Формирование понятия «государственная услуга» на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 1099 раз

Библиографическое описание:

Мирзоева, Г. М. Формирование понятия «государственная услуга» на современном этапе / Г. М. Мирзоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 362-365. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64689/ (дата обращения: 16.11.2024).



Подробный анализ понятия «государственная услуга» позволяет четко представить сферу отношений, в которой происходит правовое регулирование предоставления государственных услуг. Содержание понятия «услуга» традиционно представлено в словарях русского языка. В частности, согласно Толковому словарю В. Даля, слово «услуга» понимается как помощь, «…а оказать услугу — означает обслужить, сделать что-то нужное, угодное» [11].

Современное понимание термина «услуга» означает любую деятельность или работу, которую одна сторона может предложить другой в получении фундаментальной пользы (блага) [17]. Считается, что в праве термин «услуга» наиболее разработан в цивилистике. В гражданско-правовой конструкции услуги приоритет отдан процессуальному аспекту (деятельность) и применяется принцип надлежащего субъекта (истребование личного исполнения) [21].

Понятие «услуга» — достаточно известный термин для законодателя, который означает способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц. Данная категория используется также и в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с заказами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных/муниципальных нужд.

Следует отметить, что услуга рассматривается в Конституции РФ как вид материальной деятельности (ст.ст. 8, 74 Основного Закона [22]), а в ст.ст. 128, 129 Гражданского кодекса (далее — ГК РФ) такая услуга трактуется как объект гражданских прав [4]. Законодателем конкретное определение «государственная услуга» было сформулировано в ст. 2 соответствующего титульного нормативного акта (далее — Закон № 210-ФЗ). В частности, под этим термином понимается «…деятельность по реализации функций… федерального органа исполнительной власти…исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации… органа местного самоуправления при осуществлении… государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации… которая осуществляется по запросам заявителей в пределах… полномочий органов, предоставляющих государственные услуги» [6].

Данное определение характеризует вышеназванную категорию как разновидность государственной функции, которую осуществляет орган исполнительной власти на основании нормативных установлений непосредственно как от Российской Федерации, так и от субъекта РФ, когда сам термин «услуга» может быть истолкован, исходя из замечания И. А. Руденко, как «…готовый продукт труда, способный удовлетворить потребности граждан и юридических лиц» [18].

Можно отметить, что ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) также содержит дефиницию государственных услуг, определяемых также как и «работы» под которыми понимаются услуги/работы, оказываемые «…органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями…иными юридическими лицами» [2] в соответствии с нормативными установлениями.

В БК РФ оказание услуги предполагает выполнение государством минимальных социальных стандартов (ст.ст. 6, 65). В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» услуга рассматривается как действия по оказанию помощи клиенту социальной службы [5].

Следует учитывать, что объем понятия «услуга» получается шире, чем дефиниция «государственная услуга». Первая может быть оказана как посредством заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, регулируемых, например, нормами гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» [3]. Можно согласиться с мнением Т. В. Жуковой, что «…если речь идет о государственных услугах и услугах, оказываемых в рамках классических гражданско-правовых отношений, то перед нами абсолютно разнопорядковые явления» [13].

Также необходимо отметить, что законодательной и исполнительной властью государственные услуги предстают как обособленная управленческая категория, а функция их предоставления считается важнейшей для государственных органов исполнительной власти, вне зависимости от их классификации и функций. При этом специалистам не удалось сформировать общее мнение по вопросу характеристики понятия «государственная услуга».

Можно согласиться с мнением С. Н. Шайдурова, что большинство современных доктринальных подходов по раскрытию сущности государственной услуги основано на анализе определения, заданного Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», несмотря на наличие последующих «более модернизированных» законодательных концепций [20].

Так, согласно установлению пп. «д» п. 2 данного Указа, функции по оказанию государственных услуг — это есть предоставление федеральными органами исполнительной власти (непосредственно или опосредованно, платно или бесплатно) «…услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т. д., установленных федеральными законами» [8].

Соответственно, некоторыми специалистами содержание государственных услуг прямо понимается как характеристика конкретного вида услуги: например, оказание медицинской помощи, и санаторно-курортное лечение [12] или, например, что государственные услуги есть услуги по социальному обслуживанию населения, в рамках установленного госстандарта [15].

Сложились также и более общие характеристики данного понятия. Так, например, в широком смысле, госуслуга, по мнению Л. В. Бесчастновой, может пониматься как «соответствующая деятельность…по запросу граждан или организаций…возложенная на конкретные органы…имеющая полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан…» [9].

С точки зрения А. А. Голубевой, подобная дефиниция обозначает «…нормативно установленный способ обеспечения… законных интересов граждан и организаций через предоставление… потребителям выходов осуществляемых ими функций… через подведомственные им государственные учреждения… безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам» [10].

По мнению Н. В. Киселевой в официальном определении категория «услуга» остается нераскрытой, т. к. существенные признаки законодателем были не определены, что означает для специалистов «…большую теоретико-познавательную неопределенность знаний об услугах, когда легче использовать отрицательное определение (показать, чем услуга не является), чем положительное — через существенные признаки услуги…» [14].

Достаточно терминологически точным, по нашему мнению, следует признать определение Е. В. Морозовой, в котором вычленены основные признаки, образующие понятие государственной услуги, это: 1) «… финансируемая за счет средств…бюджета»; 2) «законодательно установленная»; 3) «…относящаяся к полномочиям…государственных органов исполнительной власти»; 4) «…обязательная…деятельность…»; 5) «….направленная на реализацию прав или законных интересов физического или юридического лица…а также на обеспечение исполнения его обязанностей» [16].

Однако и подобное определение в реалиях сегодняшнего дня несколько устарело — необходимо учитывать то, что не все государственные услуги отнесены к компетенции государственных органов исполнительной власти и не всегда государственные услуги финансируются из бюджета.

Следует также согласиться со сложившейся точкой зрения среди специалистов на разграничение определений «государственная услуга» и «публичная услуга», когда вторая дефиниция понимается как более широкое понятие. При этом, как отмечает Л. К. Терещенко, услуга считается социальной в силу того, что она «…относится к определенной сфере — социальной, в которую входит, например, помощь социально незащищенным слоям населения, образование… здравоохранение, культура и др” [19].

Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что в силу установления Конституцией РФ (ст.ст. 12, 130, 132, 133 Основного Закона) [22] и законодательства (например, ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7]) принципа самостоятельности местного самоуправления, как не входящего в систему органов государственной власти, публичные услуги, отнесенные к ведению местного самоуправления, будут считаться муниципальными, а не государственными или публичными услугами.

При этом государственную услугу формируют две характеристики:

1) объективная — в силу того, что подобные услуги должны быть очень важны для населения, а оказывать их в необходимом объеме и качестве может только публичная власть;

2) субъективная — когда определенная услуга признается государственной или муниципальной, исходя из позиции законодателя, обусловленной политическими или управленческими резонами.
В самом общем виде цель введения и разделения понятий «государственные услуги» и «муниципальные услуги» представляется в обозначении определенной области соответствующей деятельности и отношений лиц, уполномоченных на оказание услуг [19].

Таким образом:

– государственная услуга представляет собой деятельность определенных субъектов — услугодателей, направленную на реализацию субъективных прав и обеспечение законных интересов физических и юридических лиц — услугополучателей;

– у специалистов не сложилось четко сформулированного понятия «государственная услуга»;

– понятие «государственная услуга» должно быть сформулировано в виде развернутых характеристик на уровне правоприменителя.

Литература:

  1. Конституция банка Российской связи Федерации. Принята стали всенародным может голосованием одной 12 декабря связи 1993 г. (попр. от 21.07.2014) // Собрание между законодательства закон РФ 29 августа 2014 г. № 31 ст. 4398.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 301.
  5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 30 декабря 2013 г. № 52 (часть I) ст. 7007.
  6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4179.
  7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. 02.08. 2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822.
  8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ 15 марта 2004 г. № 11 ст. 945.
  9. Бесчастнова Л. В. Административно-правовое регулирование государственных услуг:автореф. дис.… канд. юрид. наук.– Саратов: 2008. — 24с.
  10. Голубева А. А. Оценка новых форм взаимодействия органов исполнительной власти с потребителями государственных услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук. — СПб.: 2007. — 24 С.
  11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в четырех томах. — М.: ДИАМАНТ, 1995. — Т. 4. — 1490 С.
  12. Докучаева И. М. Понятие «публичные услуги» и некоторые проблемы их правового регулирования // Публичные услуги: правовое регулирование: российский и зарубежный опыт: сборник / Под общ. ред. Е. В. Гриценко. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 102–106.
  13. Жукова Т. В. К вопросу о государственных услугах как предмете правового регулирования // Современные тенденции развития юридической науки и правоприменительной практики: сборник. — Киров: Изд-во «Университет», 2016. — Ч. 2. — С. 31–37.
  14. Киселева Н. В. Классификация услуг в процессе проведения административной реформы // Вестник Воронежского гос. ун-та. — 2008. — № 1(4). — С. 191–197.
  15. Клишина М. Пути повышения качества государственных услуг // Бюджет. — 2007. — № 1. — С. 26–28.
  16. Морозова Е. В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Мытищи: 2009. — 24 С.
  17. Рычкова И. Н. Предоставление государственных услуг как административно-правовая функция органов исполнительной власти. — Киров: Изд-во Вятского госуниверситета, 2017. — 192 С.
  18. Руденко И. А. Понятие и сущность государственной услуги // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2014. — № 5.- С. 69–74.
  19. Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. — 2014. — № 10. — С. 17–18.
  20. Шайдуров С. Н. Аутсорсинг в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. — М.: Юрлитинформ, 2017. — 197 с.
  21. Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. док. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 14.
  22. Конституция банка Российской связи Федерации. Принята стали всенародным может голосованием одной 12 декабря связи 1993 г. (попр. от 21.07.2014) // Собрание между законодательства закон РФ 29 августа 2014 г. № 31 ст. 4398.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, исполнительная власть, местное самоуправление, Российская Федерация, государственная услуга, государственная власть, орган, БК РФ, законный интерес граждан, оказание услуг.


Похожие статьи

Особенности банковского функционирования на современном этапе

Анализ современного состояния процедуры регистрации права собственности

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Трансформация понятия «развитие бизнеса» в современных экономических условиях

Формирование информационной культуры на уроках английского языка

Система налогообложения как фактор развития малого предпринимательства

Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе

Нормы финансового права как инструмент механизма борьбы с коррупцией

Механизм правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц на примере России и Германии

Похожие статьи

Особенности банковского функционирования на современном этапе

Анализ современного состояния процедуры регистрации права собственности

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Трансформация понятия «развитие бизнеса» в современных экономических условиях

Формирование информационной культуры на уроках английского языка

Система налогообложения как фактор развития малого предпринимательства

Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе

Нормы финансового права как инструмент механизма борьбы с коррупцией

Механизм правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц на примере России и Германии

Задать вопрос