В статье рассматриваются особенности современного правового регулирования валютных операций.
Ключевые слова: валютные операции, правовое регулирование валютных операций.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» 1.
Различают основные принципы валютного законодательства: принцип «разрешается все, что не запрещается» — при отсутствии установленного порядка проведения операции с валютой, операцию проводят без определенных ограничений; принцип «прямого действия» — операции, по которым предусмотрено регулирование, должны быть обозначены в законе; ограничения по осуществлению операций с валютой прописаны в законе — нельзя устанавливать другие требования к проведению операций в валюте, кроме тех, которые уже прописаны; исключение индивидуальных ограничений 2.
Под валютным законодательством подразумевают правовые нормы, принципы организации валютных операций, а также организацию контроля за соблюдением нормативно-законодательной базы по валютным операциям.
Блоки валютного законодательства:
Первый блок — документы нормативного и законодательного характера, которые направлены на регулирование и контроль валютных операций.
Второй блок — это законодательная и нормативная база по регулированию внешнеэкономической деятельности, деятельности организаций с функциями валютного регулирования и контроля, и организаций проводящих сделки с использованием валютных ценностей. (Закон «Об организованных торгах» 3, «О банках и банковской деятельности» 4 и т. д.).
Третий блок — блок общих законов (Конституция, Кодексы). Совершенствование валютного законодательства проходит путем проведения соответствующих мероприятий органами государственного управления в сфере валютного регулирования. За последнее время валютное законодательство в России развивалось на пути к либерализации.
14 мая 2018 г. вступил в силу Федеральный закон № 325-ФЗ от 14 ноября 2017 г. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» («Закон») 5.
Целью принятия Закона являлось устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования 2. В частности, Закон внес значительные изменения в процедуру банковского контроля над операциями, проводимыми между резидентами и нерезидентами.
Основные вводимые Законом изменения заключаются в следующем:
- Установлены новые требования по срокам взаимодействия резидентов и нерезидентов.
Стороны внешнеэкономического контракта обязаны указывать в контракте конкретные сроки исполнения обязательств. В частности, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны предоставлять в банк сведения о сроках получения денежных средств от нерезидентов, а также о сроках исполнения нерезидентами обязательств по контракту.
Таким образом, в банк теперь нужно сообщать именно о конкретных сроках поступления денежных средств или передачи исполненного по контракту, а не об ожидаемых максимальных сроках, как это было ранее.
- Расширен перечень оснований, по которым банки могут отказывать в осуществлении валютной операции
В соответствии с предусмотренными Законом изменениями банк вправе отказать в проведении валютной операции по следующим основаниям:
– непредставление запрошенных банком документов;
– представление недостоверных документов;
– представление документов, не отвечающих требованиям законодательства;
– нарушение резидентом валютного законодательства в части исполнения своих обязанностей, соблюдения требований к проведению валютных операций между резидентами или ведению счетов в иностранных банках.
Ранее банк мог отказать только в первом или во втором из указанных случаев.
- Вводится административная ответственность для должностных лиц за правонарушения в сфере валютного законодательства в части осуществления незаконных валютных операций, невыполнение требования о репатриации денег, а также невозврат предоплаты
Ранее ответственности подлежали исключительно лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Сейчас же ответственными будут являться все должностные лица, в том числе и руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции 6.
За совершение указанных правонарушений должностное лицо будет оштрафовано на сумму от 20 000 до 30 000 рублей, за аналогичный проступок предусмотрена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Таким образом, введенные Законом изменения в очередной раз усилили контроль банков за проведением валютных операций между резидентами и нерезидентами. Ожидается, что нововведения помогут устранить условия, способствующие нарушениям в сфере валютного регулирования.
Помимо вышеуказанных изменений, нововведения в области валютного законодательства коснулись и заработной платы работников, выполняющих трудовые функции за пределами России. Теперь им предоставлена возможность получать заработную плату в иностранной валюте на счет в банках, находящихся в том числе и за пределами РФ.
В связи с указанными изменениями валютного законодательства, соответствующие изменения внесены и в Трудовой кодекс Российской Федерации 7.
С присоединением Крыма в банковской системе РФ возникли большие трудности в ее деятельности. Санкционной политикой Европы и Соединенных Штатов был ограничен поток капитала в российскую экономику, иностранными инвесторами стала массово покидаться опальная страна [2].
В этот же период стали явно видны и недоработки российской банковской системы. Механизмы финансирования компаний, принцип образования цен в недрах фондовой биржи, вложение капитала в иностранную валюту, а не в отечественную экономику более подтверждали желание банков работать на себя, а не на государство.
Литература:
- Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» //Российская газета. N 214. 14.10.2008.
- Бондарева С. И. Правовое регулирование валютных операций банков Российской Федерации //Аллея науки. — 2018. — № 7. — с.832–836.
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об организованных торгах» //Российская газета. N 266с. 26.11.2011.
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» //Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. N 6. ст. 492.Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» //Собрание законодательства РФ. 20.11.2017. N 47. ст. 6851.
5. Новеллы в области валютного законодательства // http://www.lidings.com/ru/
- Люкшин А. М. Ключевые проблемы валютного рынка России в современных условиях //Государство и бизнес.современные проблемы экономики. — 2018. — с.231–235.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) //Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1).ст. 3.