Развитие здравоохранения — приоритетная задача региона (на примере Республики Башкортостан) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 28.12.2019

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Галимов, Р. С. Развитие здравоохранения — приоритетная задача региона (на примере Республики Башкортостан) / Р. С. Галимов, А. А. Измайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 353-358. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65736/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации концепции и региональную программу здравоохранения, анализ состояния по онкозаболеваниям и основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг в республике.

Ключевые слова: законодательство о здравоохранении, концепция и республиканская программа развития здравоохранения, состояние и анализ заболеваемости населения, мероприятия по борьбе с онкозаболеваниями

In the article the author considers the legal aspects of the implementation of the concept and the regional health care program, the analysis of the state of cancer and the main directions of improving the quality of medical services in the Republic.

Keywords: legislation on health care, the concept and the Republican program of health care development, the state and analysis of morbidity of the population, measures to combat cancer.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, важнейшей задачей государства и общества в целом, является охрана здоровья населения и проведение социальной политики по его улучшению [1]. Вопросы охраны здоровья являются объектом социально-политической борьбы за права человека. Политические установки по здравоохранению являются первым и важнейшим элементом комплекса мер по охране здоровья населения. В программах большинства политических партий выдвигаются требования по проблемам здравоохранения. Поэтому обоснование политики здравоохранения, стратегических направлений его дальнейшего развития — есть важнейшая задача поддержки специалистов и прежде всего организаторов и управленцев в здравоохранении.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан» в зависимости от форм собственности и источников финансирования выделяются 3 системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная, которые составляют единую систему общественного здравоохранения [5].

Обеспечение гарантированной, доступной и бесплатной медицинской помощи всем гражданам России осуществляется и контролируется при выполнении «Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается Постановлением Правительства РФ.

В последние годы совершенствование медицинской помощи населению обеспечивалось на основе реализации национального приоритетного проекта «Здоровье», направленного на сохранение и укрепление здоровья населения страны.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта [2].

Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года [2] представляет стратегические и тактические вопросы развития здравоохранения нашего государства. Основными целями развития здравоохранения Российской Федерации являются:

− предотвращение убыли населения;

− увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;

− снижение общего коэффициента смертности на 10 %;

− снижение показателя младенческой смертности до 7,5 %;

− снижение показателя материнской смертности до 18,6 %;

− формирование здорового образа жизни населения, снижение употребления табака до 25 %, а потребления алкоголя до 9 л в год на душу населения;

− повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.

Также определены основные задачи (порядка 8) развития здравоохранения. На втором этапе реализации Концепции (2016–2020гг) продолжается поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинского комплекса на основе создания инфраструктуры и правового ресурса здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательной медицинской помощи (далее ОМС), интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках ОМС [2].

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» является основным документом нашей страны в области здравоохранения. Регулирует отношения, возникшие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет [5]:

− правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

− права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья;

− гарантии реализации этих прав;

− полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2019 г. № 328 утверждена региональная программа «Борьба с онкологическими заболеваниями» [6] в рамках реализации Федерального национального проекта «Здравоохранение». Данный документ является основным в реформировании системы здравоохранения в Республике Башкортостан и является продолжением Государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от30.04.2013 г. № 183 и Российской Федерации в целом. Срок начала реализации программы 01.01.2019 г, а его окончание 31.12.2024 г. Структура онкологической службы состоит из трех уровней. Первый уровень — первичный окнокабинет -70 ед. Во второй уровень входят: Межмуниципальные медицинские онкологические центры -15ед., предназначенные для оказания амбулаторной помощи, Центры амбулаторной онкологической помощи (далее ЦАОП) -4ед. и Межрайонные онкологические отделения в условиях стационара в количестве 6 ед. Третий уровень включает в себя: Республиканский клинический онкологический диспансер (далее РКОД) и Клинику Башкирского Государственного Медицинского Университета (КГБМУ) [7].

На сегодняшний день обеспеченность онкокабинетами составляет — 2,4 на 10 тыс. населения (Российской Федерации -2,4), радиологическими койками — 0,49 на 10 тыс. населения (Российской федерации — 0,54).

В целях обеспечения раннего выявления у жителей Республики Башкортостан злокачественных новообразований (далее ЗНО) на I и II стадиях с 1 июля 2019 г. установлена единовременная денежная выплата, в размере 5 тысяч рублей, отдельным категориям медицинских работников, выявившим данное заболевание. Основные показатели онкологической службы в Республике Башкортостан представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели онкологической службы по Республике Башкортостан

2017г.

2018г.

9 мес. 2018г.

9 мес. 2019г.

+/-

Заболеваемость

на 100 тыс. нас.

РБ

334,2

322,3

283,6

311,3

+ 9,8 %

РФ

420,8

425,4

-

-

Ранняя диагностика (%)

РБ

50,7

51,9

53,2

54,0

+ 1,5 %

РФ

54,7

56,4

-

-

Запущенность (%)

РБ

22,6

23,2

22,3

22,7

+ 1,8 %

РФ

20,5

-

-

Смертность от новообразований на 100 тыс. нас.

РБ

179,5

181,9

8 мес. 2018 г. 181,6

8 мес. 2019 г.

177,5

- 2,3 %

РФ

196,9

200,0

-

-

Годичная летальность (%)

РБ

27,2

27,9

27,6

25,9

- 6,2 %

РФ

22,5

22,2

-

-

Живут 5 лет и более (%)

РБ

55,2

55,9

57,7

58,9

+ 2,1 %

РФ

53,9

54,4

-

-

Выявлено активно (%)

РБ

19,0

26,2

18,5

22,9

+ 23,8 %

РФ

25,8

27,3

Структура заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них за 9 мес. 2019 г показана на рисунке 1, рисунке 2. На рисунке 3 показано финансирование регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».


Рис. 1. Структура заболеваемости зно за 9 мес. 2019 г.

Рис. 2. Структура смертности от ЗНО за 9 мес. 2019 г.


Рис. 3. Финансирование регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»

Для организации деятельности ЦАОП в учреждениях здравоохранения Республики Башкортостан 27.06. 2019 г. издан Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан № 1137-Д [8]. К основным функциям ЦАОП относятся:

− диагностика онкологических заболеваний, включая установление распространенности онкологического процесса и стадии заболевания;

− направление больных с онкологическими заболеваниями в онкологический диспансер;

− проведение противоопухолевой лекарственной терапии;

− оценка эффективности и переносимости проводимого лечения;

− проведение корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций;

− оказание паллиативной помощи, включая назначение противоболевой терапии;

− диспансерное наблюдение за больными с онкологическими заболеваниями.

Также происходит изменение маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями, показанное на рисунке 3.

Рис. 4. Изменение маршрутизация пациентов ЗНО

С целью улучшения оказания медицинской помощи проводятся обучения с участием специалистов Республиканского клинического онкологического диспансера (далее РКОД) и различных федеральных центров.Проводятся выезды сотрудников РКОД совместно с кафедрой онкологии для оказания организационно — методической помощи в межмуниципальных онкологических центрах ММОЦ (ЦАОП) Республики Башкортостан, с проведением семинаров для врачей онкологов, пересмотром схем противоопухолевой лекарственной терапии.Ведущие сотрудники ФГБУ «НМИЦ радиологии Минздрава России им П. А. Герцена» при поддержке Министерства здравоохранения России, Совета Федерации Федерального Собрания и Минздрава Республики Башкортостан, оказали помощь в диагностике по раннему выявлению злокачественных новообразований в городах Стерлитамак и Салават. В рамках акции «Онкопатруль» осуществляется масштабная скрининговая программа по раннему выявлению онкологических заболеваний.

С целью объективной оценки ситуации и выработки предложений по совершенствованию оказания специализированной онкологической помощи населению в ноябре этого года в Республике Башкортостан работала группа экспертов ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Также состоялось совместное совещание министра здравоохранения РБ, экспертов ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава с представителем БГМУ, на котором были обсуждены перспективы развития и вопросы кадрового обеспечения онкологической службы Республики Башкортостан.

В РКОД производится прием пациентов 4 клинической группы жителей города Уфы по субботам, с пересмотром схем противоопухолевой лекарственной терапии. Проводятся обучающие семинары для онкологов Республики Башкортостан по современным методам противоопухолевой терапии с участием специалистов федеральных центров.

Вместе с тем, незамедлительного решения требуют следующие вопросы:

  1. Подготовка и переподготовка кадров по данному направлению;
  2. Недостаточная оснащенность диагностическим оборудованием (особенно 1 и 2 уровня структуры онкологической службы);
  3. Высокая нагрузка на РКОД (3 уровень структуры онкологической службы);
  4. Создание 13 ЦАОПов, изменение маршрутизации пациентов онкологического профиля;
  5. Создание единого контура системы РМИАС (Республиканская медицинская информационно-аналитическая система Республики Башкортостан), объединяющей 1, 2 и 3 уровень оказания онкологической помощи, ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования).
  6. Повышение качества медицинских услуг при рациональном расходовании ресурсов и экономическая эффективность становятся необходимым условием обеспечения справедливости в плане обеспечения здоровья;
  7. Поиск наиболее эффективных методов и приемов управления общественным здоровьем в условиях достаточного финансирования;
  8. Мотивация населения в необходимости прохождения диспансеризации, повышение ответственности граждан за сохранение своего здоровья.

Таким образом, принятие и реализация программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» позволит существенно изменить оказание медицинской помощи по профилю «онкология» в Республике Башкортостан.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/5c2f5b1d790a1f82d0ca1f2fa0d72e968e6349e7/
  3. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. № 1492 “О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов” от 13.12.2017 г. //URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71729300/
  4. Национальный проект «Здравоохранение» Министерства Здравоохранения РФ //URL https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» //URL https://dnk-k.ru/federalnyj-zakon-323-ob-osnovah-ohrany-zdorovja-grazhdan-rossijskoj-federacii.htm
  6. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2019 г. № 328 об утверждении региональной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» //URL https://npa.bashkortostan.ru/24475/
  7. Измайлов А. А., Итоги работы онкологической службы за 9 месяцев на территории Республики Башкортостан/ Минздрав РФ Республиканский клинический диспансер/ -2019 г.-33с.
  8. Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан № 1137-Д «об организации деятельности центров амбулаторной онкологической помощи в учреждениях здравоохранения Республики Башкортостан» от 27.06.2019г.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, Российская федерация, РФ, медицинская помощь, онкологическая служба, заболевание, противоопухолевая лекарственная терапия, раннее выявление, Республика, Республиканский клинический онкологический диспансер.


Похожие статьи

Устойчивое развитие малого бизнеса и частного предпринимательства — приоритетная задача улучшения экономики региона

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Эстетическое воспитание молодежи — это актуальная социально-педагогическая задача

Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения

Развитие инновационной составляющей экономики на региональном уровне

Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона

Практическая реализация устойчивого развития экологического образования на дошкольном уровне

Инновации в туризме – как один из важнейших факторов повышения уровня социально-экономического развития Республики Дагестан

Усиление краеведческой составляющей образования — позитивная тенденция нашего времени

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Похожие статьи

Устойчивое развитие малого бизнеса и частного предпринимательства — приоритетная задача улучшения экономики региона

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Эстетическое воспитание молодежи — это актуальная социально-педагогическая задача

Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения

Развитие инновационной составляющей экономики на региональном уровне

Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона

Практическая реализация устойчивого развития экологического образования на дошкольном уровне

Инновации в туризме – как один из важнейших факторов повышения уровня социально-экономического развития Республики Дагестан

Усиление краеведческой составляющей образования — позитивная тенденция нашего времени

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Задать вопрос