«Всё в природе, как в неживом, так и в живом мире, происходит по правилам, хотя мы не всегда знаем эти правила.
— Вода падает по законам тяжести, и у животных движение при ходьбе также совершается по правилам. Рыба в воде, птица в воздухе движутся по правилам. Вся природа, собственно, не что иное, как связь явлений по правилам, и везде существуют правила».
Эммануил Кант
Город Кёнигсберг (ныне Калининград (переименование 1945г.)) берёт своё начало с сентября 1255 г. с основания крепости Кёнигсберг, что означает «Королевская гора», в русских летописях — «Королевец».
В 1261 г. строительство крепости Кёнигсберг было полностью закончено. Спустя год вокруг крепости образовали пруд для разведения рыб. Именно с этого момента в Восточной Пруссии начались крестьянские общины которые занимались выловом, разведением и выращиванием.
Почти одновременно по приказу ландмейстера К. фон Тиренберга вокруг крепости образовалось 3 посёлка: Альтштадт, Кнайпхоф, Лёбенихт, где проживали: купцы, феодалы, крестьяне, которые занимались обеспечением сельскохозяйственной деятельностью на данном ареале. Уже в 1300 году по приказу Бертольда Брюхафена крепость Кёнигсберг получает статус города. Особенностью жизни города были общинные объединения жителей по территориальному и ремесленному признаку. Самое трудное бремя было у крестьян, работающих в городе-крепости Кёнигсберг в 1322–1323 годах, когда из-за сильных холодов вымерзли все посадки фруктовых деревьев, а также вымер крупный рогатый скот. Уже к середине XIV века завершилось формирование городов рядом с крепостью Кёнигсберг. Прибывшие из Германии переселенцы начали налаживать хозяйство. Из их среды выделились шорники, скорняки, крестьяне, животноводы, пчеловоды, кузнецы, пекари, башмачники, бондари. Мастеровые люди изготавливали дуги, ободья, оглобли и конскую сбрую. Увеличилась торговля. То, что кенигсбергские города находились на берегу рек, впадающих в (Балтийское) море, наложило отпечаток на его дальнейшее развитие, а именно: переходный от умеренно-морского к умеренно континентальному климату с мягкой, изменчивой зимой (благодаря влиянию Гольфстрима зима значительно теплее, чем в материковых районах) и относительно прохладным летом поспособствовало укреплению крестьянских общин, а также развитию сельского хозяйства. Казна региона начала увеличиваться. В 1339 г. пригород Кёнигсберга Альтштадт первым вошёл в торговый союз северных городов Ганзу. Затем в союз вошли Кнайпхоф и Лёбенихт.
Началась активная продажа янтаря, мёда, воска, меха, зерна, дерева, дёгтя, льна. Начала развиваться рыбная ловля. Первое письменное у поминание о рыбной ловле на территории Восточной Пруссии было зафиксировано в грамоте от 1353 г., по которой епископ Якоб поменял свою долю в рыболовстве на Фришском (Калининградском) заливе на право рыбной ловли в Куршском заливе. Самовольное и нелегальное рыболовство в средние века на территории Восточной Пруссии строго наказывалось и было под чётким контролям рыцарями тефтонского ордена. Была запрещена торговля рыбой во время церковной службы и рыбалка в воскресные дни, так как рыбаки и крестьяне должны были находиться в церкви. Уже к началу XV века Кёнигсберг по договору с Орденом получил право на ловлю лося в Прегеле.
В 1640 г. вышло пересмотренное «Положение о заливе и рыбной ловле» для герцогства Пруссия. С этого момента рыбаки и крестьяне облагались налогом — 20 марок, 30 щук и 240 лещей в год.
Молочное и мясное животноводство было традиционным для данного ареала. Поголовье лошадей, коров и свиней постоянно росло — чему причиной было улучшение кормовой базы в провинции. Битвы на восточно-прусской земле и частичные угоны скота, сопровождаемые также эпидемиями, привели к тому, что поголовье крупного рогатого скота начало постепенно убывать. Прусский бизон, водившийся в роминтских лесах до конца XVIII века был полностью изведён.
Постепенно Восточная Пруссия прирастала переселенцами из Голландии, Франции, Польши, Австрии — Зальцбурга, внедряя новые методы содержания и разведения животных. Дичи в местных угодьях было в изобилии, её хватало крестьянам и феодалам. Разводили не только дичь. Сельское подворье разводило свиней, крупный рогатый скот, овец, кур, уток, гусей, индюков. 1-ое место по разведению занимало свиноводство.
До начала 1-й Мировой войны поголовье лошадей, коров и свиней постоянно росло — чему причиной было улучшение кормовой базы в провинции. Битвы на восточно-прусской земле и частичные угоны скота, сопровождаемые также эпидемиями, привели к тому, что поголовье крупного рогатого скота начало сокращаться.
Поголовье лошадей перестало расти с началом моторизации на селе. Свиное поголовье росло в соответствии с возможностями сбыта в остальной части Германии. Своим путём развивалось поголовье овец. Сначала оно сильно росло. Но под давлением на цену шерсти со стороны заморских конкурентов поголовье овец уменьшилось до 1/10 от точки высшего расцвета.
Преуспевала Восточная Пруссия в разведении индюшек. На 100 га сельхозугодий их приходилось 6,4 головы (в Германии в целом — 2,3). Медовых ульев было 9,7 на 100 га (Германия — 9).
Заключение
Сельскохозяйственная роль Восточной Пруссии, будучи предметом постоянной дискуссии со стороны историков и краеведов при определении ее роли и значения в обеспечении продовольствием как остальной части Германии, так и стран Европы (в первую очередь Великобритании и Франции), продолжает оставаться примером успешного развития сельскохозяйственного производства за счет трудолюбия и усердия многих поколений. При отсутствии благоприятных природно-климатических условий для ведения высокопродуктивного земледелия Восточной Пруссии всё-таки удалось стать сельскохозяйственной провинцией и удалось завоевать лидирующее место в торгово-экономических отношениях с другими странами Европы.
Литература:
- 100 этюдов о Канте (Международное интервью, посвященное 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта) // Историко-философский альманах. — Выпуск 1-й: Кант и современность. — М.: Современные тетради, 2005. — 271 с. (переиздано в 2005, и 2010 годах)
- Кранц, 1933. Краеведческий очерк. /Горбовских А. Л.-ООО «Центр печать», 2017г. 96с.
- Алексей Борисович Губин, Виктор Николаевич Строкин, Очерки истории Кёнигсберга. Калининград: Книжное издательство, 1991. — 190 с.
- Горбунова Т. И. Литература о Калининградской области // Балтийский альманах. — Калининград, 2017. — № 7. — С. 53–58.