Майндфулнесс — практика осознанности в работе с психическими и психологическими расстройствами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 775 раз

Библиографическое описание:

Стукало, И. С. Майндфулнесс — практика осознанности в работе с психическими и психологическими расстройствами / И. С. Стукало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66940/ (дата обращения: 23.12.2024).



В данной статье авторы проводят анализ понятия майндфулнесс, его истоки, основные особенности и положительные результаты, вызанные практикой этого инструмента.

Ключевые слова: майндфулнесс, когнитивная психология, осознанность, психотерапия.

Данное понятие начало своё активное распространение после 2000-х годов. Этим направлением медитативной практики были заинтересованы не только психологи и психиатры, но и крупные организации, такие как Apple, Yahoo, Google [1] в сфере менеджмента и организации поведения.

Ярким показателем актуальности этого явления показывает диаграмма роста публикаций по теме майндфулнес на рис. 1.

C:\Users\Админ\Desktop\11.png

Рис. 1. Число публикаций по теме майндфулнесс с 1980 по 2016 год

Исторически, понятие майндфулнесс происходит из буддисткой практики sati или smrti, который, как считается, был переведен на английский язык как mindfulness Р.Дэвидсом в конце XIX в [2]. Этот термин подразумевал под собой фиксацию на настоящем опыте на телесном и ментальном уровне. Это некая способность осознавать свои мысли, поступки, опыт и эмоции с этической позиции.

Отечественные специалисты, при работе с данным явлением, встретились с определенным рядом проблем. В первую очередь, перевод майндфулнесс. Есть краткие слова-переводы этого явления, но они не описывают все особенности этого явления, к примеру, осознанность, осмысленность и т. д. Существуют и более точные определения, но они слишком объемные и трудно употребимые в широких кругах — полное и безоценочное осознавание непосредственного опыта. В итоге, этот термин остался без перевода, для сохранения всей полноты этого явления.

В 1980-х годах в Медицинском центре Массачусетского университета американский исследователь Дж. Кабат-Зин разработал методику снижения стресса, основанную на медитативных практиках майндфулнесс [3]. На сегодняшний день, известную как MBSR (mindfulness based stress Reduction Снижение Стресса, Основанное на Майндфулнесс).

Практика майндфулнесс основывается на семи принципах:

  1. Воздержание от оценочных суждений ситуаций, людей и самого себя.
  2. Терпимость в отношении своих желаний и потребностей.
  3. Установка «новичка». Вещи, которые якобы видишь первый раз.
  4. Доверия самому себе, без акцентов на внешние авторитеты.
  5. В ходе практики осознанности, отказ от стремлений и целеполагания.
  6. Принимать всё так, как оно и есть.
  7. Непривязанность к вещам или явлениям, целям или идеям. Каждый опыт воспринимать, как равнозначный. [3]

Также следует выделить три направления практик в развитии способности майндфулнесс.

– медитативная майндфулнесс (meditative mindfulness — MM) — это состояние, которое возникает при безоценочной концентрации на получаемом опыте [4];

– социо-когнитивная майндфулнесс (socio-cognitive mindfulness — SCM) — процесс открытия новых деталей, явлений, оттенков, при концентрации внимания на текущих явлениях [5];

– отстраненная майндфулнесс (detached mindfulness — DM) — отстраненное восприятие происходящего. Все эмоции, чувства, беспокойства осознаются со стороны, именно не проживаются, а наблюдаются, через своё Я [6].

Доказательством эффективности медитативных практик майндфулнесс были нейрокогнитивные исследования, проведенные с использованием магнитно-резонансного томографа. Исследования выявили структурные изменения мозга в передней поясной коре, участвующая в эмоциональной регуляции и модуляции внимания и на кору задней части поясной извилины, связанная, в первую очередь, с самоосознанием и на стриатум и миндалевидное тело, которое отвечает за эмоциональные регуляции.

Майндфулнесс становится эффективным инструментом работы также и с трансдиагностическими факторами психических расстройств. Существуют четыре трансдиагностических факторов психических расстройств.

  1. Персистирующие негативные образы мышления:

– руминирование — «персистерующие пассивные мысли о симптомах, их возможных причинах и последствиях» [7];

– беспокойство — «цепочки негативно окрашенных мыслей и образов, относительно слабо контролируемые и представляющие собой попытку решить проблему, исход которой в значительной степени не определенен, но с некоторой вероятностью может быть негативным» [8];

  1. Конфликтные схемы, которые подкрепляют руминацию и беспокойство. Существование определенный убеждений, которые усугубляют положение человека, оставляя его в прошлом негативном опыте.
  2. Фиксация на разных видах негативного опыта:

– телесных и психологических симптомах тревоги;

– телесных и психологических симптомах депрессии;

– эгодистонных мыслях;

– травматических воспоминаниях.

  1. Генерализация мыслей:

– диффузная автобиографическая память;

– обобщенная реконструкция текущих событий.

Практика майндфулнесс активно работает с трансдиагностическими факторами психических расстройств. Поскольку в процессе развития способности к майндфулнесс, происходят важные события, которые оказывают серьезное влияние на психическое здоровье:

– погружение в собственное Я, в свой опыт;

– преодоление когнитивного избегания;

– открытие новых сторон ситуации;

– преодоление генерализации мыслей;

– отстранение от негативных и аффективных процессов и трансформация убеждений;

– тренировка фокусировки на настоящем опыте, выделение конкретных деталей, анализ и переработка глубинных убеждений. [9]

Литература:

  1. Could mindfulness make you a better leader? // WeForum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/could-mindfulness-make-you-a-better-leader. (дата обращения: 28.01.2020).
  2. Gethin R. On some definitions of mindfulness // Contemporary buddhism. — 2011. — № 12. — С. 263–279.
  3. Kabat-Zinn J. . full Catastrophe Living: Using the wisdom of your body and mind to face stress, Pain, and Illness. — New-York: Delta, 1990. — 510 с.
  4. Kabat-Zinn J. . Wherever you go, there you are: mindfulness meditation in everyday life. — New-York: Hyperion, 1994. — 304 с.
  5. Langer E., Moldoveanu M.. Mindfulness Research and the Future // Journal of Social Issues. — 2000. — № 56. — С. 129–139.
  6. Wells A., Matthews G. Attention and emotion: a clinical perspective. — Hove: Erlbaum, 1994. — 402 с.
  7. Papageorgiou C., Wells A.. The response styles theory // Depressive rumination: nature, theory, and treatment.. — 2004. — № 1. — С. 107–124.
  8. Borkovec T. D., Robinson E., Pruzinsky, T., DePree J. A.. Preliminary exploration of worry: some characteristics and processes // Behaviour Research & Therapy. — 1983. — № 21. — С. 9–16.
  9. А. Б. Холмогорова. Когнитивно-бихевиоральная терапия «на гребне третьей волны»: революционный поворот или новые акценты? // Современная терапия психических расстройств. — 2016. — № 2. — С. 16–21.
Основные термины (генерируются автоматически): явление, MBSR, SCM, опыт.


Похожие статьи

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Медитация в психологической работе с проблемами социально-психологической адаптации

Рассматривается история исследований медитации для целей практической психологии в контексте её воздействия на эмоциональный интеллект как ключевой фактор социально-психологической адаптации. Анализ проводится в разрезе двух основных видов медитации ...

Технологии супервизии в социальных учреждениях: функции и направления

В статье определяется история, понятие и функции супервизии в социальной работе, приводится классификация направлений.

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)

В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Слактивизм как источник возникновения и развития конфликтов в современном обществе

Данная статья рассматривает влияние инструментов «слактивизма» на общественные процессы, беря за основу конфликты в современном обществе.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом

В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Современные концепции системы мотивации

В статье представлены современные концепции системы мотивации, которые включают два основных подхода — содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории основаны на основополагающих потребностях человека, которые влияют на форми...

Похожие статьи

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Медитация в психологической работе с проблемами социально-психологической адаптации

Рассматривается история исследований медитации для целей практической психологии в контексте её воздействия на эмоциональный интеллект как ключевой фактор социально-психологической адаптации. Анализ проводится в разрезе двух основных видов медитации ...

Технологии супервизии в социальных учреждениях: функции и направления

В статье определяется история, понятие и функции супервизии в социальной работе, приводится классификация направлений.

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)

В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Слактивизм как источник возникновения и развития конфликтов в современном обществе

Данная статья рассматривает влияние инструментов «слактивизма» на общественные процессы, беря за основу конфликты в современном обществе.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом

В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Современные концепции системы мотивации

В статье представлены современные концепции системы мотивации, которые включают два основных подхода — содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории основаны на основополагающих потребностях человека, которые влияют на форми...

Задать вопрос