальные музеи и виртуализация музея / А. В. Лебедев// Мир музея. 2010. № 10.С.5–9.
  2. Лысикова,О. В. Музеи мира [Электронный ресурс]: учебно пособие /О. В. Лысикова — 5-изд. стер — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 130с.
  3. Кулева,О. В. Виртуальный музей [Текст]: термин и характеристика / О. В. Кулева // Книга: Сибирь — Евразия: труды I Международного научного конгресса. Том 3. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. — C. 77–87. с.
  4. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. -№ 4 — С. 186–190.
  5. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: анализ термина / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. -№ 14 — С. 163–169.
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный музей, музей, современное общество, Иваново, компьютер, просветительский тип, Третьяковская галерея.


Похожие статьи

Информационные технологии в музейном деле

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объяснила, зачем музею сегодня нужны

Среди больших музеев , активно применяющим современные технологии является Российский

Виртуальный музей — это продукт компьютерной индустрии...

Новейшие технологии в музейном пространстве

музейная деятельность, Музей , посетитель , музейная практика, музейная аудитория , музейное сообщество, современное общество

Основными характеристиками современных виртуальных музеев , по мнению исследователей, являются: работа через сеть Интернет.

Интернет и PR-технологии как инновационные ресурсы...

Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейная деятельность, визуальная информация, современное искусство

В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как. Задачи музея от передачи информации о том или...

Виртуальный музей как один из методов обучения

Обучение выступает одним из идеальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку только через обучение можно получить и передать большой объем информации.

Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии...

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество

Использование технологии виртуального музея на уроке по... В конце XX — начале XXI века в практике работы образовательных...

Современные технологии в развитии музейного маркетинга

Возможности музеев в решении наиболее актуальных образовательных и воспитательных

Будучи учреждениями, в задачи которых входит вести просветительскую деятельность

Основной проблемой современных музеев является нежелание многих людей их посещать, в...

Музейный маркетинг и виртуальные музеи в XXI веке: могут ли...

Такие музеи, как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Эрмитаж долгое время считались принадлежащими культуре в самом классическом смысле. В свете недавних действий по управлению маркетингом отношения между музеем и посетителями изменились...

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая

Тип музея-скансена во многом обуславливает выбор метода по актуализации наследия. Ган О. Н. Проектная деятельность музея как способ...

Медиа-тренды в музеях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: музей, посетители, современные технологии, мультимедиа

Музей будущего — это пространства интерактивного доступа к информации, несущую опыт

Мобильное приложение показывает местоположение в галерее с максимальной точностью.

Особенности создания публичного музея на основе частной...

Ключевые слова: Третьяковская галерея, Москва, Россия, художник, галерея. Наиболее распространенной формой музея до 1917 годабыл

За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный...

Похожие статьи

Информационные технологии в музейном деле

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объяснила, зачем музею сегодня нужны

Среди больших музеев , активно применяющим современные технологии является Российский

Виртуальный музей — это продукт компьютерной индустрии...

Новейшие технологии в музейном пространстве

музейная деятельность, Музей , посетитель , музейная практика, музейная аудитория , музейное сообщество, современное общество

Основными характеристиками современных виртуальных музеев , по мнению исследователей, являются: работа через сеть Интернет.

Интернет и PR-технологии как инновационные ресурсы...

Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейная деятельность, визуальная информация, современное искусство

В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как. Задачи музея от передачи информации о том или...

Виртуальный музей как один из методов обучения

Обучение выступает одним из идеальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку только через обучение можно получить и передать большой объем информации.

Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии...

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество

Использование технологии виртуального музея на уроке по... В конце XX — начале XXI века в практике работы образовательных...

Современные технологии в развитии музейного маркетинга

Возможности музеев в решении наиболее актуальных образовательных и воспитательных

Будучи учреждениями, в задачи которых входит вести просветительскую деятельность

Основной проблемой современных музеев является нежелание многих людей их посещать, в...

Музейный маркетинг и виртуальные музеи в XXI веке: могут ли...

Такие музеи, как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Эрмитаж долгое время считались принадлежащими культуре в самом классическом смысле. В свете недавних действий по управлению маркетингом отношения между музеем и посетителями изменились...

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая

Тип музея-скансена во многом обуславливает выбор метода по актуализации наследия. Ган О. Н. Проектная деятельность музея как способ...

Медиа-тренды в музеях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: музей, посетители, современные технологии, мультимедиа

Музей будущего — это пространства интерактивного доступа к информации, несущую опыт

Мобильное приложение показывает местоположение в галерее с максимальной точностью.

Особенности создания публичного музея на основе частной...

Ключевые слова: Третьяковская галерея, Москва, Россия, художник, галерея. Наиболее распространенной формой музея до 1917 годабыл

За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный...

Задать вопрос