Шариат наложил запрет на получение банковских процентов (в Коране они названы «ростовщичеством» - Разделы: 2 «Корова», стих 276, 30 «Румы», стих 39, 17 « Ночной перенос», стих 26, 28 и др.), так как считает их несправедливым экономическим явлением. «А те, что зарабатывали хлеб свой ростовщичеством, встанут из могил, подобные тем, кого сатана поразил безумием, ибо говорили они: «Ведь торговля сродни ростовщичеству». Но Аллах разрешил торговлю, а ростовщичество сделал запретным! И кто примет увещание от Господа своего и бросит ростовщичество, то с него спросится как до запрета ростовщичества, и судить его будет Аллах. А кто вернется к ростовщичеству, станет обитателем пламени, и вечным будет там пребывание. И уничтожит Аллах нашу выгоду от ростовщичества...»
Такой запрет оправдывается представлениями о социальной справедливости, равенстве и правах собственности. Ислам поощряет получение прибыли, однако осуждает использование процента в целях получения прибыли, поскольку такая деятельность не приводит к созданию продукта и не может увеличить благосостояние общества. Социальная справедливость требует, чтобы заемщики и кредиторы получали вознаграждение или убытки на паритетных основах и чтобы процесс накопления и создания богатства в экономике отражал реальный вклад экономических агентов в экономическое развитие.
В целях предотвращения толкования стихов Корана по своему желанию (стремление отклонить людей от истины и вызвать смуту и раскол), в самом Коране говориться о том, что в нем есть точные стихи с определенным и ясным смыслом, и другие стихи, не такие ясные, требующие специального толкования. Эти стихи побуждают ученых и знатоков Корана к их исследованию и точному толкованию (Раздел 3, «Семейства Имрана», стих 7 священного Корана).
В рамках данного научного исследования текста священного Корана попытаемся ответить на вопрос является ли ссудный процент абсолютным запретом и касается ли данный запрет только физических лиц граждан или юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также является ли выдача беспроцентных займов с конкретной датой возврата с точки зрения шариата запретным.
В юридической литературе нет единого мнения по поводу того, где искать истоки понятия юридического лица многие ученные относят создание понятия юридического лица к числу важнейших заслуг римского частного права[1, с. 88]
Издревле в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами. Еще в древние времени существовали в Риме частные корпорации: союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников. Много новых корпораций появляется в период республики, среди которых необходимо особо отметить объединение предпринимателей, бравшие на откуп государственные доходы, управлявшие на основе договоров государственными имениями и обладавшие значительным имуществом. Однако это рассматривалось древним правом либо как имущество, принадлежавшие каждому из его участников в определенной доле, либо как имущество, принадлежавшее одному из участников – казначею, ведущему дела корпорации и ответственному перед его членами. Поэтому, применительно к данным объединениям можно говорить о наличии в той или иной степени организованности, осуществлявшейся с определенной целью- объединение имущества, но главный, квалифицирующий субъекта права признак-выступление вовне от своего имени здесь отсутствует, поэтому вряд ли можно говорить о попытке ввести в систему правоотношений новый тип субъекта. И все же появление таких образований свидетельствует об ограниченности субъективного состава частноправовых отношений.
Настоящее же развитие конструкция юридического лица получила в новое время, когда появляются крупные торговые предприятия, в которых вырабатывается техника коллективного ведения крупных дел. Термин «юридическое лицо» был впервые использован в гражданском праве. Развитие института юридического лица было тесно связано с бурным ростом капиталистической экономики, требовавшей капиталов.
Удачность разработки института юридического лица в германском праве во многом объясняется тем, что идеи римских цивилистов легли на благоприятную почву в виде интенсивно развивающихся экономических отношений. И германское гражданское уложение, принятое в 1896 году уделило статусу юридических лиц значительное внимание.
Как показывает системный анализ текста священного Корана в разделе 2 «Корова», стихи 275, 276, 278,279, 282, 283 указание и предписание ровным образом адресовано и гражданам и тем лицам осуществляющую коммерческую деятельность. Это особенно видно из анализа терминов раздела 2 «Корова», стих 282, «коммерческая сделка», «коммерческие операций», «личные торговые обороты или сделки» и др.
Как видим, в момент ниспослание священного Корана понятие юридического лица не было известно. В указанных предписаниях речь идет об операциях граждан так осуществляющей обычные бытовые сделки, так же коммерческие сделки.
В декабре 2002 года была издана фетва (по арабскому – разъяснение) Академии исламских исследований под председательством Верховного шейха Ал-Азхара (Египет) и по совместительству главы Академии Мухаммада Сайида Тантави, в которой вложение средств и получение по ним процентов объявлялись дозволенными с точки зрения шариата (20 голосов – за, 1- против). Фетва была выпущена по запросу председателя совета директоров «Араб Бэнкинг Корпорейшн», интересовавшегося, соответствует ли практика корпорации по привлечению средств клиентов и выплате процентов по ним в оговоренные сроки шариату?
По мнению Тантави, организация, аккумулируя средства клиентов и затем инвестируя их, выполняет агентские функции. Таким образом, он признал возникающие между корпорацией и клиентами отношения разновидностью договора мудараба. Мудараба – это договор, по которому владелец избыточных средств доверяет их лицу, обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования. Доход от средства, пущенных в оборот, распределяется между участниками сделки в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала, а доверенное лицо в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия.
Задолго до этого, в 1989 г., будучи Верховным муфтием Египета, Тантави издал фетву «О некоторых банковских операциях». При принятии решения муфтий консультировался с Председателем правления Национального банка Египта, то есть не специалистом по шариату, а светским банкиром. Комментируя 7-й стих раздела 21 «Пророки» Корана, муфтий сделал вывод, что под знатоком религии понимаются любые эксперты в любых отраслях знаний. Таким образом, обращение к профессиональному банкиру выглядело в глазах Тантави вполне логичным решением, учитывая тот факт, что человек, работающий не один год в банке, понимает больше в банковских операциях, чем богослов. [2, с. 44]
Учитывая вышеизложенные можно заключить, что несмотря на то обстоятельства что священный Коран не содержит термина юридическое лицо, однако в нем употребляется такие юридические термины как «коммерческая сделка», «коммерческие операций», «личные торговые обороты или сделки» и др. запрет о риба (ростовщичества) носить абсолютный характер и охватывает всех участников и делового и бытового оборота. Из буквального толкования текста священного Корана не вытекает, что взимания ссудного процента (риба) дозволено банкам и иным кредитным организациям. На наш взгляд запрет взимания ссудного процента связаны с его тяжелыми социальными последствиями (монополизация, увеличение разрыва между богатыми и бедными, банковские кризисы, инфляции, самоубийство по мотивам не умения возврата непомерных банковских процентов по ипотечным кредитам и др., согласно данным статистики Россиян тратит на погашение кредитов до 30-40 % процентов своего семейного дохода). [3, с.6]
Шариат запрещает риба (ростовщичества) из-за его пагубного воздействия на человека, в то же время он поощряет приобретение богатства.
Согласно разделу 28, «Повествование», стих 78 священного Корана, Карун пренебрёг советом своей общины и забыл благоволение Аллаха к нему, и не разумел, как много поколений, превосходящих его мощью, способностью и опытом в приобретении богатства и в разных способах помещения денег, погубил Аллах. Ведь грешников не спрашивают о злодеяниях, ибо Аллах об этом ведает, и они войдут в ад. Вопрос, заданный им, – лишь только упрёк.
Как видим из других разделов священного Корана поощряется ведения торговой деятельности и других видов деятельности (получения выгоду и прибыли):
Раздел 17 , «Ночной перенос», стих 66 , Ваш Господь - Тот, кто гонит вам корабли по морям, чтобы вы снискали Его милость - выгоду и прибыль из торговли и других видов деятельности. Он к вам милосерден и щедр!
Раздел 16 , «Пчелы», стих 14, Он подчинил вам море, чтобы вы пользовались его богатствами, ловили рыбу и питались её свежим мясом, извлекали оттуда украшения, как кораллы и жемчуг. Тот, кто наблюдает и размышляет, видит, как корабли рассекают его волны и перевозят грузы. Аллах подчинил вам море, чтобы вы извлекали пользу из того, что находится в нём, и просили у Аллаха помощи в торговле и в других видах деятельности. Может быть, вы будете благодарны за то, что Он даровал вам на службу!
Одним из преимуществ Корана является то, что, запрещая что-нибудь, он непременно предоставляет людям законную альтернативу запретному(недозволенному).
Запретив риба (ростовщичество), Коран разрешил использования денежного капитала в торговли и других видах деятельности, выдача беспроцентных ссуд, осуществления финансовых обрядов – выдача закята и др.
Согласно разделу 28, «Повествование», стих 54 священного Корана, тем, кто уверовал в Коран и в Писания, ниспосланные до Корана, будет дарована награда дважды - за то, что они терпели мучения и вред, которым они подвергались за свою веру, а также за то, что вершат добрые деяния, добром и милостью отстраняют зло и расходуют на добрые деяния милостыню из того удела, который даровал им Аллах.
На наш взгляд выдача беспроцентных займов с конкретной датой возврата с точки зрения шариата не является запретным. Такой вывод вытекает из буквального толкования стих 282 , раздела 2 «Корова» священного Корана.
Согласно разделу 2 «Корова», стих 282, о, вы, которые уверовали, если берёте в долг деньги или что-либо другое, или купили что-то в кредит, или вошли в коммерческую сделку между собой на определённый срок, то записывайте это, чтобы оберегать свои права и избежать позже всяческих недоразумений.
Из данного стиха можно сделать ряд практических выводов, во-первых, священный Коран предписывает при совершения сделок использовать письменную форму (письменный договор), во-вторых, указание на конкретного срока указанного договора.
Несмотря на попытки отдельных правоведов легализовать с помощью различных уловок ростовщичество, большинство мусульманских юристов в современном мире придерживается точки зрения, что любой ссудный процент запрещен. Суммируя их взгляды, можно отметить следующие положения, сформулированные в фетвах Совета Исламской академии правоведения (термин фикха – по арабскому, глубокое понимание, знание) [2, с. 48-49]:
Банковские вклады, по которым начисляются проценты в банках, работающих под проценты (за исключением вкладов инвестирования средств с целью получения части прибыли – по схеме мудараба);
Превышение тарифов за банковские услуги по обслуживанию кредитов их реального (фактических расходов) уровня;
Взимание неустойки (штрафов, пени) с вкладчиков;
Привлечение денежных средств с использованием ценных бумаг (облигации, векселя).
Исламская экономика, финансово-кредитная система, построенная на принципах Корана должна иметь ряд отличительных (специфических) особенностей:
- отсутствия ставки рефинансирования (банковской учетной ставки) центральных (национальных) банков. (В традиционных моделях экономики для регулирования кредитно-денежной и валютной политики используется банковская учетная ставка (ставка рефинансирования центральных резервных банков) центральных банков стран;
- запрещение начисления и взимания процентов по банковским вкладам (депозитам), банковским кредитам и др. сделкам, где присутствует признаки ростовщичества.
- запрещение взимания неустоек (штрафов и пени) за нарушения условия различных гражданско-правовых договоров хозяйствующих субъектов делового оборота.
Развитие исламских банков в США и Западной Европе позволяет предположить, что подобные финансовые институты возникнут и в России. Функционирование исламских финансовых институтов сопряжено с необходимостью внесения изменений в законодательство (банковское, гражданское, налоговое, таможенное и др.) а также затрудняет проведение денежно-кредитной политики и поддержание стабильности финансовой системы. В такой ситуации необходимо знать особенности их функционирования и те риски, которые они привносят в региональную (национальную) финансовую систему.
Научная новизна результатов данного исследования состоит в уточнении и развитии теоретических представлений об абсолютном запрете ссудного процента (ростовщичества) при операциях с другими участниками хозяйственного оборота граждан (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридических лиц.
В рамке указанной исследования так же научно доказано, что выдачи займов с определенной датой возврата не является запретным с точки зрения шариата.
Литература:
Шершеневич Г.Ф. «Учебник русского гражданского права» Москва, 1995 , с.88
Беккин Р.И. «Исламская экономика» Москва, 2008 , с.44, с. 48-49
Журнал «Время жить», апрель-май №2(19) 2010 , - М (ОАО «Альфа Банк»), с.6
Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси «Кимийа-йи саадат» (Эликсир счастья) СПБ, 2002.
Тафсир Аль-Коран Аль – Мунтахаб , Москва 2003.
Толкование к Корану – (Эльмир К., академик Бунядов З., WWW: quran.az)