Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Метод проектов на уроках физики

Педагогика
10.01.2020
784
Поделиться
Библиографическое описание
Фандеева, А. К. Метод проектов на уроках физики / А. К. Фандеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 420-422. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66136/.


В статье автор делится опытом применения метода проектов на уроках физики во время проведения лабораторных работ.

Ключевые слова: метод проектов, лабораторная работа, групповая работа.

Известно, что учащиеся усваивают 10 % того, что читают, 20 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что видят и слышат, 90 % того, что говорят и делают. Конфуций подчеркнул: «Научить можно только через деятельность», а Зиммель, немецкий социолог, еще в начале XX утверждал: «Образованный человек — тот, кто знает, где найдет то, чего он не знает» [1] Современный мир требует от человека именно таких навыков. Поэтому, получается, что самые эффективные методы обучения те, которые побуждают к самостоятельной деятельности. Метод проектов как нельзя лучше подходит для формирования самостоятельности.

Метод проектов — это совокупность желаемых результатов, идей, гипотез для формирования творческого теоретического продукта. Это совокупность приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта [2]. Проектная деятельность, проектная технология, метод проектов, по мнению большинства исследователей, эти понятия идентичны. Это один из способов (технологий) организации образовательного пространства по проектированию собственного исследования [3].

На уроках физики я использую метод проектов во время проведения лабораторных работ. Это целесообразно, так как структура такого урока соответствует этапам реализации метода проектов. Кроме того, отсутствие в школьной лаборатории оборудования в необходимом объеме стимулирует групповую работу. Чтобы оценить вклад каждого ученика в выполнение такой лабораторной работы, необходимо распределить роли. Лучше, если это делают сами дети.

Например, в 10 классе лабораторную работу № 3 «Оценка размеров молекулы масла» провожу по следующему сценарию. На этапе подготовки дети самостоятельно определяют тему и цели урока. На столе лежит оборудование, на партах тетради для лабораторных работ. Дети понимают, что у них лабораторная работа, а тему этой работы определяют исходя из того оборудования, которое приготовлено для них: кювета, стаканчик с моторным маслом, пипетка, электронные весы, тальк. С данным методом определения размеров молекулы теоретически десятиклассники ознакомились дома, потому с легкостью узнают по оборудованию тему урока.

Однако, количество оборудования ограничено, в частности, в школьной лаборатории всего 2 кюветы и 2 электронных весов. Поэтому, на этапе планирования, класс делится на две группы. Чтобы представления результатов не дублировали друг друга, одной из групп выдается задание определить размеры молекулы глицерина, а другой — машинного масла. Кому достанется, какое вещество определяем жеребьевкой. Дети самостоятельно разбиваются на две команды, распределяют роли:

– капитан (руководит ходом эксперимента),

– лаборант (проводит манипуляции, озвучивает величину измеренных величин),

– математики (выполняют расчеты, заполняют таблицы),

– журналист (делает фотографии хода эксперимента),

– IT-специалист (готовит презентацию),

– докладчик (защищает работу).

На этапе исследования, капитаны команд организуют команды, руководят ходом выполнения эксперимента, опираясь на различные источники информации: учебник, справочник, учителя. Организуют работу журналиста и математиков (рис.1).

yw-swVs_Xlk.jpgAwwfwZI5yC8.jpg

Рис. 1. Организация работы группы

На этапе результатов математики комментируют заполнение таблицы, подводят итог, делают вывод (рис.2).

l3ORx3pcK8g.jpgrU-1F0ciyAo.jpg

Рис. 2. Обработка результатов

На этапе представления IT-специалисты получают доступ к ПК, материалы журналистов, математиков. Создают презентацию в PowerPoint. Данная презентация является продуктом мини-проекта. Журналисты публично представляют проекты.

Этап представления не всегда удается провести в рамках урока. Это зависит от продуктивности класса. В случае, если на уроке ребята не успевают представить результаты к публичной защите, представление результатов проводим в рамках работы кружка «Физики-исследователи». Десятиклассники выступают перед школьниками среднего звена. Это, в некотором роде, можно отнести к профориентационной работе. Дети вдохновляют детей заниматься физикой.

На этапе оценки результатов происходит коллективное обсуждение и самооценка результатов выполнения мини-проекта.

Таким образом, метод «запомни и повтори» с готовой формулой я дополняю методом «поиска и проектирования», решения жизненных ситуаций. Тем самым формирую самостоятельность детей. Этот навык в будущем позволит им удачно социализироваться, добиться успеха в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Афоризмы [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя — URL: http://si-sv.com/board/georg_zimmel/15–1-0–27 (дата обращения: 07.01.2020).

2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2005. — 272 с.

3. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В. С. Зайцев // Вестник Челябинского государственного университета, 2017. — № 6 — С.52–62.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
метод проектов
лабораторная работа
групповая работа
Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 420-422):
Часть 6 (стр. 379-453)
Расположение в файле:
стр. 379стр. 420-422стр. 453

Молодой учёный