Создание в ДОУ физкультурно-оздоровительной среды, способствующей подготовке детей к сдаче норм ГТО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Создание в ДОУ физкультурно-оздоровительной среды, способствующей подготовке детей к сдаче норм ГТО / С. И. Понамарева, С. В. Бузина, О. В. Хижняк [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 406-407. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66192/ (дата обращения: 19.10.2024).



Указом президента Российской Федерации В. В. Путина возрождена традиция норм ГТО — физкультурной программы советских времен по патриотическому воспитанию молодежи. В дошкольном возрасте закладываются основы нравственного и физического развития человека [1].

В Положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО предусмотрены следующие виды испытаний для дошкольников: челночный бег, бег 30м, смешанное передвижение на 1км, подтягивание из виса на высокой перекладине, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, прыжки в длину с места, метание теннисного мяча в цель с дистанции 6м., поднимание туловища из положения лежа на спине, бег на лыжах на 1км, смешанное передвижение по пересеченной местности на 1 км, плавание [2]. Однако не все виды двигательной деятельности находят отражение в основной образовательной программе, реализуемой в дошкольном учреждении. Поэтому очень важным является создание в ДОУ физкультурно-оздоровительной среды, способствующей подготовке детей к сдаче норм ГТО.

Целью создания такой среды является комплексное развитие основных двигательных качеств дошкольников, которые являются базовой основой подготовки к успешной сдаче норм комплекса ГТО и формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.

В рамках создания в ДОУ физкультурно-оздоровительной среды, способствующей подготовке детей к сдаче норм ГТО целесообразно проведение здоровьесберегающих, развивающих, воспитывающих, диагностических мероприятий [3].

Здоровьесберегающие мероприятия включают всю деятельность коллектива ДОУ, направленную на укрепление здоровья (профилактические прививки, витаминизация, закаливание, проведение утренних гимнастик, гимнастик после сна, коррекционных гимнастик, организация здорового питания, соблюдение режима дня, организация оптимальной двигательной активности в соответствии с возрастными и санитарными нормами).

Развивающие мероприятия включают физическую подготовку детей, систематическое проведение общеразвивающих упражнений (для рук, ног, туловища и т. д.), упражнений, направленных на развитие физических качеств детей (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);овладение детьми основными движениями и обогащение двигательного опыта детей.

В ходе воспитывающих мероприятий идет формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, создается мотивация к сдаче норм ГТО. Воспитывающие мероприятия включают разнообразные конкурсы, массовые праздники спортивной и военно-патриотической направленности, проекты, игровые программы, соревнования, спортивные турниры, викторины, соревнования и спартакиады по комплексу ГТО для детей, а также специальные мероприятия выходного дня для всех участников образовательного процесса, включая родителей. Представляется важным также создание бренда движения ГТО в ДОУ и его дизайн-сопровождение (создание логотипа, эмблем соревнований и спартакиад, единое оформление соревнований). Это создает позитивный эмоциональный настрой, способствует развитию мотивации детей к участию.

Диагностические мероприятия включают мониторинг физической подготовки воспитанников, анализ полученных данных, наблюдение за состояния здоровья детей в ходе подготовки к сдаче норм ГТО, до момента прохождения тестирования, в его процессе и после, разработка на основе полученных данных медицинских рекомендаций и требований к методологии проведения тестирования.

Важной составляющей физкультурно-оздоровительной среды, способствующей подготовке детей к сдаче норм ГТО, является предметно-пространственная среда. Пополнение материально-технической базы необходимыми ресурсами является очень важным. На территории ДОУ целесообразна организация специализированных центров, которые можно использовать не только на занятиях по физическому развитию, но и во время часа двигательной активности, режимных моментов, например на прогулке, при проведении игр.

В МБДОУ д/с № 64 г. Белгорода физкультурно-оздоровительная среда включает следующие компоненты:

1) оздоровительно-корригирующую «улитку»;

2) спортивную площадку;

3) центр развития основных движений;

4) спортивно-игрового комплекса, состоящего из городошной площадки и площадки для игры в теннис;

5) «Дорожку движения», расположенную вокруг здания ДОУ.

Оздоровительно-корригирующая «Улитка» представляет собой совокупность разделенных между собой секторов, наполненных природным материалом (шишки, желуди, каштаны, галька, мелкие камешки, бросовый материал), каждый сектор используется для массажа и закаливания. На «улитке» дети занимаются в летнее время, там проводится: массаж стоп, закаливающие процедуры.

На спортивной площадке проводятся ежедневные занятия, подвижные и народные игры, спортивные развлечения, дни здоровья совместно с родителями. Центр развития основных движений включает в себя дорожку-змейку, шведскую стенку, бум, спираль горизонтальную, спираль вертикальную, лианы, лабиринты, стенд для метания. Спортивно-игровой комплекс включает городошную площадку и площадку для игры в теннис.

«Дорожка движения» включает различные тренажеры, расположенные вокруг здания ДОУ:

1) «Солнечная поляна» (используется для повышения двигательной активности детей);

2) «Змейка»(предназначена для ходьбы разными способами: на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, приставным шагом и т. д.);

3) «Бусы» (для развития координации движений);

4) «Бабочка» (проведение игр малой подвижности);

5) «Ручеек» (организация прыжков в длину с места);

6) «Болото» (организация прыжков по зрительным ориентирам);

7) «Дубовый лист» (используется для упражнений с мячом).

Специально оборудованная в ДОУ спортивная площадка позволяет сдавать нормы ГТО не только старшим дошкольникам, но и педагогам, родителям.

Таким образом, создание физкультурно-оздоровительной среды в ДОУ является неотъемлемой частью организации образовательного процесса, способствующего подготовке детей к сдаче норм ГТО. Физкультурно-оздоровительная среда обеспечивается систематическим проведением здоровьесберегающих, развивающих, воспитывающих и диагностических мероприятий и организацией специализированных центров, которые можно использовать на занятиях по физическому развитию, часах двигательной активности, в режимных моментах, в разных видах детской деятельности.

Литература:

  1. Возрождение традиций ГТО https://www.putin-today.ru/archives/2289
  2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО https://www.gto.ru/files/docs/02_npa/10.pdf
  3. Руденко Г. В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России // Теория и практика физической культуры. 2015. № 7. С. 97–99.
Основные термины (генерируются автоматически): сдача норм ГТО, физкультурно-оздоровительная среда, двигательная активность, спортивная площадка, способствующая подготовка детей, городошная площадка, образовательный процесс, систематическое проведение, спортивно-игровой комплекс, физическое развитие.


Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Вовлечение родителей в физкультурно-досуговую деятельность в ДОУ

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Создание условий в детских и подростковых клубах по месту жительства для привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом и развития у подростков качеств жизнестойкости

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через организацию досуговой деятельности в детском саду

Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Вовлечение родителей в физкультурно-досуговую деятельность в ДОУ

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Создание условий в детских и подростковых клубах по месту жительства для привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом и развития у подростков качеств жизнестойкости

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через организацию досуговой деятельности в детском саду

Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Задать вопрос