Кинетическая архитектура на примере финансового центра Бунд в Шанхае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 08.12.2019

Статья просмотрена: 484 раза

Библиографическое описание:

Вахитова, Н. А. Кинетическая архитектура на примере финансового центра Бунд в Шанхае / Н. А. Вахитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64868/ (дата обращения: 18.12.2024).



Всякий раз прогуливаясь по улицам своего города, мы видим вокруг множество различных зданий, имеющих разные функции. Какие-то из них предназначены для проживания, в другие люди ходят на работу, учебу или для проведения досуга. Объединяющим фактором для зданий различного назначения является то, что все они неподвижны. Казалось бы, что может быть более статичным, чем здание? Это недвижимость, то, что не может двигаться по определению. В сознании людей это звучит как истина. Но современные творцы, идущие в ногу с развитием технологий, способны изменить наше видение этого вопроса.

Кинетическая архитектура зарождалась постепенно из зарисовок и скетчей. Еще в период Средневековья предпринимались первые попытки выйти за рамки обыденности и спроектировать нечто новое, необычное, из области движущейся архитектуры. Так появились первые разводные мосты. Но открытым оставался вопрос о том, возможно ли заставить двигаться часть здания.

Особенно популярной эта проблема стала в первой половине XX века. В 1919 году состоялась презентация советского художника-конструктивиста Владимира Татлина, где он представил всеобщему вниманию свой проект башни в виде открытого металлического каркаса, внутри которого находились отдельные подвешенные конструкции. По задумке автора, они имели способность вращаться. К сожалению, в то время воплощение в жизнь проекта было невозможным. С течением времени интерес общества к необычным движущимся зданиям возрастал. Стало выходить множество книг, посвященных этой тематике и, в конечном итоге, теоретические изыскания сумели найти применение на практике [1].

Один из самых известных и узнаваемых ныне живущих архитекторов Норман Фостер принял участие в строительстве финансового центра «Бунд», являющимся представителем современной кинетической архитектуры.

Набережная Бунд или Вайтань представляет собой один из самых узнаваемых архитектурных символов города Шанхай. Название Бунд имеет историческое значение и соответствует ситуации здесь в прежние времена, когда земли около реки принадлежали Великобритании, и все здания на набережной строились в европейском колониальном стиле. В то время Шанхай функционировал как торговый город, который посещало большое количество иностранцев. В дальнейшем с развитием торговли слово Бунд перестало ассоциироваться с прежним значением и теперь является символом элегантности и успеха. Когда британское правление покинуло город, здесь начали появляться торговые компании, банки и консульства других государств. Они также строили свои объекты по традиционным канонам. После строительного бума этот район стал финансовым международным центром не только Китая, но и всей Восточной Азии. На сегодняшний день набережная Бунд, расположенная на западном берегу реки Хуанпу, является главной достопримечательностью Шанхая, где можно увидеть всю историю города в архитектуре позапрошлого века. С противоположной же стороны реки открывается панорамный вид на современный высотный район города под названием Пудун [3].

Новый многофункциональный проект, разработанный совместно Foster + Partners и Heatherwick Studio, призван оживить набережную Шанхая. Занимая видное место на набережной Бунд, здание центра определяют «конечную точку» самой известной улицы Шанхая и создает центральную связь между старым городом и новым финансовым районом.

Набережная Бунд является удивительным местом с многообразием исторической архитектуры. Так на полуторакилометровом участке располагаются 52 здания различных архитектурных стилей, таких как классицизм, неоклассицизм, готический стиль, барокко, бозар и ар-деко. Перед архитекторами стояла достаточно сложная задача. Им нужно было не только найти новые способы связи современного района с удивительным историческим наследием Китая, но и создать общественный центр для объединения и обеспечения работой тысяч людей.

Под влиянием существенности и масштабов существующих исторических зданий вдоль Бунда, в рамках проекта был разработан ряд простых офисных, торговых и культурных зданий, которые сочетают в себе высокопроизводительные системы остекления и каркасные рамы из камня. Эти структуры, в свою очередь, окружают новые общественные пространства и говорят о наследии исторических зданий Бунда.

Весь комплекс состоит из восьми зданий общей площадью 420 000 кв. метров. В соответствии с задумкой сделать центр соединительной точкой старого города и нового финансового района, две южные башни высотой 180 метров разместили на юге участка, а обращенные в сторону набережной здания, которые набирают высоту ступенчато, расположили, соответствуя масштабам и ритмам достопримечательностей XIX века вдоль Бунда.

В восьми зданиях, которые построены вокруг благоустроенной общественной площади, расположены офисы премиум-класса, а также гостиница и культурный центр. Кроме того, роскошные торговые точки включают в себя бутики, концептуальные магазины для международных брендов, торговый центр и рестораны. Края каждого объема сделаны из богато текстурированного гранита ручной работы с деталями из обработанного камня и бронзы. Они становятся тоньше по мере подъема, тем самым создается впечатление прочности монолитности у основания и невесомости и прозрачности сверху [2].

В основе композиции лежит многофункциональный культурно-художественный центр, являющийся платформой для проведения выставок и местом культурного обмена. Также здесь проводятся презентации новой продукции и различные мероприятия брендов. В многофункциональном центре создано объединение выставочных залов и залов, предназначенных для проведения мероприятий, где установлена площадка для выступлений. Вдохновением для такого решения послужили открытые сцены традиционных китайских театров.

Здание окружено движущейся завесой, которая способна приспосабливаться к изменениям в использовании функционала здания и показывает сцену на балконе и вид на Пудун. Фасад был разработан в сотрудничестве с инженерами университета Тунцзи и представляет собой завесу, которая решена по трем дорожкам и состоит из слоев 675 отдельных «кисточек» из магниевого сплава. Здесь архитекторы вдохновлялись традиционным китайским свадебным головным убором. Длина кистей колеблется от 2 до 16 метров. В то время как каждая отдельная дорожка движется независимо, завеса вращается с наложением кисточек, создавая различные визуальные эффекты и уровни непрозрачности [3].

В заключение, спроектированный на набережной Бунд культурный центр стал оптимальным сочетанием ремесла и современных технологий. Он вдохновлен традиционным китайским ткачеством и включает в себя новейшие передовые технологии, которые помогают противостоять землетрясениям, тайфунам и суровой погоде. Его уникальная форма обеспечивает незабываемый опыт для посетителей, в то время как освещенная сцена и движение завесы создают уникальный фон для театра городской жизни.

Литература:

  1. Умные дома без электроники, кинетическая архитектура и живые здания, 2017 — URL: https://habr.com/ru/company/mailru/blog/406733/
  2. Heatherwick and Foster unwrap Bund Finance Centre in Shanghai, 2017– URL: https://www.architectsjournal.co.uk/buildings/heatherwick-and-foster-unwrap-bund-finance-centre-in-shanghai/10024305.article
  3. Культурный центр с подвижным фасадом в Шанхае, 2017 — URL: https://realt.onliner.by/2017/06/16/shanghai-4
Основные термины (генерируются автоматически): здание, Бунд, Шанхай, время, Китай, культурный центр, набережная, старый город, финансовый район.


Задать вопрос