Проблемы внедрения новой модели финансирования спорта в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Нурпеисова, А. А. Проблемы внедрения новой модели финансирования спорта в Казахстане / А. А. Нурпеисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65289/ (дата обращения: 16.12.2024).



Подвергнем анализу объем финансовых расходов в социальном блоке государственной политики Казахстана на поддержку и развитие спорта в стране. Так, государственное финансирование спорта осуществляется по общей статье «Культура, спорт, туризм». В таблице 1 нами показаны количественные показатели затрат на развитие культуры, спорта и туризма в стране с 2013 по 2019гг.

Таблица 1

Показатели расходной части республиканского бюджета на социальную сферу Казахстана за 2013–2019гг., млрд. тенге

Показатель

Годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019*

Затраты, в т. ч.:

2 336,4

2 699,5

2 847,7

3 276,4

3 786,4

4 274,6

4 827,7

% в общему объему расходов

36,0

37,9

39,4

37,3

32,5

42,2

44,5

Образование

453,2

464,5

443,7

531,0

464,6

473,8

594,1

Здравоохранение

499,3

647,2

657,3

791,9

1 018,6

1 071,2

1 112,7

Культура, спорт, туризм

93,8

108,2

105,0

115,1

140,7

150,8

117,8

Социальное обеспечение и помощь

1 260,9

1 441,7

1 602,3

1 838,1

2 130

2 578,8

2 967,1

Примечания — 1)* планируемые показатели

2) составлена автором на основе данных [1,2].

Как свидетельствуют данные таблицы 1, если в 2018г. было выделено 150,8 млрд. тенге, то в 2013 г. 93,8 млрд., а в плане республиканского бюджета 2019г. заложено 11,8 млрд.тенге. Рост заметен, но показатели скромнее чем расходы на здравоохранение, образование и соцобеспечение. Увеличение в 1,2 раза к уровню 2013г. Если смотреть долевое соотношение затрат на культуру, спорт и туризм в структуре всех расходов на социальное развитие, то в отличие от абсолютных показателей увеличения объемов средств, оно демонстрирует снижение с 2013 по 2018гг. В 2013г. доля соответствующих затрат составляла 4,0 %, в 2014г. — 3,7 %, в 2015г. — 3,5 %, в 2016г. — 3,7, в 2017г. — 3,5 %, а плановом 2019г. — 2,4 % от всех социальных расходов бюджета страны.

Подвергнем анализу финансирование спорта в Казахстане. Задача развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан отражена в программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011–2015 годы (постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2011 года № 1399) [3].

Основная проблема финансирования спорта в Казахстане сводится к разбалансированности выделяемых бюджетных средств. Так, в стране наблюдается неравномерность распределения средств между областями и видами спортивной деятельности. Размер такой разницы доходит до 3–4 млрд.тенге в областях до 5–6 млрд.тенге в гг. Астана и Алматы.

Такая ситуация связана с тем, что каждый регион самостоятельно мог по-своему усмотрению решать как их тратить. Так, например, областной бюджет Актюбинской области распределил 3 млрд.100 млн.тенге на футбольный клуб «Актобе», тогда как на другие виды спорта меньше 800 млн. [4].

По словам Т.Кулибаева президента Федерации бокса, а также Конфедерации единоборств: «...Основную сумму они тратят на футбол. Если бы там еще были результаты, мы бы тихо сидели, а то мы видим, что приглашают каких-то легионеров. Данные средства не тратятся на спортивную инфраструктуру, а расходуются на «фиктивные команды» мастеров, где больше половины состава второсортные и третьесортные легионеры. Нам без разницы, пусть играют, если у них есть желание, но пусть каждый регион находит спонсоров» [5].

Поэтому в республике назрела необходимость изменения системы финансирования спорта.

Новая модель финансирования спорта будет основываться на показателях ранжирования, при этом будут учитывать:

– достижения на международных соревнованиях;

– национально-культурная «традиционность» вида спорта;

– соотношение особенностей вида спорта к климатическим условиям региона и наличие кадрового потенциала.

Внедрение новой системы финансирования спорта в Казахстане еще невозможно подвергнуть анализу и оценке эффективности, ввиду ее сроков. Но уже сейчас возникает множество вопросов, например, будет ли не дополучать фигурное катание в г.Шымкент в виду климатических условий, что будет с теми видами, где есть «кадровый потенциал», но которым в силу разных причин не хватает серьезных достижений на международных соревнованиях?

Крен в сторону спорта высших достижений и остаточный принцип на массовый спорт должен изменится в будущем. Основа здоровой нации это как раз-таки массовый спорт, диспропорции финансирования в виде 98/2 требуют изменения подходов к финансированию спорта в стране. Хотя по последним данным профильного министерства с каждым годом растет массовый характер задейственности населения в спорт, таблица 2.

Таблица 2

Некоторые показатели вовлеченности населения Казахстана вспорт ифизическую культуру

Показатель

2016г.

2017г.

2018г.

Количество спортивных мероприятий

43 тыс.

44 тыс.

49 тыс.

Охват населения

5,6 млн.чел.

5,6 млн.чел.

5,7 млн.чел.

Доля населения, занимающихся физрой и спортом от общего кол-ва населения страны

27,4 %

28,7 %

29,8 %

Примечание — составлено автором по данным [3].

Как видно из данных таблицы 2, наблюдается рост различного рода спортивных мероприятий, а также доля вовлеченных в здоровый образ жизни среди казахстанцев увеличивается, приближаясь к отметке 30 % по отношению ко всему населению республики.

Таким образом, анализ финансового обеспечения социальной сферы и в частности сферы спорта в Казахстане позволяет сформулировать вывод о том, что государственное бюджетное финансирование превалирует над внебюджетными источниками. Бюджетное финансирование сферы спорта, культуры и туризма в РК характеризуется «остаточным» подходом.

Внедрение новой модели финансирования спорта в стране согласно методу ранжирования по вышеуказанным 5 критериям вызывает у многих критические вопросы:

– критерий достижения на мировых аренах, вызывает опасения у спортсменов, которые еще их не имеют в нашей стране;

– критерий «национально-культурная традиционность» не будет ли «ущемлять» интересы других видов спорта, кроме борьбы и бокса?

– критерий кадровый потенциал также вызывает сомнения поскольку многие тренера оказались не востребованными у себя и нашли свое призвание в других странах;

– также при ранжировании видов спорта будет учитываться материально-техническая база. Но необходимость той или иной спортивной инвентарной техники и снарежений очень дифференциальна, так, если это велоспорт или триатлон, то требования одни, а если речь идет об единоборстве, то в основном необходимо только помещение и недорогой инвентарь.

Эти и другие вопросы ставят под сомнение, что новая модель финансирования исправит издержки старой и непосредственно решит ту самую главную задачу спорта — способствовать гармоничному и здоровому развитию гражданина нашей страны.

Литература:

  1. Обзор основных параметров республиканского бюджета на 2013–2019 годы. — URL: http://budget.kz/respublikanckiy-byudzhet/
  2. Официальный интернет-ресурс Министерства финансов Республики Казахстан. — URL: http://www.minfin.gov.kz
  3. Официальный интернет-ресурс Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. — URL:https://mks.gov.kz/rus
  4. ФК «Актобе» «съел» за пять лет 13,4 миллиарда тенге в бюджете Актюбинской области. — URL: https://www.sports.kz
  5. В Казахстане будут финансировать успешные виды спорта. — URL: https://fanatik.io/people/user/4958/blog/10927/
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, спорт, вид спорта, внедрение новой, кадровый потенциал, массовый спорт, модель финансирования спорта, республиканский бюджет, физическая культура, финансирование спорта.


Задать вопрос