В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.
Ключевые слова: семья, алкоголизм, воспитание, неблагополучной семья, психологические особенности, детско-родительские проблемы, благополучная семья, семейная система.
Семья в жизни ребенка самый первый и главный социальный институт. Мы привыкли слышать, что семья, это там, где тепло, царит взаимопонимание и взаимоуважение. То место, куда тебе хочется приходить и возвращаться. Однако, если присмотреться, оказывается, что это не совсем так. Нет совершенных семей. Это розовая пелена, которую придумали люди, чтобы рекламировать вкусный йогурт, где в семье всегда все улыбаются и кушают на завтрак полезную еду.
Семья больше похожа на драматический театр со своим началом, кульминацией и развязкой. Не во всех семьях каждый день на арену выходят споры, обвинения и угрозы. Вследствие ухудшения социально-экономического фактора страны и неуверенности в следующем дне, зачастую родители на первый план ставят не воспитание своего чада, а увеличение материального состояния своей семьи, что неблагоприятно сказывается на становление личности ребенка.
Также из-за увеличения числа разводов более одной четвертой части ребятишек остаются без попечения одного из родителей. Растет число исков о лишение родительских прав и на учет к полиции встают родители, которые оказывают отрицательное влияние на своих детей.
Дети попадают в категории «группа риска», т. е. дети из неблагополучной семьи. Что происходит с ребенком, если он оказывается в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья и как она влияет на развитие ребенка и его будущее? Односложного ответа не существует. Ведь в нашем мире все относительно.
Благополучие и неблагополучие каждый рассматривает со своей точки зрения. И дети все разные, одни более выносливы, а другие очень ранимы и каждый повышенный голос со стороны взрослых для них воспринимается болезненно.
Если говорить о ребенке из неблагополучной семьи, это не значит, что мы ставим равно к антисоциальной или асоциальной семье. Нас окружают многие семьи, которые являются неблагополучными, но на первый взгляд о них так сказать нельзя. Естественно, что семья, в которой родители злоупотребляют алкоголем или присутствуют признаки насилия в отношение к ребенку, попадает в категорию «группы риска». Однако неблагополучие может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребёнком. Так что только система отношений между родителями и ребенком можно рассматривать, как благополучие или неблагополучие.
Бывают семьи неполные и полные. С одной стороны, сразу возникает вопрос, почему полная семья может быть неблагополучной. В полной семье, возможно, противоречивое воспитание или воспитание, где подавляют ребёнка. Иногда неполная более полезна для ребёнка, чем неполноценная (отец пьёт и каждый день терроризирует свою семью, однажды он решает уйти, и семья в дальнейшем живёт в мире и согласии).
Однако не всегда семьи неблагополучные, если родители выпивают. Также бывают семьи, которые на первый взгляд выглядят, как благополучная семья, а внутренне родители забывают о воспитании детей, и все свое внимание направляют на материальные ценности. Таким детям не хватает внимания и заботы со стороны родителей. Особенно дурно влияет такое поведение со стороны матери для ребёнка с самых ранних лет.
Недостатки воспитания и есть самый главный показатель неблагополучной семьи. Хозяйственно-бытовой фактор и престижные вещи не показатель семейного благополучия или неблагополучия-только отношение к ребёнку.
Неблагополучие в семье ведёт к нарушению у ребёнка психического развития. Это не значит, что ребёнок поглупеет или будут иные нарушения интеллекта, а произойдёт дисгармония в становлении эмоциональной сферы, т.е повлияет на будущий характер. В дальнейшем влияет на взаимоотношения человека с другими людьми.
Самый главный фактор, который разрушает не только семью, но и душевное равновесие самого ребёнка, это пьянство одного из родителей или обоих. Данный фактор может оказать неблагоприятное явление не только в момент воспитания и взросления ребёнка, но и во время зачатия плода.
Психологические особенности детей, у которых в семье присутствует пьянство, выглядит так. Ребёнок скрывает информацию о родителях, так как знает, что люди осуждают такое поведение и винят таких родителей, что они не справляются со своими обязанностями. Привычка скрывать, обманывать, уходить от ответа и не договаривать остаётся с ребёнком пожизненно. В будущем ребёнок становится подозрительным и злобным. В будущем ребёнку сложно открыто общаться с окружающими. Такие дети больше склоны к ревности, не доверию и зависти. Чем больше в семье было скрытности, тем больше это побуждало к появлению у ребёнка запутанности и одиночества.
В таких семьях часто не выполняют своих обещаний родители. Это угнетает ребёнка. Так как все всё держат в секрете, это провоцирует не делиться своими эмоциональным переживаниями с родителями. И будучи уже взрослым человеком продолжают повторять свои привычки не доверять никому, появляются проблемы в интимных отношениях.
Зачастую детям приходиться становится взрослыми, несмотря на то что сами они ещё дети. Они чувствуют себя обделенными заботой и вниманием со стороны родителей. Им приходиться играть роль «родителя» для своих собственных. Выслушивать, одобрять и делать их жизнь более комфортной.
В дальнейшем у них появляется чувство, что они что-то упустили и им что-то не досталось, что они заслужили. Всю жизнь они продолжают бороться за то, чтобы вернуть ту долю внимания, которой они были лишены в детстве. Часто такие люди не умеют наслаждаться жизнью.
В алкогольной семье ребёнок часто слышит, что папа должен работать и приносить в дом деньги. Так ребёнок может начать деньги путать с любовью и вниманием. И когда друзьям будет требоваться помощь или внимание, такие дети могут отделаться от них подарками.
Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не понимают, как сочувствовать другим людям. Они не знают элементарных обязанностей родителей, что в будущем сказывается негативно на их собственной семье.
Если, ребёнок «девочка» в такой семье, и мама страдает от алкоголя, то ребёнку все чаще приходится заменять её роль в выполнении хозяйственно-бытовых дел, в заботе о младших, также однажды может случится, что она заменить роль жены в глазах своего отца.
Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь. Главная задача стоит в том, чтобы сформировать у них верное представление о жизни. Но к данной проблеме нужно подходить дифференцировано, по возрасту. До подросткового возраста ещё можно повлиять на сознание ребёнка, а вот более старшим практически невозможно.
Но, попав в благополучный социальный круг, им нужно следовать правилам данной группы, и зачастую «отпетые мошенники» забывают постепенно свои «привычки».
Таким детям нужно помогать в выборе профессии, жильём и обустройством дальнейшей жизни. И если их оставить в одиночестве, то безусловно ждёт их тяжёлое будущее. Слишком многое потеряно в детстве, и им труднее вдвойне.
Литература:
- Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Педагогическая психология. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 171 с.
- Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Психология развития. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 193 с.
- Кобышева Л. И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf. Дата доступа: 20.05.2018.
- Проектная деятельность в библиотечном формате: как правильно писать заявки на гранты: метод. рекомендации [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка; сост. И. М. Хвостенко; отв. за выпуск С. А. Тарасова. — Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2016. — 62 с. — Режим доступа: http://www.ngonb.ru/activities/librarianship/izdaniya-i-publikatsii-nauchno-metodicheskogo-otdela/2014/
- Скуднова Т. Д., Кобышева Л. И.,Шалова С. Ю. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для вузов. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 356 с.
- Буянов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».- Москва: Просвещение, 2018. — 167 с.
- Беличева С. А. «Основы превентивной психологии».- М.: Социальное здоровье России, 2017.-224 с.
- Бим-Бад Б. М. «Природа ребенка в зеркале автобиографии».- М.: УРАО, 2017.-431 с.
- Короленко Ц. П., Донских Т. А. «Семь путей к катастрофе».- Новосибирск, 2019. — 97 с.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. «Психология и психотерапия семьи». -СПб., 2018. — 652 с.