На сегодняшний день наблюдается рост правонарушений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов. Как показало выборочное исследование, только за период 2014–2017 гг. к реальному сроку отбывания наказания было осуждено 76,6 % из числа осужденных сотрудников правоохранительных органов. О росте преступлений среди сотрудников правоохранительных органов говорят и другие исследователи [2].
Поэтому нами будут рассмотрены некоторые особенности личности сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления. Криминалистика рассматривает личность преступника через свойства и качества, которые получили отражение в следах преступления. Отметим, что именно социология дает больше возможностей для изучения личности преступника. Методы социологического исследования позволяют выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, найти техники для ресоциализации преступника, а также разработать методики профилактики правонарушений и преступлений.
По мнению, Ю. Р. Герасимовой, на сегодняшний день изучение личности преступника — одно из основных направлений не только современной криминологии, но и социологии, девиантологии, психологии, педагогики, уголовного и уголовно-исполнительного права [3]. Личность преступника является ключевым предметом во всех областях наук юридического профиля, а также психологических и социологических.
Нами будут рассмотрены социально-демографические особенности сотрудников правоохранительных органов, совершающих преступления. Одним из основных демографическим показателем является возраст. Другие показатели такие, как семья, образование, наличие детей и другое зависят именно от возраста [4, с. 72]. Возраст сотрудников, совершивших преступления, приходится на период большей активности, то есть возраст от 31 до 35 лет 27,4 %. В это время когда адаптация к условиям службы у сотрудника уже пройдена, а до завершении службы еще далеко. 20,5 % приходится на возраст от 41 до 50 лет, это время, когда профессиональная деформация у сотрудника неизбежна. Отметим, что возраст 30–40 лет является самым трудоспособным как в физическом, так и в карьерном смысле, это возраст наибольшей активности человека. Как видно, активность проявляется не только в законопослушной деятельности, но и в противоправной, ведь именно в этом возрасте совершаются преступления.
Одной из особенностей личности сотрудника правоохранительных органов, совершивших преступления является его национальность. В СМИ можно встретить упоминание о национальной принадлежности подозреваемых, обвиняемых, осужденных, тем самым формируя в сознании общества негативное отношение к лицам определенной национальности. Среди сотрудников правоохранительных органов, 83,4 % осужденных сотрудников свою национальную принадлежность указали как «русский», 3,4 % — бурят, 3 % — татарин и остальные 10,2 % приходится на другие национальности (украинцы, белорусы, армяне, евреи, азербайджанцы и др.).
На формирование личности в какой-то степени влияет место жительства. Большинство сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, проживали в крупных городах или краевых и областных центрах (более 50 % всех сотрудников). Остальные сотрудники (около 25 %) проживали в городах и оставшаяся часть в поселках городского типа или деревнях.
Высокие показатели приходятся на города федерального значения, на что есть вполне логичное объяснение.
Во-первых, это города с миллионным населением, так население г. Москва составляет свыше 12 миллионов человек, г. Санкт-Петербург — свыше 5 миллионов.
Во-вторых, согласно Указа Президента от 1 января 2014 г. установлена предельная штатная численность органов внутренних дел 1087064 единицы, в том числе сотрудников органов внутренних дел 904868 (из них сотрудников полиции — 782001 единица), федеральных государственных гражданских служащих — 4851 единица, работников — 117345 единиц). Это без учета органов юстиции, судейского аппарата, ФСБ и других структур. Соответственно доля распределения сотрудников правоохранительных органов в Центральной части России будет выше, чем в регионах, как и проявление противоправных деяний с их стороны.
В-третьих, ч. 1. ст. 73 УИК РФ предусматривает, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности, либо с их согласия они могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Особенностью личности сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступление, является образование. В настоящее время идет тенденция к получению высшего образования сотрудниками правоохранительных структур. Процент лиц со средним образованием становится значительно меньше 13,5 %, на среднее специальное и незаконченное высшее образование приходится 23,7 % и 24,4 % соответственно. 38,4 % имеют высшее образование, это говорит о том, что квалификационные требования к сотрудникам повышаются и наличие высшего образования становится обязательным требованием как вновь поступающим на службу, так и работающим сотрудникам. Однако сдерживающим фактором наличие образования не стало.
Немаловажную роль в формировании личности сотрудника правоохранительных органов играет семья. Так, из сотрудников правоохранительных органов 3,6 % никогда не состояли в брачных отношениях и 9,9 % — разведены. Несомненно, семья имеет важное значение для профилактики преступлений, но и играет важную роль в ресоциализации сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступление. 34,2 % сотрудников имеют одного ребенка, 31,3 % — два ребенка, 10,6 % — три и более детей, и у 23,9 % сотрудников детей нет. У большинства исследуемой нами социальной категории сотрудников были семья и дети, то есть охарактеризовать такую семью можно как благоприятную.
В заключении можно отметить, что сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, никак нельзя назвать криминальным контингентом или лицами, ведущими асоциальный образ жизни. К особенностям личности сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, можно отнести следующие характеристики:
– Пол. Как показало наше исследование, большинство лиц рассматриваемой категории — мужчины;
– Возраст 31–35 лет. В правоохранительных органах данный возраст относится к наиболее активному, когда время адаптации прошло, идет активный рост по служебной лестнице;
– Большинство респондентов указали свою национальность как «русский», отметим, что это не связано с национальными особенностями, а с тем, что людей, идентифицирующих себя как «русских», значительно больше, чем лиц иной национальности;
– большинство респондентов имеют хорошее образование, в том числе 64,1 % — высшее юридическое, что не характерно для иных лиц, совершающих преступления;
– 76 % сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, состоят в официальном браке или проживают фактически.
Исследование личности сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, имеет важное практическое значение, особенно в системе профилактики преступлений такой социально-профессиональной группы и минимизации пенитенциарной преступности, а также для выявления и осмысления тех свойств и характеристик, которые порождают их преступное поведение [8, с. 276].
Литература:
- Варыгин А. Н. О преступности сотрудников органов внутренних дел и ее тенденциях // Вестник Казанского юридического института МВД России. Казань, 2013. № 11. С. 21–25.
- Уразаева Г. И. Преступность сотрудников органов внутренних дел: формы ее проявления и психологические особенности // Вестник Казанского юридического института МВД России. Казань, 2015. — № 4. С. 6–12
- Касперович Ю. Г. Особенности личности сотрудника ОВД, совершающего преступления коррупционной направленности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С. 52–55.
- Герасимова Ю. Р. К вопросу об изучении личности осужденного к лишению свободы // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2012, № 2. С. 31–38.
- Гайдай М. К., Герасимова Ю. Р. Основные характеристики социального облика женщин, лишенных свободы // Проблемы фальсификации истории в контексте становления и развития силовых структур. Иркутск, 2015. С. 72–81.
- Калманов Г. Б., Караваев А. Ф., Лебедева Ю. К. Механизмы социально-психологической деформации у сотрудников ОВД: уголовно-правовой аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах. М., 2001. № 1 (15). С. 73–79.
- Сторчилова Н. В. Особенности криминологической характеристики личности сотрудников органов внутренних дел, совершающих коррупционные преступления // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. 2009, № 3–4.
- Осинский И. И., Гылыкова Э. В. Бурятская городская семья на рубеже ХХ–ХХI вв. Социологический анализ / И. И. Осинский, Э. В. Гылыкова. Улан-Удэ: Издательство бурятского госуниверситета, 2013. — 143 с.
- Гайдай М. К. Криминологическая характеристика осужденных к лишению свободы бывших работников судов и пра- воохранительных органов // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 5 (96). — С. 273–276.