Тенденции и анализ рынка грузовиков и грузовых автозапчастей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 14.02.2020

Статья просмотрена: 1799 раз

Библиографическое описание:

Чернявская, А. И. Тенденции и анализ рынка грузовиков и грузовых автозапчастей / А. И. Чернявская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 195-199. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67379/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор анализирует рынок грузовых автомобилей и автокомпонентов, динамику их производства, возрастную структуру автопарка, распределение по регионам, а также рассматривает дальнейшие тенденции рынка.

Ключевые слова: грузовая техника, автозапчасти, рынок запчастей, автокомпоненты.

Сложная ситуация на рынках грузовой техники и грузоперевозок отражается и на рынке автозапчастей. В этом сегменте рынка за последние несколько лет проявилось ряд трендов. Во-первых, ряд компаний, ранее работавших в сфере грузоперевозок, из-за возникших экономических трудностей предприняли попытку диверсификации производственной деятельности и вышли в сегмент торговли автозапчастями, посчитав, что для этого у них имеются как компетенции, так и каналы связей, и необходимые инвестиции.

Таким образом, число, розничных продавцов в данном сегменте увеличилось. В то же время усилилась конкуренция на рынке, поскольку, выходя на рынок, такие компании для привлечения клиентов предлагают более низкие цены на автокомпоненты.

Такие действия при довольно стабильно-неизменном спросе несколько дестабилизировали рынок, уменьшили маржинальность работающих здесь компаний. Во-вторых, на ценовое предложение на рынке влияют и закупки на тендерной основе. Заказчики выбирают лучшие предложения. Часто на конкурс выходят иногородние продавцы и выигрывают тендеры.

Также, в последнее время наблюдается следующая тенденция. Ряд ведущих производителей автокомпонентов в свою товарную линейку вводят автозапчасти, имеющие более доступные цены, отличающиеся от оригинальных. Такие запчасти они позиционируют как оптимальные по соотношению цена/качество. Правда, стоит отметить, что ассортиментный ряд таких запчастей пока невелик.

Далее в работе использованы данные аналитического агентства «АВТОСТАТ» — лидера РФ в области статистического анализа автомобильных комплектующих и запасных частей. Анализ основан на данных компаний — участников рынка, данных продаж и импорта грузовых автомобилей, данных государственных учреждений и прочих источников.

Ключевым фактором объёма рынка запчастей для грузовых автомобилей и его маржинальности является, непосредственно, производство и импорт самих грузовых автомобилей. По итогам 2018 года в России предприятия, выпускающие грузовые автомобили, произвели 165,9 тысячи машин — на 2,1 % меньше, чем годом ранее (рис. 1). Таким образом, после двухлетнего роста фиксируем отрицательную динамику.

Лидирует традиционно Горьковский автозавод, выпустивший 60,1 тыс. легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей (+1,5 %). Идущий на втором месте КАМАЗ по итогам 2018 года снизил объем выпуска на 6 % до 36,3 тыс. грузовиков. В постоянную тройку крупнейших производителей грузовой техники в России также входит Ульяновский автозавод, с конвейера которого сошло 21,3 тыс. малотоннажных автомобилей (-15,2 %).

Рис. 1. Динамика производства грузовых автомобилей в РФ в 2013–2018 гг. (тыс. шт.) [1, с.5]

По итогам 2018 г. парк грузовых автомобилей в России составил 3,76 млн. единиц. Как видно из рисунка 1, парк имеет высокий средний возраст. Несмотря на то, что за год доля машин старше 15 лет (выпущенных до 2004 года) снизилась на 0,1 %, тем не менее на них приходится 64,9 % от общего количества грузовиков в стране, что эквивалентно 2,44 млн. экземпляров.

Такая картина обусловлена высоким объёмом производства грузовой техники в советский период и дальнейшим его снижением с начала 90-х годов прошлого века, в связи с чем темпы обновления парка сильно замедлились.

Что касается машин в возрасте от 8 до 15 лет (2004–2011 гг.), то им принадлежит 19,9 % от общероссийского парка, что составляет 748,1 тысячи штук. Каждый десятый автомобиль сошел с конвейеров заводов в 2012–2015 гг. (373,4 тыс. шт.). Доля техники до 3 лет включительно за прошедший год увеличилась на 0,8 процентных пунктов до 5,2 %, что количественно соответствует 199,1 тысячи единиц.

Исходя из количества грузовых автомобилей, ёмкость рынка была распределена по основным продуктовым группам запасных частей. Так, можно сделать вывод, что несмотря на 4-х кратное преимущество в количестве автомобилей отечественного производства, емкость рынка запасных частей в денежном выражении больше по направлению иномарок.

По мнению специалистов рынка — это обусловлено прежде всего более высокой ценой на запасные части данного сегмента.

Таблица 1

Возрастная структура парка грузовых автомобилей, шт. [1, с.5]

Год выпуска

Парк всего

Отечественные

Иномарки

2018

61 340

31 044

30 296

2017

87 596

46 447

41 149

2016

50 123

36 372

13 751

2015

48 643

32 332

16 311

2014

70 133

41 247

28 886

2013

115 704

65 317

50 387

2012

138 889

71 383

67 506

2011

127 700

70 103

57 597

2010

65 794

41 509

24 285

2009

38 370

27 023

11 347

2008

128 842

70 194

58 648

2007

152 169

95 598

56 571

2006

89 609

68 458

21 151

2005

69 698

53 676

16 022

2004

75 950

53 446

22 504

<2004

2 438 585

2 106 341

332 244

ИТОГО

3 759 145

2 910 490

848 655

Если рассматривать количество грузовиков по регионам РФ, то больше всего грузовых автомобилей в нашей стране зарегистрировано в Москве и Подмосковье. Высокая численность населения в столичном регионе предполагает большой объем грузоперевозок, наличие множества логистических центров и товарных складов, для которых необходим значительный парк грузовой техники (рис. 2).

Рис.2. Региональная структура парка грузовиков, % [1, с.7]

Что касается самих автокомпонентов и запчастей для грузовых автомобилей, то они состоят из следующих категорий: шины, аккумуляторы, масла и смазочные материалы, фильтры, детали тормозной системы, узлы и детали подвески, рулевое управление, сцепление, трансмиссия, топливная система, система охлаждения, электрооборудование, детали для капремонта двигателя, ремни приводные, диски колёс.

Специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» в рамках подготовки отчета «Расчет емкости рынка автокомпонентов и запчастей для легковых автомобилей в России» исследовали вторичный рынок компонентов и определили его основные параметры. Согласно результатам исследования, общий объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в 2018 году превысил 1 млн единиц различных деталей. В денежном выражении емкость рынка достигла суммы 1 трлн 403,2 млрд рублей.

Тройку лидеров здесь традиционно составляют три сегмента — шины, детали подвески, масла. При этом наибольшая доля тут принадлежит шинам (12,3 %), на закупку которых в 2018 году россияне потратили 172,8 млрд рублей. На втором месте по реализации находятся детали подвески с долей 10,6 % (148,8 млрд рублей). А емкость рынка масел и технических жидкостей в прошлом году составила 108,2 млрд рублей, или 7,7 % от общего показателя [1, с.16].

Отметим, что уникальность рынка продажи запасных частей и комплектующих частей для грузоподъемных автомобилей заключается в том, что в сфере интернет-коммерции не слишком много компаний, предлагающих свои услуги. Причем преимущественный ориентир таких магазинов направлен на региональные продажи. Так, компании работают на рынке монополистической конкуренции. Данный вывод можно обосновать по нескольким характеристикам рынка:

1. Присутствие немалого числа участников конкуренции. Относительно большое количество компаний, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию;

2. Разная продукция сходного взаимозаменяемого назначения;

3. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену на этом типе рынка существует в узких рамках;

4. Компании, работающие на рынке, являются крупными;

5. Войти на рынок новой фирме будет сравнительно нелегко;

6. Доля каждой отдельной организации незначительна.

Литература:

  1. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» Расчёт ёмкости рынка автокомпонентов и запчастей для грузовых автомобилей в России // Ежегодное справочное издание. — 2019. — С. 1–67.
  2. Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: учебник / В. Л. Харченко. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2017. — 384 с.
  3. Развитие онлайн-торговли в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2019/market-gfk?utm_source=marketan
Основные термины (генерируются автоматически): автомобиль, грузовая техника, Россия, рынок.


Ключевые слова

автозапчасти, грузовая техника, рынок запчастей, автокомпоненты

Похожие статьи

Рынок железнодорожного транспорта

Статья посвящена мировому рынку железнодорожного транспорта. Рассматривается индустрия железнодорожных транспортных услуг, объемы и движущие силы железнодорожного транспорта. Также представлены тенденции и цифровизация рынка железнодорожного транспор...

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Состояние и основные тенденции мирового рынка вооружений и военной техники в современных условиях

В статье автор анализирует состояние и основные тенденции мирового рынка вооружений и военной техники в современных условиях.

Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере АО «ВМЗ»

В статье авторы пытаются провести анализ внешнеэкономической деятельности предприятия.

Управление вагонопотоками в промышленных транспортных системах

В статье представлены результаты анализа грузопотоков и вагонопотоков в производственных транспортных системах металлургических предприятий. Предложены система и методы управления вагонопотоками в промышленных транспортных системах, основанные на исп...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в Росс...

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Анализ конкурентоспособности предприятий по розничной реализации нефтепродуктов в Республике Коми

В статье автор исследует топливно-энергетический комплекс среди ключевых компаний по реализации нефтепродуктов в Республике Коми.

Похожие статьи

Рынок железнодорожного транспорта

Статья посвящена мировому рынку железнодорожного транспорта. Рассматривается индустрия железнодорожных транспортных услуг, объемы и движущие силы железнодорожного транспорта. Также представлены тенденции и цифровизация рынка железнодорожного транспор...

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Состояние и основные тенденции мирового рынка вооружений и военной техники в современных условиях

В статье автор анализирует состояние и основные тенденции мирового рынка вооружений и военной техники в современных условиях.

Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере АО «ВМЗ»

В статье авторы пытаются провести анализ внешнеэкономической деятельности предприятия.

Управление вагонопотоками в промышленных транспортных системах

В статье представлены результаты анализа грузопотоков и вагонопотоков в производственных транспортных системах металлургических предприятий. Предложены система и методы управления вагонопотоками в промышленных транспортных системах, основанные на исп...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в Росс...

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Анализ конкурентоспособности предприятий по розничной реализации нефтепродуктов в Республике Коми

В статье автор исследует топливно-энергетический комплекс среди ключевых компаний по реализации нефтепродуктов в Республике Коми.

Задать вопрос