Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 663 раза

Библиографическое описание:

Игнатов, А. В. Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени» / А. В. Игнатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3310/ (дата обращения: 27.04.2024).

В «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии» раскрыта схематика исследования феномена. Э. Гуссерль исследует вопрос: что содержится в качестве «феноменологического остатка» в результате перевода эмпирического содержания сознания в феномены сознания?

В самом переживании мы определяем некоторую непосредственно вычленяемую актуальную импрессию – первичное впечатление, которое в последовательности осуществляемых сознанием актов складывается в структуру темпорально организованного феномена. Первичное впечатление существует, таким образом, в расширении тех актов сознания, которые структурно скрепляют эти актуальные, непосредственно вписанные в восприятие моменты, отражаемые в ретенциальных (только что бывших) и протенциальных (поддерживаемых со стороны опережающего ожидания) модификациях-актах, непосредственно связанных с первичным актом-восприятием. Таким образом, сознание, обращенное к своим содержаниям, обнаруживает свою внутреннюю плотность, которая в феноменологической дескрипции раскрывается в дискретных рефлексивных – произведенных с позиции наблюдателя – актах временного упорядочивания, которые не соответствуют формам объективного времени, то есть тем временным структурам, посредством которых обычно описывается порядок «точного времени», ориентированного на какой-либо объект, редуцируемый в феноменологическом анализе.

Феноменология периода создания «Идей…» описывает внутреннюю структуру сознания как ноэмо-ноэтическую деятельность – как производство смыслов и одновременное отражение всех соответствующих актов этого производства, как усилие рефлектирующего сознания определить природу собственного конструирования предметов на основе интенциональной структуры сознания.

На этой стадии исследования проблематика формулируется в вопросах, которые тематизируют дальнейший анализ. Каким образом в области чистого сознания определяется конкретный предмет? Можно ли такому предмету приписать положительные предикаты или он может быть определен только методом редукции, то есть негативно? Как такого рода объекты выражены в опыте? Дальнейшее развитие эта феноменологическая проблематика находит в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Опираясь на понятие интенциональности, Гуссерль исследует процесс осознавания объекта, то есть те способы, какими совершается интенциональная включенность предмета в сознание.

В работе «Феноменология внутреннего сознания времени» отправной точкой исследования служат «первичные импрессии». Это означает, что в любой момент мы застаем сознание содержательно загруженным. Сознание изначально не является «чистым». Его содержания – это переживания актуализированных в нем данностей, даже если процесс полагаемых предметов остается незамеченным для самого полагающего субъекта.

«Предметы» сознания имеют двойственную природу – то, на что направлены акты сознания, дополняется Гуссерлем элементами особого рода, актами, в которых совершается сама опредмечивающая деятельность. Это многообразные акты восприятий, представлений, фантазий и так далее. Если же само сознание становится предметом рефлексии, в качестве его содержания выступают имманентные содержания, проявляющиеся в актах высказывания, желания, воления и в соответствующих им репродуктивных модификациях - воспоминаниях, предположениях, фантазиях.

Интенциональные содержания имеют свое время в потоке сознания, они могут угасать, вытесняться. Содержания, таким образом, имеют свою длительность, они – индивидуальные события. В целом интенциональные предметы определяются либо первичным содержанием сознания, на основе которого осуществляются все последующие акты – модификации, при этом само сознание не становится для себя предметом, либо это предметы, представленные в соответствии с двойной интенциональной направленностью, то есть данные в сознании в полном феноменологическом объеме. Описания предметов, которые дает Гуссерль в «Идеях» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени», являются принципиально новыми структурными дескрипциями, основанными на вскрытии и реконструкции внутреннего временного порядка сознания.

В работе «Феноменология внутреннего сознания времени» осуществляется попытка произвести последовательно разворачивающееся описание феномена как модифицированного значения полагаемого. Признание интенциональной природы сознания заключает трудность в изображении того, что для сознания дано как актуально настоящее, но в самом описании не может быть иначе представлено как во времени, в длительности. Время вмешивается в описание либо как неустранимая помеха, искажающее отображение феномена, либо как его структурный элемент. Редукция сохраняется и здесь – время как свойство «объективной действительности» вынесено за скобки, но входит в анализ как структура самого сознания, как порядок формирования последовательности многообразных содержательных единств. Гуссерль не исключает возможности реконструирования феноменологического смысла «вещи опыта в объективном времени», но при этом феноменологическая установка ограничивает смысл этой объективности – во-первых, время всегда ориентировано на конститутивный порядок потока сознания, и в этом смысле, во-вторых, временные структуры имеют только интенционально-инструментальный смысл. Время, являясь в феноменологии «чистой» структурой сознания, никогда не может быть пустым, не заполненным событиями смысла или явлениями, раскрывающимися как временные.

Редуцируя время как «объективно текущий временной поток», в котором в последовательности и одновременности разворачиваются события истории, Гуссерль сосредоточивает внимание на исследовании темпоральности самого сознания, на его функции, на его протекании во времени. Его интерес направлен на описание процесса погружения во время, выявление структур, в которых само сознание конституируется как временное.

Феноменологическая постановка вопроса относительно времени заключается в том, чтобы научиться описывать порядок, в котором время структурируется, выражая взаимодействие единства и множественности предметных содержаний сознания, последовательность протекания и длительность явлений. Каким образом длительность актов сознания совмещается с актуальностью в схватываниях, как структурируются последовательность, одновременность, настоящее, пошедшее, будущее в актах сознания? Как проблема времени, включенного в сознание (время не может быть нивелированным в сознании, так как время это форма всякого содержащегося в сознании предмета), не оборачивается для сознания полной невыразимостью?

Время внедряется в феноменологическую аналитику тогда, когда обнаруживается, что акт восприятия – это не точечное мгновенное событие, а длящееся в различных модификациях действие сознания. Когда мы обращаемся к содержаниям восприятия, мы выявляем процессы формирования предметности, а когда обращаемся к самой осуществляемой при этом деятельности, мы обнаруживаем процессуальную длительность и вычленяем многообразные фазы ее осуществления. Именно этому посвящена «Феноменология внутреннего сознания времени». Важно то, что никакого другого, нетемпорального (а, значит, нефеноменологического) представления о восприятии быть не может, поскольку только в таком анализе выявляется смысл этого акта.

Таким образом, темпоральность входит в акт «простого описания» как его сущностная корреляция. Время есть часть феноменологической дескрипции восприятия как целого, и после феноменологического реконструирования восприятия в его целостности, его часть (простое восприятие) совпадает с целым – темпорально представленным его изображением. До тех пор, пока темпорально развернутая характеристика не станет стержнем описания предмета, она не может претендовать на полноту: «Очевидность внутреннего восприятия (Cogitatio) теряет смысл, если мы исключаем временную протяженность из сферы очевидности» [1, с.41].

В 1-5 частях «Идей», в «Феноменологии внутреннего сознания времени» автор анализирует «нижний слой потока переживаний», то есть чувственные переживания, или «просто сложенные интенциональности». Если в последней работе акцент сделан на последовательном и постепенном темпоральном конструировании феномена, то в «Идеях» Гуссерль описывает различные целостные структуры сознания, которые различаются по степени рефлексии сознания на собственные содержания.

В «Идеях» исследуются причины принципиальной неадекватности восприятия. Неадекватность неустранима, поскольку восприятия «непрерывно переходя друг в друга, сходятся…вновь переходят в неясное» [2, с.56].

Гуссерль рассматривает любой акт только как фазу сознания, не разделяя его по видам или степеням на полное или неполное сознание, включая материальный – гилетический аспект восприятия в качестве сущностной корреляции предмета. В этом отношении имеет смысл начинать анализ сознания не с ощущения, а с восприятия.

В главе «Феноменологическое время и сознание времени» «Идей», уже содержится концепция темпоральности с редукцией объективного времени, с характеристикой феноменологической временности как связи содержаний внутри одного потока переживаний, с обращением к длительности как к заполненному континууму первичного переживания. Эти описания Гуссерль осуществляет, обращаясь к многочисленным примерам каких-либо длящихся событий, например радости, которые удерживают во всей своей восходящей и убывающей интенсивности как длительность всего целого переживания или как схватываемое множество «теперь»-восприятий в континууме интенциональных ретенций и протенций. Такие реконструкции и определяют структуру описания «длящегося по мере сознания» [2, с.178].

В «Феноменологии внутреннего сознания времени» время перестает быть особой сферой исследования. Если в «Логических исследованиях» анализируется восприятие как форма пассивного синтеза и усилия автора сводились к тому, чтобы «противостоять физическим объектам как уже готовым», и в соответствии с такой установкой он стремился реконструировать смысл объективной реальности, дополняя описания данностей сознания, осуществляемых в пассивном синтезе, анализом объективирующих синтезов и синтезов наполнения, то в «Идеях» Гуссерль, посредством трансцендентальной редукции, описывает переход от трансцендентных содержаний сознания к имманентным содержаниям и показывает, каким образом может быть частично преодолена принципиальная неадекватность восприятия. В «Феноменологии внутреннего сознания времени» он рассматривает уже реальное (reell) многообразие потока сознания и ориентирует исследование на описание множества актов, принадлежащих этому потоку. Здесь теряет смысл как критика физической вещи, так и проблема адекватности восприятия. Осуществляемый феноменологический опыт является попыткой перейти к новой аргументации – к эксперименту с темпоральным событием.

Поток сознания дофеноменален, он вводится в феноменологическое описание как трансцендентность особого рода: он не является регистрируемой в восприятии данностью, его нельзя вывести, опираясь на эмпирические содержания, он не проявляется как имманентная данность сознания. Феноменолог опирается в своем исследовании на нечто подобное образу потока, но именно благодаря этому сознание может быть постигнуто в протекании. Гуссерль говорит, что сознание устроено таким «удивительным и все же понятным образом, что в нем необходимо должна осуществляться самоявленность…потока»[1, с.88].

В этом пункте Гуссерль редуцирует только объективно протекающий временной поток, линейно направленное время, но дофеноменальный поток сознания, напротив, вводится как трансцендентная сущность, этот поток, как чистое «я», остается под вопросом, и сомнительность этого хода осознается самим Гуссерлем. Нужно уточнить, что поток является феноменологическим остатком редуцированной эмпирической множественности сознания, той базой многообразных явлений, которая посредством редукции была освобождена от «содержательной конкретностей» и тем самым являлась основой анализа актов «чистого я».

Итак, очевидно, что в феноменологическом анализе именно время служит основой предметных идентификаций. Идентификация осуществляется посредством приведения к ясности структур опосредования во временной перспективе. Феноменологически противомысленно наблюдать время как объективное вещное качество, поскольку оно представляло бы в этом случае систему вещных отношений, которая имеет своим источником сознание, и придавать смысл реальности тому, источником чего явилось это сознание.


Литература:

  1. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
  2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): внутреннее сознание времени, время, сознание, акт, Идея, какой образ, объективное время, поток сознания, само сознание, Феноменология.


Похожие статьи

Современные теории сознания | Статья в журнале...

Феноменология чувственного сознания.

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Феноменология чувственного сознания | Статья в журнале...

Феноменология принуждает сознание пройти через многообразие форм опыта с той целью, чтобы в конце концов оно само (именно само, а не благодаря пустым утверждениям науки о ничтожности естественного сознания)...

Проблема единства сознания у Канта и Гуссерля

Сознание само по себе не в состоянии создать первичное впечатление, ибо сознание невозможно без некоторого ему данного содержания.

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Анализ взаимодействия сознания и бессознательного в романе...

Феноменология чувственного сознания.

Современные теории сознания. Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Проблема сознания в «Брихадараньяке» и «Чхандогье»...

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени». Проблема единства сознания у Канта и Гуссерля. Психофизическая проблема как раздел современной философии сознания.

Вопросы ментального в феноменологии | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): феномен, сознание, сознательный опыт, акт, внешнее восприятие, внутреннее сознание, чувственный опыт, явление.

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Поток сознания как черта «импрессионистической литературы».

Сам термин «поток сознания» (Stream of consciousness) был введён в психологию (и литературу) американским философом Уильямом Джеймсом. Джеймс употребил понятие «поток сознания» применительно к человеческому мышлению и подробно исследовал мыслительные...

Особенности нерефлексивного сознания в спорте | Молодой ученый

Феноменология чувственного сознания. Дуальные начала правового сознания.

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Психофизическая проблема как раздел современной философии...

Идея, согласно которой сознание есть сам мозг, или

Поскольку во всяком вопросе о природе сознания, само сознание оказывается неустранимым их

Однако впервые с наиболее внятной экспликацией указанных трудностей можно встретиться в рамках феноменологии Ф. Гуссерля...

Похожие статьи

Современные теории сознания | Статья в журнале...

Феноменология чувственного сознания.

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Феноменология чувственного сознания | Статья в журнале...

Феноменология принуждает сознание пройти через многообразие форм опыта с той целью, чтобы в конце концов оно само (именно само, а не благодаря пустым утверждениям науки о ничтожности естественного сознания)...

Проблема единства сознания у Канта и Гуссерля

Сознание само по себе не в состоянии создать первичное впечатление, ибо сознание невозможно без некоторого ему данного содержания.

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Анализ взаимодействия сознания и бессознательного в романе...

Феноменология чувственного сознания.

Современные теории сознания. Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Проблема сознания в «Брихадараньяке» и «Чхандогье»...

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени». Проблема единства сознания у Канта и Гуссерля. Психофизическая проблема как раздел современной философии сознания.

Вопросы ментального в феноменологии | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): феномен, сознание, сознательный опыт, акт, внешнее восприятие, внутреннее сознание, чувственный опыт, явление.

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Поток сознания как черта «импрессионистической литературы».

Сам термин «поток сознания» (Stream of consciousness) был введён в психологию (и литературу) американским философом Уильямом Джеймсом. Джеймс употребил понятие «поток сознания» применительно к человеческому мышлению и подробно исследовал мыслительные...

Особенности нерефлексивного сознания в спорте | Молодой ученый

Феноменология чувственного сознания. Дуальные начала правового сознания.

Темпоральность сознания в «Идеях I» и в «Феноменологии внутреннего сознания времени».

Психофизическая проблема как раздел современной философии...

Идея, согласно которой сознание есть сам мозг, или

Поскольку во всяком вопросе о природе сознания, само сознание оказывается неустранимым их

Однако впервые с наиболее внятной экспликацией указанных трудностей можно встретиться в рамках феноменологии Ф. Гуссерля...

Задать вопрос