В данной статье освещены основные проблемы оплаты труда работников по Трудовому кодексу РФ, в частности структуры заработной платы, а также пути их разрешения.
Ключевые слова: заработная плата, оплата труда, ТК РФ, минимальный размер оплаты труда, Конституция РФ, Российская Федерация.
Заработная плата является основным источником доходов большей части населения. От ее размеров, регулярности и своевременного получения зависит благосостояние каждого человека. По показателям величины заработной платы можно получить представление об уровне и качестве жизни в том или ином государстве. Повышение уровня заработной платы является основным рычагом и важнейшим социальным индикатором изменения ситуации, критерием успеха дальнейших экономических преобразований.
Статья 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Термины «оплата труда» и «заработная плата», согласно данной статье, являются синонимами.
В юридической литературе справедливо подвергалась критике неудачная первоначальная редакция названной статьи, дающая определение основных понятий. Базовые понятия «оплата труда» и «заработная плата» существенно отличались друг от друга. Одни авторы считали их синонимами, другие соотносили их как родовое понятие (оплата труда) и основной элемент родового понятия (заработная плата). Говоря о неточности используемой в ТК РФ терминологии, А. Ф. Нуртдинова приводила убедительные доводы в пользу того, что недопустимо определять оплату труда как систему отношений, т. к. «между работником и работодателем возникают лишь те общественные отношения, которые указаны в ст. 1 ТК РФ. Самостоятельной системы отношений по установлению и выплате заработной платы существовать не может, поскольку права и обязанности по оплате труда возникают у сторон трудового правоотношения как один из его элементов в силу возмездного характера труда» [1, с. 74].
Заработная плата рассматривается как элемент трудового правоотношения, так как она отражает его возмездный характер, поскольку в определениях понятий «трудового отношения» и «трудового договора» подчеркивается, что трудовая функция выполняется за плату.
Таким образом из положений трудового законодательства мы видим, что заработная плата является сложным и многогранным явлением.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ — Россия социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В данной статье также указано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ), что также находит свое отражение в трудовом законодательстве — ч. 1 ст. 133 ТК РФ, где устанавливается, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Введя положение, что заработная плата не должна быть ниже МРОТ, законодатель не предусмотрел все злоупотребления со стороны работодателей. На практике возникают случаи, когда работодатель, не обращая внимания на квалификацию работника, сложность выполняемой работы, районный коэффициент, устанавливает заработную плату на уровне МРОТ. Такая ситуация продолжалась до декабря 2017 года, когда Конституционный Суд РФ (далее — КС РФ) в постановлении от 7 декабря 2017 г. № 38 [3] признал положения ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1–4 и ч. 11 ст. 133 ТК РФ взаимосвязанными, не противоречащими Конституции РФ, поскольку они не предполагают включения в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Таким образом, теперь при решении трудовых споров у работников, чье право на вознаграждение за труд было нарушено, появилась возможность ссылаться на данное постановление. Однако это не решает проблему в целом. Большинство работников и работодателей не имеют представления о том, из чего состоит заработная плата, не отслеживают изменения в законодательстве, и более того, не знают о существовании Постановления КС РФ от 7 декабря 2017.
Исходя из того, что Российская Федерация относится к романо-германской (континентальной) правовой семье, основным источником права является нормативный правовой акт. Таким образом судебная практика и решения высших судов, де-юре, не могут быть источником права, так как представляют, в своем роде, судебный прецедент, который присущ англо-саксонской правовой семье. Следовательно, необходимо нормативно урегулировать данный вопрос.
По нашему мнению, решить данную проблему возможно путем возвращения в статью 133 ТК РФ такого понятия, как минимальная заработная плата, которая была бы размером платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Она предусматривает, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Как следствие, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Подводя итог хочется также отметить, что законодательное определение заработной платы является весьма объемным, а по своей структуре излишне сложным, ибо большее содержания понятия отводится компенсирующим и стимулирующим выплатам.
Литература:
- Нуртдинова А. Ф. Оплата и нормирование труда // Трудовое право. — 2004. — № 4–5. — С. 74.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В. С. Григорьевой, О. Л. Дейдей, Н. А. Капуриной и И. Я. Кураш» [Электронный ресурс] // Гарант: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. — М., 2014. Доступ из локальной сети Науч. б–ки Том. гос. ун–та.