Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Планирование бюджета на муниципальном уровне (на примере МО «Дзун-Хемчикский район Республики Тыва»)

Экономика и управление
05.12.2019
170
Поделиться
Библиографическое описание
Монгуш, А. С. Планирование бюджета на муниципальном уровне (на примере МО «Дзун-Хемчикский район Республики Тыва») / А. С. Монгуш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64794/.


Статья посвящена актуальной проблеме улучшения финансового положения и платежеспособности бюджета в муниципальных образованиях РФ на примере Дзун-Хемчикского района.

Ключевые слова: бюджет, бюджетный процесс, планирование бюджета, исполнение бюджета.

Качественное и достоверное составление бюджета муниципального района образования является одним из основных путей устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Осуществление процесса финансового планирования бюджета муниципального района требует необходимость увязки приоритетов развития на всех уровнях управления.

Результативность финансового планирования бюджета муниципального района, определяющего перспективы развития муниципального образования в дальнейшем, играет ведущую роль в обеспечении стабильности функционирования государства и полноты исполнения расходных полномочий.

В Дзун-Хемчикском районе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией Республики Тыва, Уставом муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва и иными нормативно-правовыми актами Республики Тыва и муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва в целях правового регулирования бюджетного процесса разработано «Положение о бюджетном процессе муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», которое утверждено Решением Хурала Представителей Дзун-Хемчикского кожууна от 09.08.2011 года № 289.

В соответствии со ст.3 Положения о бюджетном процессе муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва, правовую основу бюджетного процесса составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Закон о республиканском бюджете на соответствующий год, иные региональные законы, Конституция Республики Тыва, Положение о бюджетном процессе, Решение о кожуунном бюджете муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва, иные нормативно-правовые акты муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения. Нормативно-правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения должны соответствовать федеральному и республиканскому законодательству.

Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании, обладающими бюджетными полномочиями являются:

1) Глава Дзун-Хемчикского района;

2) Хурал председателей муниципального района;

3) Председатель администрации;

4) Финансовый орган района;

5) Администрация муниципального района;

6) главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

7) главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

8) главные распорядители и распорядителя бюджетных средств;

9) получатели бюджетных средств;

10) органы местного самоуправления Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва. [2]

Полномочия участников бюджетного процесса определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва, другими нормативно-правовыми актами муниципального образования.

Составление проектов бюджетов является основным ответственным этапом бюджетного процесса. Проект кожуунного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития Дзун-Хемчикского кожууна в порядке, установленном Администрацией муниципального образования в соответствии с положениями БюджетногоКодекса Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования. Проект кожуунного бюджета составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет финансовый орган муниципального образования.

Составление проекта районного бюджета основывается на

 положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику в Российской Федерации;

 основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики;

 основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации;

 прогнозе социально-экономического развития;

 бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

 государственных (муниципальных) программах) проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ.

Прогноз социально–экономического развития муниципального образования разрабатывается на период не менее трех лет. [2]

Таблица 1

Состав иструктура доходов бюджета МО «Дзун-Хемчикский район» Республики Тыва» за 2016–2018гг.

Наименование показателя

2016 год

2017 год

2018 год

2018г. к 2016 г,%

тыс. руб.

уд. вес,%

тыс. руб.

уд. вес,%

тыс. руб.

уд. вес,%

Доходы, всего

736786,2

100,0

795341,9

100,0

969047,5

100,0

131,5

в том числе:

Налоговые доходы

58056,2

7,9

69021,2

8,7

79709,2

8,2

137,3

Неналоговые доходы

8970,7

1,2

11389,0

1,4

17593,6

1,8

196,1

Безвозмездные поступления

669759,3

90,9

714931,7

89,9

871744,7

90,0

130,2

Изучив данные, приведенные в таблицах 1, можно сделать вывод, что бюджет муниципального района «Дзун-Хемчикский район РТ» за все анализируемые годы был сильно зависим от финансовой помощи из бюджетов другого уровня (республиканского и федерального бюджета), что играет важную роль при планировании бюджета и из-за чего создаются трудности.

Из-за высокой степени финансовой зависимости от федерального и республиканского бюджетов, создаются трудности при планировании бюджета, в обеспечении финансовыми средствами выполнение всех предусмотренных полномочий муниципального района, также ограничивает возможность реализации инвестиционных направлений в муниципальном районе.

На данный момент система составления бюджета работает по принципу — доходы определяют расходы. Если снижается доходная часть, соответственно уменьшаются расходы на отдельные статьи финансирования.

Таблица 2

Прогноз налоговых иненалоговых доходов, атакже безвозмездных поступлений районного бюджета на 2020 год ина плановый период 2021 и 2022 годы (в тыс. руб.)

Наименование показателя

2019 год (оценка)

2020 год

2021 год

2022

прогноз

в% кпредыдущему году

Прогноз

% кпредыдущему году

прогноз

в% кпредыдущему году

Доходы, всего

1029178,4

1080385,8

105,0

1032458,9

95,6

1032835,7

100,0

в том числе:

Налоговые доходы

81421,0

85468,0

105,0

86385,0

101,1

91459,0

105,9

Неналоговые доходы

11709,0

10409,0

88,9

10615,0

102,0

10870,0

102,4

Безвозмездные поступления

936048,4

984508,8

105,2

935458,9

95,0

930506,7

99,5

Динамика бюджетных показателей Дзун-Хемчикского района за 2016–2018 гг. и прогноз на 2020 и плановый период 2021–2022 свидетельствует о том, что существенного улучшения их финансового положения в ближайшие годы ожидать не приходится. Сохраняется высокая зависимость от межбюджетных трансфертов.

Повышение самостоятельности и платежеспособности бюджета невозможно без качественного, обоснованного распределения бюджетных доходов и расходов. Для достижения этой цели необходимо улучшать методы бюджетного планирования и мобилизовывать источники финансирования дефицита бюджета.

Для улучшения финансового положения и платежеспособности бюджета муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун РТ всеми участниками бюджетного процесса при составлении проекта бюджета необходимо скоординировать силы и определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. При планировании бюджета необходимо включить все возможные резервы укрепления доходной базы бюджета муниципального района, добиться качественного формирования стратегий развития инвестиционных проектов, а также:

а) проводить скрупулезное прогнозирование факторов и рисков, влияющих на доходы бюджета муниципального образования;

б) необходимо разработать и ежемесячно проводить мониторинг мероприятий по увеличению собираемости налогов, по выполнения утвержденного плана поступлений налогов по существующим нормативам отчислений;

в) совершенствование системы управления инвестициями для последующего создания или увеличения налоговой базы, в целях увеличения поступлений собственных доходов муниципального района.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
  2. Положение о бюджетном процессе муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва
  3. https://dzyn.rtyva.ru/ — Официальный сайт администрации МО «Дзун-Хемчикский район Республики Тыва».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
бюджет
бюджетный процесс
планирование бюджета
исполнение бюджета
Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 98-101):
Часть 2 (стр. 81-157)
Расположение в файле:
стр. 81стр. 98-101стр. 157

Молодой учёный