Административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка ценообразования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 18.12.2019

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Заварзин, П. А. Административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка ценообразования / П. А. Заварзин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65433/ (дата обращения: 10.07.2020).



Ценообразование является одним из ключевых факторов конкурентоспособности компаний в целом и каждого производимого ею продукта или услуги. В данной статье исследуется административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка ценообразования. Особое внимание уделено анализу данного нарушения как наиболее распространенному виду административного правонарушения, совершаемого в сфере государственного регулирования цен. Приведены примеры судебной практики.

Ключевые слова: административная ответственность, нарушение порядка ценообразования, юридическое лицо, судебная статистика.

В ходе осуществления торговой деятельности необходимо учитывать экономические догмы и соблюдать определенные требования и правила, изложенные в законодательных актах. Для того, чтобы создать конкурентоспособность во всех сферах предпринимательской деятельности, обеспечить возможность развития субъектов малого предпринимательства, на законодательном уровне был принят ряд законов, направленных на урегулирование правил определения стоимости товаров и услуг. Ответственность за нарушения правил в сфере ценообразования между участниками экономического оборота устанавливается КоАП РФ (гл. 14) [3].

К числу правонарушений в данной сфере относятся: завышение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги (статья 14.6, п.1); занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги (статья 14.6, п.2); завышение и занижение установленных надбавок к ценам (ст. 14.6, п. 1,2); иные правонарушения установленного порядка ценообразования.

Совершение правонарушений в сфере ценообразования в определенной мере обусловлено нестабильностью законодательства, затрудняющей практическое применение норм КоАП РФ. За шесть лет только в главу 14 Кодекса внесено около 100 изменений и дополнений, принятых 27 федеральными законами. Помимо этого, в главу введены десять новых статей (14.26–14.35).

Совершение правонарушений обуславливается недостаточно активным использованием мер административного воздействия контрольными государственными органами в целях предупреждения правонарушений (федеральные службы по тарифам, по надзору в сфере здравоохранения, социального развития, финансовым рынкам, антимонопольная и регистрационная службы и др.).

В соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ субъектами являются граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а также должностные и юридические лица. Их ответственность заключается в обязанности формировать ценовую политику объекта, исходя из принятых государственных требований.

Субъективная сторона выражается в виде умысла, либо неосторожности, а именно в виде осознанного стремления организации к наступлению вредных последствий, либо в виде безразличного отношения к этим последствиям. Так ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» предусматривает ответственность лиц, которые допускают нарушение установленных законом норм в отношении установления цен реализации на товары или услуги. За каждое нарушение порядка ценообразования применяются административные наказания и штрафы в денежном эквиваленте.

Завышение регулируемых государством цен на товары народного потребления, сырьё, продукцию, сервис услуг; завышение розничной цены на изделия табачной продукции, взлет предельной цены по тарифам ставкам, платам; повышение принятых надбавок по отношению к стоимости; является правонарушением и ведет к штрафным санкциям для юридического лица.

Штрафные санкции юридических лиц рассчитываются от приобретенной выгоды, после реализации товара, работы или услуги в двукратном размере. Занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, занижение установленных надбавок к ценам влечет к взысканию штрафа с юридических лиц в размере 100 000 рублей.

Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 [6] установлено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.

В случае неисполнения субъектом ценообразования решения о взыскании суммы, излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки, уполномоченный орган контроля вправе обратиться с заявлением о взыскании в суд [1].

В главе 23 КоАП РФ указаны судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. На органы, осуществляющие государственный контроль над соблюдением порядка ценообразования, статьей 23.51 КоАП возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 Кодекса.

Частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах установленной компетенции соответствующего органа [3].

Кроме того, протоколы об административных правонарушениях, в том числе и в предпринимательской сфере, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти и их учреждений, структурных подразделений территориальных органов, а также иных государственных органов, перечисленных в ч. ч. 2, 3, 5 ст. 28.1 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ.

Законодатель, перечисляя правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 14.6 КоАП, исключил из этой нормы случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 14.33 Кодекса, в которой установлена ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 КоАП и ч. 2 ст. 14.33 Кодекса [3].

Правонарушения в сфере ценообразования просматриваются в судебной практике, которая отражает ситуацию на конкретный момент времени, при определенных обстоятельствах. Например, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.09.2019 № 307-АД17–18956 по делу № А56–21697/2017 суд отменил постановление о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ за завышение регулируемых государством цен, требование было удовлетворено частично: снижен размер подлежащего взысканию штрафа, поскольку в спорный период деятельность общества по продаже электрической энергии частным субъектам являлась регулируемой, в письменных объяснениях антимонопольного органа не сделано выводов о незаконности постановления о привлечении к ответственности, оснований для его отмены не имеется [4]. Также можно привести пример из практики арбитражного суда, в январе 2015 года арбитражный суд Северо-западного округа оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу № А56–17347/20141, в рамках которого Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области оспорил постановление начальника контрольно-ревизионного управления ФСТ России о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Суд указал, что ФСТ России пропущен срок давности привлечения Комитета к административной ответственности [2].

Приведем данные судебной статистики за 2016 и 2018 гг. [5].

Год

Правонарушение

Рассмотрено административных

дел

Подвергнуто

наказанию

Количество дел, в которых применены штрафные санкции

2016

Нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ)

845

550

491

2018

625

345

226

Данные судебной статистики за 2016, 2018 года свидетельствуют об определенном снижении числа правонарушений в рассматриваемой сфере, а также о снижении количества субъектов, подвергнутых административному наказанию и значительному уменьшению размеров, взысканных в доход бюджета Российской Федерации штрафных санкций.

По итогам исследования, отметим, что рассматриваемое в данной работе административное правонарушение, совершаемое в сфере государственного регулирования цен, посягает на установленный государством порядок регулирования ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав потребителей, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения стабильного функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных частей.

Количество административных дел в данной сфере снижается, однако, учитывая динамичное изменение законодательства и недобросовестное использование предупредительных механизмов воздействия на субъекты ценообразования, данное правонарушение еще значительное время будут занимать существенною долю в числе административных правонарушений.

Литература:

  1. Закон г. Москвы от 28.01.2004 № 5 «О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен” ст.10.
  2. Зайкова С. Н. Нарушения в сфере административного ценообразования: к вопросу о повышении эффективности государственного управления [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/15828333–12.12.2019 г.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 14.6, 23.3, 23.51, 28.3, 14.33: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.
  4. Определение Верховного Суда РФ от 11.09.2019 № 307-АД17–18956 по делу № А56–21697/2017 КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: — Режим доступа:https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?rnd=71D040244F06AE0FCC3A53F60178C571&req=query&REFDOC=339278&REFBASE=RZR&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=3043015755681979229&mode=backrefs&REFDST=1175#0417088772149081 — 05.12.2019 г.
  5. Судебная статистика [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/1–05.12.2019 г.
  6. Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) " от 28.02.1995 № 221.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административная ответственность, государство цен, правонарушение, сфера ценообразования, нарушение порядка ценообразования, предпринимательская деятельность, судебная статистика, государственное регулирование цен, Ленинградская область.


Ключевые слова

юридическое лицо, административная ответственность, нарушение порядка ценообразования, судебная статистика

Похожие статьи

Государственное регулирование строительной области

Государственное регулирование строительной области. Автор: Волохо Марина Сергеевна.

Регулируя деятельность строительной отрасли, государство осуществляет реализацию

Государственное регулирование-это воздействие государства в лице государственных...

Характеристика и особенности правовых документов...

- Государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному

1. Постановление правительства РФ от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в...

Административная ответственность за правонарушения...

Административная ответственность за правонарушения в сфере недропользования. Авторы: Халеева Анастасия Константиновна, Дикаева Милана

Освобождение от административной ответственности, процессуальный порядок которого регламентирован в п. 4 ч. 1 ст. 29.9 КоАП...

Регулирование цен и тарифов на энергоресурсы в субъекте...

Постановление Российской Федерации от 14.02.1997г. №121 «Об основах ценообразования и порядка государственного регулирования

Регулированием цен и тарифов в Ульяновской области занимается Министерство экономики, которое является исполнительным органом...

Административные наказания за нарушения антимонопольного...

Административно-правовая ответственность за совершение нарушений в сфере антимонопольного регулирования предполагает под собой применение санкции в виде штрафа и дисквалификации. Оба наказания являются основными. Штраф — это материальная санкция...

Регулирование монопольной деятельности посредством мер...

ценообразование Рамсея — установление цен на уровне предельных издержек, равных

Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли и объемов

«Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период...

Государственное регулирование предпринимательской...

Не будем нырять в теоретические понятия государства, предпринимательской деятельности и так далее. Прежде чем разбираться в дебрях регулирования государством предпринимательской деятельности...

Классификация составов административных правонарушений...

Классификация составов административных правонарушений в области антимонопольного законодательства.

Научный подход к определению составов в сфере антимонопольного регулирования и их квалификации остается неоднозначным продолжительное время.

Государственное регулирование рыночной экономики и право

1) Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Одной из главных функций государства является необходимость создания и развития устойчивых экономических отношений.

Похожие статьи

Государственное регулирование строительной области

Государственное регулирование строительной области. Автор: Волохо Марина Сергеевна.

Регулируя деятельность строительной отрасли, государство осуществляет реализацию

Государственное регулирование-это воздействие государства в лице государственных...

Характеристика и особенности правовых документов...

- Государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному

1. Постановление правительства РФ от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в...

Административная ответственность за правонарушения...

Административная ответственность за правонарушения в сфере недропользования. Авторы: Халеева Анастасия Константиновна, Дикаева Милана

Освобождение от административной ответственности, процессуальный порядок которого регламентирован в п. 4 ч. 1 ст. 29.9 КоАП...

Регулирование цен и тарифов на энергоресурсы в субъекте...

Постановление Российской Федерации от 14.02.1997г. №121 «Об основах ценообразования и порядка государственного регулирования

Регулированием цен и тарифов в Ульяновской области занимается Министерство экономики, которое является исполнительным органом...

Административные наказания за нарушения антимонопольного...

Административно-правовая ответственность за совершение нарушений в сфере антимонопольного регулирования предполагает под собой применение санкции в виде штрафа и дисквалификации. Оба наказания являются основными. Штраф — это материальная санкция...

Регулирование монопольной деятельности посредством мер...

ценообразование Рамсея — установление цен на уровне предельных издержек, равных

Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли и объемов

«Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период...

Государственное регулирование предпринимательской...

Не будем нырять в теоретические понятия государства, предпринимательской деятельности и так далее. Прежде чем разбираться в дебрях регулирования государством предпринимательской деятельности...

Классификация составов административных правонарушений...

Классификация составов административных правонарушений в области антимонопольного законодательства.

Научный подход к определению составов в сфере антимонопольного регулирования и их квалификации остается неоднозначным продолжительное время.

Государственное регулирование рыночной экономики и право

1) Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Одной из главных функций государства является необходимость создания и развития устойчивых экономических отношений.

Задать вопрос