Влияние социального капитала на жизненные установки современной молодёжи Вологодской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Ясников, Н. Н. Влияние социального капитала на жизненные установки современной молодёжи Вологодской области / Н. Н. Ясников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 297-303. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65273/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению влияния социального капитала, на жизненные установки молодёжи, на основании опроса общественного мнения. Упомянутый опрос был проведён в 2019 году на территории Вологодской области и охватил 1900 человек. Результатом исследования стало обнаружение особенностей в формировании жизненных установок, зависящих от социального капитала. Было показано, что по мере накопления социального капитала молодыми людьми, их установки претерпевают изменения в сторону увеличения ответственности, а низкий уровень социального капитала, отрицательно сказывается на установке на саморазвитие.

Ключевые слова: социальный капитал, молодёжь, установки, жизненные установки, Вологодская область.

Современный мир нередко описывают как стремительный и изменчивый. Трансформации последних десятилетий, зачастую связаны с ростом прагматизма, гедонизма и индивидуалистических ценностей как в западном мире, так и в России [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. Происходящие в обществе трансформации, прежде всего, отражаются на молодёжи. Именно в период взросления (18–30 лет) у молодых людей начинают полноценно формироваться мировоззрение, представления о жизни, ценности и установки [10. С. 6]. Сами по себе жизненные установки молодёжи уже не раз становились предметом исследования, и они широко описаны в отечественных публикациях [11; 12; 13; 14; 15]. Однако вместе с большим количеством работ, посвящённым влиянию жизненных установок молодёжи на что-либо, изучение влияния сторонних факторов на эти установки встречается реже. Именно анализу влияния такого комплексного и сложного фактора как социальный капитал на жизненные установки молодёжи и посвящена данная статья.

В 2019 году Вологодский научный центр РАН провёл массовый опрос жителей Вологодской области, посвящённый выяснению барьеров, препятствующих гражданскому участию. Объем многоступенчатой квотной выборочной совокупности данного опроса составил 1900 респондентов старше 18 лет. Репрезентативность выборки также обеспечивалась соблюдением пропорций между городским и сельским населением, между жителями населенных пунктов различных типов, соответствием половозрастной структуры участников опроса половозрастной структуре взрослого населения городов и районов.

В нашей работе мы воспользуемся индикаторной моделью социального капитала, которая позволяет рассчитать его индекс для каждого респондента [16]. В индекс вошло более 40 показателей. Это позволило выделить группы носителей социального капитала в зависимости от уровня его накопления. Люди с самым низким уровнем социального капитала, которые при ответе на вопросы в основном выбирали позицию типа «не доверяю»/«не участвовал»/«никак не могу повлиять» и т. п., вошли в первую группу, которая была обозначена как обладатели минимального социального капитала. Во вторую группу вошли люди с более высоким индексом, и обозначенные как люди с социальным капиталом низкого уровня. В третью группу вошли респонденты с социальным капиталом среднего уровня. В четвёртую группу отошли носители относительно высокого уровня социального капитала. И респонденты с социальным капиталом высокого уровня, были определены в пятую группу. Описываемая модель была использована коллективом исследователей Вологодской области для исследования влияния кризиса на социальный капитал и обратного влияния социального капитала на протекание кризиса в регионе. После этого, модель не раз использовалась для проведения анализа влияния социального капитала на различные сферы жизни общества [17; 18; 19; 20]. Опираясь на опыт подобных исследований, мы предполагаем, что данная методика хорошо подходит для изучения влияния, оказываемого социальным капиталом на жизненные установки молодёжи.

Социальный капитал оказывает влияние на самые разные стороны жизни человека. Для иллюстрации этого прекрасно подойдёт демонстрация зависимости самооценки материального положения от уровня накопленного социального капитала. Как можно заметить (табл.1), с ростом уровня социального капитала наблюдается улучшение материального благополучия респондентов.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Какая из приведенных ниже оценок наиболее точно характеризует ваши денежные доходы?» (в зависимости от уровня социального капитала, в% от ответивших ввозрасте до 30 лет)

Уровень социального капитала

1

2

3

4

5

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать

13

1

4

1

9

Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизора) не вызывает трудностей, однако покупка автомашины сейчас недоступна

0

4

11

22

30

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом

25

40

47

55

48

Денег хватает только на приобретение продуктов питания

13

48

35

20

9

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания, приходится влезать в долги

50

7

4

3

4

Впрочем, социальный капитал, оказывает положительное влияние не только на материальное положение. Респонденты, обладающие высоким уровнем социального капитала чаще других при оценке своего настроения выбирают альтернативы «прекрасное настроение» и «нормальное, ровное настроение». Среди людей с низким уровнем социального капитала, ситуация весьма тревожна, более 70 % из них не могут сказать о себе, что их настроение хотя бы «нормальное» (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы могли сказать освоем настроении впоследние дни?» (в зависимости от уровня социального капитала, в% от ответивших ввозрасте до 30 лет)

Уровень накопленного социального капитала

Прекрасное настроение

13

13

16

21

48

Нормальное, ровное настроение

13

62

63

65

44

Испытываю напряжение, раздражение

38

12

11

5

9

Испытываю страх, тоску

38

2

2

3

0

Затрудняюсь ответить

0

11

8

7

0

Ещё более тревожной картина становится, при оценке респондентами своей жизни в целом. Абсолютно все опрошенные находящиеся в группе с низким социальным капиталом, говорят, что находятся в том положении, которое уже невозможно терпеть (табл. 3). Это дополнительно актуализирует проблему необходимости накопления социального капитала, ведь в группе с высоким его уровнем более половины респондентов говорят не просто о «нормальном» уровне жизни, а о сравнительно хорошем.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, какое из приведенных ниже высказываний наиболее соответствует сложившейся ситуации??» (в зависимости от уровня социального капитала, в% от ответивших ввозрасте до 30 лет)

Уровень накопленного социального капитала

Всё не так плохо, можно терпеть

0

26

31

48

57

Жить трудно, но можно терпеть

0

48

45

40

17

Терпеть наше бедственное положение уже невозможно

100

14

13

3

22

Затрудняюсь ответить

0

11

11

9

4

Оценка удовлетворённости жизнью в целом, так же иллюстрирует значимость социального капитала для молодёжи. Если среди респондентов с низким уровнем социального капитала нет ни одного человека довольного своей жизнью, то среди лиц с высоким его уровнем, таковых более 80 % (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы удовлетворены тем, как складывается сегодня Ваша жизнь?» (в зависимости от уровня социального капитала, в% от ответивших ввозрасте до 30 лет)

Уровень накопленного социального капитала

Полностью удовлетворён

0

12

11

22

22

В основном удовлетворён

0

43

59

64

61

В основном не удовлетворён

25

19

16

4

4

Совершенно не удовлетворён

50

7

1

1

4

Затрудняюсь ответить

25

20

13

9

9

Продемонстрировав важность социального капитала, мы переходим к оценке его влияния на жизненные установки молодёжи. В первую очередь весьма показательна взаимосвязь социального капитала и тех установок, которые касаются ответственности за свою жизнь. Блок вопросов, посвященный выяснению этих самых установок, показывает, что с увеличением уровня социального капитала, люди получают ощущение большего контроля над своей жизнью. У них формируются установки на повышенную ответственность. Так в группах с высоким уровнем социального капитала, более 90 % респондентов ответили, что контроль над их материальным положением находится в их руках. И, напротив, в группе с низким уровнем социального капитала контроль над своим материальным положением ощущают лишь чуть больше трети респондентов (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Согласны ли вы сутверждением «Моё материальное положение внастоящем ибудущем зависит, прежде всего, от меня»?» (в зависимости от уровня социального капитала, в% от ответивших ввозрасте до 30 лет)

Уровень накопленного социального капитала

Полностью согласен

0

22

38

46

74

Скорее согласен

38

39

39

48

17

Скорее не согласен

13

13

10

3

4

Полностью не согласен

38

8

10

1

4

Затрудняюсь ответить

13

19

3

3

0

Также, можно заметить, что люди с высоким уровнем социального капитала высоко оценивают не только личную возможность контролировать своё материальное положение, но и в целом считают этот аспект подконтрольным воле человека. А респонденты с низким уровнем социального капитала чаще считают, что не только они, но и все люди в целом находятся в зависимом положении от иных сил и материальное благополучие для них это не продукт упорного труда, а результат стечения обстоятельств (табл. 6).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Согласны ли вы сутверждением «Каждый человек, который может ихочет работать, способен обеспечить материальное благополучие»?» (в зависимости от уровня социального капитала, в% от ответивших ввозрасте до 30 лет)

Уровень накопленного социального капитала

Полностью согласен

0

19

31

36

61

Скорее согласен

50

44

46

56

26

Скорее не согласен

0

14

13

3

9

Полностью не согласен

38

6

4

0

4

Затрудняюсь ответить

13

18

6

5

0

Отметим, что не только оценка материального положения, но и возможность построения карьеры в целом и шанс занять высокое положение в обществе у респондентов зависит от социального капитала. По мере накопления социального капитала, опрошенные всё больше уверяются в том, что возможности для построения достойной жизни находятся в их руках. Среди обладателей высокого уровня социального капитала 80–90 % респондентов считают, что успех в работе в первую очередь зависит от них, в то время как в противоположной группе таковых менее 40 % (таблица 7).

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Согласны ли вы сутверждением «Моя карьера, положение вобществе зависит, прежде всего, от меня»?» (в зависимости от уровня социального капитала, в% от ответивших ввозрасте до 30 лет)

Уровень накопленного социального капитала

Полностью согласен

13

14

32

36

61

Скорее согласен

25

43

44

55

26

Скорее не согласен

13

20

11

6

9

Полностью не согласен

38

4

6

0

4

Затрудняюсь ответить

13

19

6

3

0

Несколько более оптимистично носители низкого социального капитала оценивают свою возможность влиять на нематериальные аспекты своей жизни — насыщенность и интересность. Хотя мы всё ещё можем наблюдать значительный разрыв в уровне оценки контроля у противоположных групп, но даже в таких обстоятельствах более половины опрошенных из групп с малым уровнем социального капитала ощущают возможность контроля над этой стороной своей жизни. Респонденты с высоким уровнем социального капитала, демонстрируют стабильные 90+ % в этом вопросе (табл. 8).

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос «Согласны ли вы сутверждением «Насколько интересна, насыщена моя жизнь зависит, прежде всего, от меня»?» (в зависимости от уровня социального капитала, в% от ответивших ввозрасте до 30 лет)

Уровень накопленного социального капитала

Полностью согласен

13

23

43

48

61

Скорее согласен

38

40

40

43

30

Скорее не согласен

13

13

9

1

4

Не согласен

25

7

4

3

4

Затрудняюсь ответить

13

18

4

5

0

Изучая жизненные установки, мы естественным образом не могли обойти вниманием ценностные ориентации молодёжи, тесно связанные с исследуемым понятием. Ранжировав ответы респондентов в зависимости от уровня социального капитала, мы смогли выделить сходства и различия между группами (табл. 9). В первую очередь обращают на себя внимание сходства. Во-первых, для абсолютно всех групп респондентов, наименьшую ценность (из предложенных на выбор) представляет религия и почти столь же невысоко респонденты оценили общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе). Во-вторых, счастье близких людей, все группы респондентов оценили почти одинаково высоко (четыре из пяти групп поставили его на первое место, в оставшейся группе ценность вошла в треть самых высоко оценённых), так же, такая ценность как «здоровье» во всех группах респондентов вошла в треть самых важных. Что касается различий между группами, интересен следующий момент — важность лишь двух ценностей строго возрастает или убывает от группы с первым типом социального капитала к группе с пятым («Успешная карьера» и «Материально обеспеченная жизнь» соответственно). Большая часть ценностей, в целом тоже прирастает или убывает от первой группы к пятой, но при этом имеет противоречащее исключение в одной из групп, сюда относятся: «Любовь» (в целом ценность падает, но в пятой группе прирастает), «Свобода» (в целом падает, но в пятой группе прирастает), «Здоровье» (в целом прирастает, но в пятой группе падает), «Крепкий брак» (в целом прирастает, но во второй группе падает), «Счастливая семейная жизнь» (в целом прирастает, но в четвертой группе падает), «Развлечения» (в целом падает, но в пятой группе прирастает) и «Интересная работа» (в целом прирастает, но в четвертой группе падает).

Весьма интересно то, как высоко оценивают «Свободу» люди с самым низким уровнем социального капитала, у респондентов с иными уровнями, она не входит даже в первую треть значимых ценностей. Мы предполагаем, что это является результатом их некоторого самообмана, рождённого в результате недостатка у них социальных связей. Возможно, они объясняют для себя отсутствие у них друзей тем, что они свободны от оков этих связей. Хотя подобная точка зрения может оказать людям психологическую поддержку в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе это приведёт к усложнению процесса формирования социальных связей.

Так же, показательно движение ценностей «Материально обеспеченная жизнь» и «Интересная работа». С увеличением уровня социального капитала, для людей всё менее ценными становятся материальные блага, и всё выше ценится работа, приносящая удовольствие. В силу того, что для большинства жителей страны именно работа является основным источником достатка, мы можем сделать определённое предположение. Чем выше уровень социального капитала, тем чаще работа для человека является не инструментом для обеспечения средств к существованию, а способом самореализации.

Таблица 9

Ранжирование ответов респондентов на вопрос «Что для Вас самое важное вжизни? (1— неважно, 10— очень важно)» (в зависимости от уровня социального капитала, по убыванию, ввозрасте до 30 лет)

Любовь

Счастье близких

Счастье близких

Счастье близких

Счастье близких

Свобода

Здоровье

Здоровье

Здоровье

Крепкий брак

Материально обеспеченная жизнь

Материально обеспеченная жизнь

Счастливая семейная жизнь

Дети

Счастливая семейная жизнь

Счастье близких

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Материально обеспеченная жизнь

Здоровье

Здоровье

Счастливая семейная жизнь

Дети

Наличие хороших и верных друзей

Любовь

Дети

Наличие хороших и верных друзей

Крепкий брак

Крепкий брак

Материально обеспеченная жизнь

Крепкий брак

Дети

Любовь

Счастливая семейная жизнь

Интересная работа

Счастливая семейная жизнь

Свобода

Интересная работа

Любовь

Успешная карьера

Развлечения

Крепкий брак

Наличие хороших и верных друзей

Интересная работа

Свобода

Развитие

Успешная карьера

Успешная карьера

Успешная карьера

Дети

Наличие хороших и верных друзей

Интересная работа

Свобода

Развитие

Наличие хороших и верных друзей

Интересная работа

Развлечения

Развитие

Свобода

Развлечения

Успешная карьера

Развитие

Общественное признание

Общественное признание

Общественное признание

Общественное признание

Общественное признание

Развлечения

Развлечения

Развитие

Религия

Религия

Религия

Религия

Религия

В результате анализа всех вышеописанных положений, мы смогли составить картину влияния социального капитала на жизненные установки современной молодёжи. В первую очередь, обращает на себя внимание преобладание установок, связанных с ответственностью. С ростом уровня социального капитала, молодые люди всё чаще говорят о том, что вопрос обеспечение собственного будущего находится в их компетенции. Они склонны считать, что материальный достаток это в первую очередь результат их собственного труда. Причём такого мнения они придерживаются не только по отношению к себе, они убеждены, что любой человек способен обеспечить себе материальной благополучие. Примечательно, что подобная ответственность распространяется на все аспекты жизни людей и во всех них сохраняется тенденция положительного влияния социального капитала. Молодёжь с малым его количеством не только не чувствует власти над своим материальным положением, но так же и своё социальное положение, и даже насыщенность их жизни они не рассматривают как нечто, на что они могут повлиять. В результате, низкий уровень социального капитала может привести к тому, что молодой человек вместо саморазвития и попыток улучшить свою жизнь, будет сидеть на одном месте и ждать пока всё само как-нибудь наладится. А в силу того, что именно этот этап жизни — это период получения образования и компетенций, подобное отсутствие энтузиазма к повышению своих навыков закроет перед человеком большинство дверей в достойную жизнь.

Изучая жизненные установки молодёжи через призму их ценностных ориентаций, мы можем заметить, что чем больше у человека социального капитала, тем менее ценным для него становится капитал материальный (однако заметим, что при этом, рост материального благосостояния, так же напрямую связан с ростом социального капитала). В работе они, прежде всего, ценят моральное удовлетворение, а не материальное поощрение. А главной ценностью для них (за исключением общей ценности, не зависящей от уровня социального капитала — «счастья близких»), для них становится крепкий брак и счастливая семья. Всё это оказывает влияние на жизненные установки молодёжи.

Таким образом, мы обнаружили, что социальный капитал обладает обширным положительным воздействием на жизнь молодёжи. Крепкие социальные связи, пробуждают чувство ответственности, которое в свою очередь стимулирует в людях тягу к саморазвитию. С ростом социального капитала молодёжь становится ориентирована на саморазвитие и нематериальные ценности, что в свою очередь станет заделом к улучшению социального здоровья нового поколения, которое в будущем станет определяющим фактором развития страны.

Литература:

  1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005.
  3. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, Астрель, 2011.
  4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция 2006.
  5. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001.
  6. Голод С. И. Семья: прокреация, гедонизм, гомосексуализм // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 2. С. 20–38
  7. Глухова Т. И. Потребление как фактор изменений в социальной жизни российского общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 66–78
  8. Иванов Д. В. Глэм-капитализм: общество потребления в 21 веке // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 9–28.
  9. Гурова О. Ю. Шопинг, одежда и типология потребителей в Санкт-Петербурге // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 129–141.
  10. Нечаева Н. А. «Общие жизненные установки студенческой молодежи: их роль в семейных и гендерных представлениях» Петербургская социология сегодня, no. 9, 2018, pp. 6–26. https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-zhiznennye-ustanovki-studencheskoy-molodezhi-ih-rol-v-semeynyh-i-gendernyh-predstavleniyah
  11. Ростовская Т. К., Заярская Г. В. Семейные утстановки и семейные практики в современной российской студенческой среде // Женщина в российском обществе. 2017. № 1(82). С. 75–85.
  12. Муханова М. Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодёжи // Модернизация социальной культуры российского общества / Отв.ред. З. Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 271–286.
  13. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодёжь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 78–83.
  14. Смирнова А. В. Брак с детьми или без детей: установки молодожёнов // Женщина в российском обществе 2010.
  15. Шадрина А. Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены материнства» в XXI веке. — М.: Новостное литературное обозрение, 2017.
  16. Гужавина Т. А. Афанасьев Д. В., Воробьёва И. Н., Мехова А. А., Морев М. В., Дементьева И. Н. Региональный социальный капитал в условиях кризиса // Монография. Череповец: ЧГУ. 2018г. 220 с.
  17. Ясников Н. Н. XVII Всероссийская научная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Материалы XVII Всероссийской научной конференции молодых учёных в области гуманитарных и социальных наук / редкол.: В. В. Петров, А. Н. Артемова, О. А. Персидская, А. А. Санженаков; Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2019. 286 с. С.200–203. ISBN 978–5–4437–0943–7
  18. Гужавина Т. А. «Социальный капитал как стратификационный показатель». Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина: XIII Международная научная конференция «Сорокинские чтения — 2019»: Сборник материалов. М.:МАКС Пресс, 2019. 1662 с. (Электронное издание комплексного распространения). e-ISBN 978–5–317–06137–1. С. 52–55.
  19. Гужавина Т. А. Социальный капитал в волонтерском движении. «Социальная инженерия: как социология меняет мир» Материалы IX международной социологической Грушинской конференции «Социальная инженерия: как социология меняет мир», 20–21 марта 2019 г. / отв. ред. А. В. Кулешова. М.: АО «ВЦИОМ», 2019. 480 с. С.398–401.
  20. Т. А. Гужавина. Гражданское участие как экстерналия социального капитала // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 1(25). Т.7. С.37–54.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный капитал, уровень, накопленный социальный капитал, распределение ответов, высокий уровень, материальное положение, обеспеченная жизнь, крепкий брак, общественное признание, успешная карьера.


Ключевые слова

молодежь, установки, социальный капитал, жизненные установки, Вологодская область

Похожие статьи

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности

В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...

Инновации в изучении литературы в школах Узбекистана на современном этапе

На сегодняшний день наблюдается снижение интереса к изучению литературы среди учащихся средних школ. Это связано с рядом факторов. Помимо очевидной лени со стороны учащихся и учителей, также наблюдается переход от развлекательного чтения к электронно...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте в условиях дефицита квалифицированных рабочих на российских предприятиях

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на решение работодателя организовать обучение для своих работников на рабочем месте, а также на решение работников его пройти, на примере одного из промышленных предприятий Санкт-Петер...

Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края

Данная статья фокусируется на рассмотрении такого фактора, влияющего на эффективность гостиничного бизнеса, как сезонность на примере коллективных средств размещения Приморского края. В статье рассматриваются причины усиленного влияния сезонности на ...

Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования

Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованно...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Похожие статьи

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности

В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...

Инновации в изучении литературы в школах Узбекистана на современном этапе

На сегодняшний день наблюдается снижение интереса к изучению литературы среди учащихся средних школ. Это связано с рядом факторов. Помимо очевидной лени со стороны учащихся и учителей, также наблюдается переход от развлекательного чтения к электронно...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте в условиях дефицита квалифицированных рабочих на российских предприятиях

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на решение работодателя организовать обучение для своих работников на рабочем месте, а также на решение работников его пройти, на примере одного из промышленных предприятий Санкт-Петер...

Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края

Данная статья фокусируется на рассмотрении такого фактора, влияющего на эффективность гостиничного бизнеса, как сезонность на примере коллективных средств размещения Приморского края. В статье рассматриваются причины усиленного влияния сезонности на ...

Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования

Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованно...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Задать вопрос