Ключевые слова: балет, музыкальное произведение, музыка, музыкальный материал, танцевальное искусство, хореографическое произведение, интерпретация, произведение, сцена, танец.
Жизнь человека прекрасна и разнообразна, она наполнена самыми разными чувствами и эмоциями. Пение птиц, дождь, ветер, звук прибоя, свет луны, шепот любимого человека, аромат цветов — все эти обстоятельства влияют на наше эмоциональное состояние. Одним из влиятельнейших факторов является музыка. Музыка касается самых тонких струн человеческой души, меняет восприятие мира, настроение; музыка властвует над нашими эмоциями, и, по мнению некоторых ученых, способна победить даже физическую боль. Она может заставить нас плакать или смеяться, дает нам возможность почувствовать необыкновенную нежность или возбуждает в нас гнев или негодование. Своим ритмом, разнообразием мелодий, динамикой и гармонией музыка передает нам бесконечную гамму чувств.
Немногие талантливые люди могут довести свое мастерство в сочинении музыки до уровня искусства. И каждый такой мастер отдает частичку себя, своей души для сочинения произведения. Так говорит об авторстве произведения английский писатель Сэмуэль Батлер (Samuel Butler): «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет».
А восприятие сочиненных произведений еще более индивидуальное, так, как, зрителей и слушателей в миллионы раз больше, чем авторов, и каждый зритель является личностью со своим взглядом и со своим восприятием. Каждый человек чувствует искусство, в частности и музыку, по-своему. Слушая ее, у человека рождаются новые мысли, возникают оригинальные образы, ощущения, и тогда, нам хочется стать соавторами музыкального произведения, и мы начинаем петь, сочинять стихи, двигаться, танцевать, рассказывая о своих чувствах и переживаниях по-своему, так рождаются новые виды искусств — песня, поэзия, танец…
Танец — один из древнейших видов искусства, так же обладающий огромным влиянием на человеческую душу. Танец — это выражение мыслей, чувств, красоты, эмоций через движение, пластику тела. Возникновение танца в законченной форме было бы невозможно, без музыки. Она усиливает выразительность танцевальной пластики и дает ей эмоциональную и ритмическую основу. Танцевальное искусство изначально синтетично, ибо вне музыки оно не существует [1, с. 89].
Слушая музыку, у нас рождаются мысли, и мы начинаем передавать смысл этой музыки через наши ощущения, понимание с помощью наших физических и пластических способностей. Слушая одно, и то, же музыкальное произведение, у каждого постановщика рождаются собственные, индивидуальные замыслы и хореографические образы, каждый постановщик интерпретирует музыкальный материал по-своему, в результате чего рождаются произведения не похожие на произведения других хореографов. По определению И. М. Ярмольского «интерпретация это (от лат. Interpretation — разъяснение, истолкование) — художественное истолкование музыкантом-исполнителем (певцом, инструменталистом, дирижером или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения. В широком смысле слова интерпретацией в известной степени является и словесная характеристика произведения» [3, с.57].
Выдающимся примером различной интерпретации одного музыкального материала является балет Арама Хачатуряна «Спартак». Яркий пример свободолюбия и героизма итальянского народа нашел отклик в сердце Арама Хачатуряна возможно после посещения Колизея и Аппиевой дороги, где когда-то и произошла судьбоносная битва восставшего народа с римскими легионерами. Балет был написан композитором в 1950 г. и сразу же завоевал необыкновенную популярность среди любителей музыки. Необыкновенная яркая музыка задевала за самые тонкие струны души, вызывала бурю эмоций и толкала множество мастеров балета на создание своих оригинальных, крупномасштабных, авторских произведений (только в Советском Союзе балет имел 16 сценических версий, не считая нескольких постановок за рубежом).
Сегодня мы попробуем рассмотреть интерпретацию музыки балета А. Хачатуряна «Спартак» великими мастерами, такими как — Леонид Якобсон (1956) Игорь Моисеев (1957) Юрий Григорович (1968).
Спектакль обладает железной композиционно-драматургической логикой. Каждый монолог связывает одну картину с другой, вырастая из предыдущей в вливаясь последующую, действие развивается непрерывно и динамично [2, с. 117]. Сравнивая постановки этих авторов, мы видим, своеобразный хореографический почерк, оригинальность балетмейстерского решения и индивидуальность пластических интерпретаций каждого художника.
При построении драматургии хореографического произведения могут вноситься небольшие коррективы в музыкальную партитуру, то есть балетмейстер имеет право менять музыкальные номера, купировать части музыкального произведения. «Спартак» Леонида Якобсона был поставлен 27 декабря 1956 г. для сцены Кировского (ныне — Мариинского) театра. Балет состоял из 4 актов и 9 картин.
«Спартак» Леонида Якобсона создан по всем канонам большого стиля, постановка считалась новаторской для своего времени. Потрясающая музыка Арама Хачатуряна, в ней воедино слились героика, трагедийность и лиричность. Из интервью великой Майи Плисецкой: «Сочиняя балет, Якобсон использовал каждый музыкальный момент, шел от номера к номеру вслед за композитором — буйная музыкальная изощренность, прихотливая и декоративная музыка потребовала постановочной роскоши и полифонической хореографической фантазии». Спектакль был настоящей сенсацией для своего времени. Леонид Якобсон при постановке балета, отказался от жанра строгого классического балета, вместо это ввел пластический танец и пантомиму, что было очень ново и необычно.
Таким образом, особенность «якобсоновского Спартака» заключалась — в отказе от пуантов в женском танце и построении танцевальной лексики в стиле свободной пластики. Еще одна особенность заключалась в костюмах исполнителей – они были одеты в античные туники и сандалии, чтобы максимально передать атмосферу древнего мира.
Своеобразное прочтение музыки Арама Хачатуряна увидел зритель в постановке Игоря Моисеева. «Спартак» Игоря Моисеев поставлен 12 марта 1958 г. на сцене Большого театра. В интерпретации Моисеева, в балете, большое значение имели массовые танцы, которые обычно являются антуражем солистам, но у Моисеева массы — «ведущий самостоятельный герой».
Интерпретации Моисеева свойственны яркость и свобода в создании образных характеристик, отсутствие традиционных «штампов» и «самоцитирования». Хореограф привносил на сцену бытовой жест, емкий и естественный, облеченный в строгую сценическую форму. Он не использовал готовые комбинации, взятые из какой-либо танцевальной системы, а шел по пути реформаторов балетного театра XX века Горского и Фокина, создавая новоизобретенную лексику и добиваясь в ней исключительной выразительности человеческого тела [4].
К сожалению, «Спартак» Игоря Моисеева не был запечатлен в видеозаписях, а лишь сохранился в памяти исполнителей и балетоманов.
Наиболее счастливая судьба была у балета, созданного Юрием Григоровичем на сцене Большого театра. Созданный Юрием Николаевичем в 1968 году, он уже более 40 лет идет и восхищает зрителя не только на сцене Большого театра, но и на всех главных балетных сценах мира. Балет состоит из 3 актов, в каждом – по 4 картины и 3 монологических эпизода.
Если и у Якобсона, и у Моисеева «Спартак» был построен больше на пантомиме, в полуигровом, характерном амплуа, то в интерпретации Григоровича балет строился на классической хореографии. Гениальную музыку Арама Хачатуряна балетмейстер «прочитал» по-новому, именно классический танец царил во всех монологах, дуэтах, массовых сценах. Впервые затанцевали главные герои, для них Григорович сочинил развернутую хореографию, техничную, виртуозную, мощную, с глубокой мыслью.
Знаменитый критик В. В. Ванслов не мог пройти мимо такого выдающегося произведения как «Спартак» в постановке Ю. Григоровича. В своей книге «Хореограф Юрий Григорович» он находит очень точные и правильные слова об этой потрясающей постановке: «Музыка Хачатуряна отличается высокими образными качествами. Ей свойственны эмоциональный пафос, романтическая приподнятость тона, щедрость мелодических, гармонических и оркестровых красок. В музыке «Спартака» чередуются эпизоды и праздничные и трагедийные, сталкиваются образы героические и драматические, тонкие лирические высказывания сменяются монументальными эпическими картинами. Помпезно-тяжеловесные темы Рима и героико-драматическая музыка гладиаторов, напыщенно-крикливая тема Красса и благородная, мужественная — Спартака, чувственно-знойное адажио Красса и Эгины и нежный, поэтический дуэт Спартака и Фригии — подобными контрастами насыщен балет. Они выражают глубину основного драматического конфликта» [2 с. 116].
Симфонизм музыки Хачатуряна заключается в обобщенности ее эмоциональной драматургии. Музыка не иллюстрирует события, а несет в себе их внутренний смысл. А потому она развивается по законам крупных симфонических форм (на основе тематической разработки, волн нарастаний и спадов и т. д.) и обретает образную масштабность [2 с. 117].
В «Спартаке» Григоровича воплотилось все лучшее, достигнутое им в искусстве: глубина и масштабность философской концепции, последовательная, логически выстроенная драматургия, оригинальная и безупречно совершенная композиция, сильные, одержимые страстями характеры. И все это в щедром разливе танцевальной стихии, во множестве новаторских находок — в лексике и формах танцевального искусства, в высшем торжестве симфонического танца [2 с. 115].
Итак, мы попробовали рассмотреть интересную тему «интерпретация музыки в хореографическом произведении», коснуться тайн великих хореографов XX века сумевших своим талантом, особым ощущением музыки, создать свои оригинальные решения ставшие шедеврами мирового классического балета. И каждый художник танца, балета, если он тонко и глубоко понимает музыку, может и должен создавать свои оригинальные авторские произведения, которые будут всегда радовать, доводить до слез и восхищать благодарного зрителя.
Литература:
- Блазис К. Танцы вообще / К.Блазис. — СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. — 352 с.
- Ванслов В. В. Хореограф Юрий Григорович / В.В Ванслов. — М.: Театралис, 2009. — 232 с.
- Пети Р. Я танцевал на волнах / Р.Пети. — М.: ИД Флюид, 2008. — 352 с
- https://cyberleninka.ru/article/n/balety-na-istoricheskuyu-temu-v-tvorchestve-i-a-moiseeva-salambo-i-spartak