В статье предпринят анализ некоторых положений Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», регулирующего адвокатскую деятельность, в т. ч. получение статуса адвоката, выявлено их противоречие с другими нормативными актами, проведено сравнение с законодательством Российской Федерации, регулирующим адвокатскую деятельность. Предлагается несколько путей решения выявленных в законе противоречий в целях повышения качества адвокатской деятельности в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: адвокатура, правовой статус адвоката, порядок приобретения статуса адвоката, квалификационный экзамен.
Нормативную базу исследования составили: Закон Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», Федеральный закон Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Кыргызской Республики каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства [1].
В статье 16 Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» (далее — Закон КР) определено, что адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими лицензию на право занятия адвокатской деятельностью (далее — статус адвоката). Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является, таким образом, приоритетной задачей адвокатуры в целом и деятельности адвоката в частности, правовой основой регулирования последней выступает Конституция [2].
Квалифицированная юридическая помощь или адвокатская деятельность должны отвечать ряду установленных Законом КР требований. Так, кандидат, претендующий на приобретение статуса адвоката, должен иметь:
1. Гражданство Кыргызской Республики.
2. Высшее юридическое образование.
3. Стаж работы по юридической специальности не менее одного года.
4. Документ об успешной сдаче квалификационного экзамена.
Данные требования служат своеобразным фильтром и призваны ограничить доступ к адвокатской деятельности лицам, не обладающим достаточным уровнем теоретических знаний и практических навыков и, как следствие, не способным в последующем оказать доверителям квалифицированную юридическую помощь.
Однако указанный порядок согласно Закону КР не является обязательным для всех. В части 4 статьи 19 перечислены случаи, предусматривающие возможность получения статуса адвоката без сдачи квалификационного экзамена. К ним относятся: наличие пятилетнего стажа работы в прокуратуре, Министерстве внутренних дел (далее — МВД), Государственном комитете национальной безопасности (далее — ГКНБ), суде, юридических отделах Администрации Президента КР, аппаратах Премьер-министра КР, Законодательного собрания и Собрания представителей Жогорку Кенеша КР, также такое право предоставляется депутатам-юристам Жогорку Кенеша КР. В отличие от Закона Кыргызской Республики, законодательство Российской Федерации не допускает приобретения статуса адвоката без сдачи квалификационного экзамена. Стаж работы по юридической специальности в государственных органах, требующий наличия высшего юридического образования, всего лишь открывает доступ к сдаче квалификационного экзамена.
Сам факт работы в таких государственных органах не является единственным критерием, определяющим готовность того или иного лица стать адвокатом и оказывать квалифицированную юридическую помощь. Участие в судебных процессах может свидетельствовать о профессиональном опыте лиц, работавших в суде, прокуратуре, МВД и ГКНБ, здесь важным представляется приобретение, закрепление и развитие необходимых для адвокатской деятельности знаний, умений и навыков. Это, в частности, знания о тактике адвокатских действий в ходе рассмотрения тех или иных категорий дел, на отдельных стадиях производства по ним; умения и навыки по составлению документов адвокатского реагирования, опыт публичных выступлений: хорошо поставленная устная речь позволяет адвокату четко, грамотно и компетентно выразить свою позицию по делу, смело, твердо и аргументированно отстаивая интересы клиента. Все это далеко не просто. Опыт и профессиональное мастерство накапливаются годами. На наш взгляд, чтобы заниматься адвокатской деятельностью, все кандидаты, без исключения, должны сдать квалификационный экзамен.
Однако проанализированное нами положение Закона КР — это не единственное исключение из общего порядка приобретения статуса адвоката. Согласно части 2 статьи 19 Закона КР следующие лица не могут претендовать на получение данного статуса:
- Уволенный из правоохранительных и других государственных органов в связи с совершением дисциплинарного проступка.
- Досрочно освобожденный от должности судьи в связи с небезупречностью поведения.
По сути, в Законе КР они отнесены к категории лиц, которые не допускаются к получению статуса адвоката, но данное ограничение действует всего один год со дня увольнения или досрочного освобождения.
В российском же законодательстве такое ограничение не имеет временных границ. Согласно федеральному закону Российской Федерации не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления [3].
В дисциплинарном уставе органов внутренних дел Кыргызской Республики указано, что дисциплинарный проступок — противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него служебных обязанностей, а равно несоблюдение установленных Уставом и иными нормативными правовыми актами ограничений, связанных с пребыванием сотрудника на службе в органах внутренних дел, если содеянное не образует состав административного правонарушения либо уголовного преступления. Один из видов дисциплинарной ответственности сотрудников — это увольнение со службы. Это крайняя мера дисциплинарной ответственности, за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1. Замечание.
2. Выговор.
3. Строгий выговор.
4. Предупреждение о неполном служебном соответствии.
5. Освобождение от занимаемой должности с понижением.
6. Снижение в специальном звании на одну ступень.
7. Увольнение со службы [4].
Согласно части 1 статьи 95 Конституции КР судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным. Конституционным законом, определяющим порядок привлечения судей к ответственности, является Закон Кыргызской Республики «О статусе судей».
При этом согласно части 2 статьи 6 Закона КР «О статусе судей» под безупречностью поведения судьи понимается отсутствие в отношении этого судьи подтвержденных или признанных Советом судей фактов нарушения таких обязанностей, как:
1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи;
2) соблюдать требования Кодекса чести судей Кыргызской Республики, а также установленную законодательством этику государственных служащих и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи;
3) противостоять попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;
4) соблюдать тайну совещания судей;
5) декларировать свое имущество и доходы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
6) соблюдать правила трудового распорядка, установленные в соответствующем суде [5].
Таким образом, исходя из предписаний нормы Кодекса профессиональной этики адвокатов КР, не могут оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам или заниматься адвокатской деятельностью уволенный из государственных органов сотрудник либо досрочно освобожденный от исполнения своих обязанностей судья. Это явно противоречит принципу надежности (доверия), предусмотренному в Кодексе профессиональной этики адвокатов КР. Принцип надежности предполагает доверие клиента адвокату, надежность последнего основывается на его личной компетентности, объективности и принципиальности, честности, порядочности и обязательности [6].
По нашему мнению, необходимо с учетом законодательной практики урегулирования порядка приобретения статуса адвоката в Российской Федерации предпринять следующие меры для устранения выявленных проблем:
- Исключить часть 4 статьи 19 Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», предоставляющую отдельным категориям лиц привилегии при получении статуса и лицензии адвоката (не сдается квалификационный экзамен).
- Внести изменения в пункты 3, 5 части 2 статьи 19 Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», а именно исключить предложение «в течении одного года со дня увольнения».
Представляется, что реализация вышеизложенных изменений и предложений, направленных на совершенствование порядка получения статуса адвоката, будет способствовать не только укреплению престижа адвокатуры в Кыргызской Республике, но и повышению эффективности адвокатской деятельности, а также ее соответствию международным стандартам.
Литература:
- Конституция Кыргызской Республики: принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 г.: введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 г., в редакции Закона КР от 28 декабря 2016 г. № 218 [Электронный ресурс]. — URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30778565#pos=4;-155 (дата обращения: 19.11.2019).
- Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности: Закон Кыргызской Республики от 14 июля 2014 г. № 135: в редакции Закона КР от 19 апреля 2017 г. № 61 [Электронный ресурс]. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/205356 (дата обращения: 19.11.2019).
- Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон [принят Государственной Думой 26 апреля 2002 г.: одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 г.] [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/ (дата обращения: 19.11.2019).
- Дисциплинарный Устав ОВД Кыргызской Республики: утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 г. № 556: в редакции постановления Правительства КР от 18 мая 2016 г. № 265 [Электронный ресурс]. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/97013 (дата обращения: 19.11.2019).
- О статусе судей Кыргызской Республики: Конституционный закон от 9 июля 2008 г. № 141: в редакции Закона КР от 28 июля 2017 г. № 148 [Электронный ресурс]. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202352 (дата обращения: 19.11.2019).
- Кодекс профессиональной этики адвокатов Кыргызской Республики: принят решением Съезда адвокатов Кыргызской Республики от 26 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://advokatura.kg/komissiya-po-etike/kodeks-professionalnoy-etiki-advokatov-kr (дата обращения: 19.11.2019).