Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.10.2019

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Рощупкина, Т. Ю. Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей / Т. Ю. Рощупкина, О. Н. Уколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63442/ (дата обращения: 05.03.2021).



В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а также проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массовой информации и сделаны выводы о том, что эффективность работы средств массовой информации неразрывно связана с учетом необходимостей и потребностей населения, их возросших социальных, духовных и политических запросов.

Ключевые слова: культура, средства массовой информации, нравственность, развитие, ценность, духовность, информация.

Несмотря, на вроде бы, понятное для нас слово «культура», ученые уже много лет не могут сформулировать четкого определения культуры, с которым все бы согласились, или хотя бы большинство ученых.

Клайд Клакхон и Альфред Кребер, американские, довольно известные ученые Гарвардского университета, насчитали около 170 определений культуры, которые они брали из работ западноевропейских и американских ученых, которые были опубликованы с 1871 по 1950 годы [1].

Понимание сущности культуры приходит лишь при понимании сути человеческой деятельности, и, в частности, всего народа, населяющего планету. Культура не может существовать вне человека. Изначально она имеет прямую связь с человеком, она его порождение, потому что человек находится в постоянном поиске смысла своей деятельности и жизни в целом.

Культурой пронизана вся жизнь, весь быт, если не сказать, все бытие человека.

Люди на всем протяжении своего существования пытались понять природу культуры, природу прекрасного и влияние этого явления на свою жизнь.

Конфуций, например исследуя природу поэзии, показал, что поэзия может:

– вдохновлять людей, воздействуя на их чувства и разум

– духовно сплачивать тех, кто знакомиться с теми или иными поэтическими произведениями

– давать представление о нравах различных народов.

Фрагменты, содержащие размышления о роли искусства в жизни как отдельного человека, так и человеческого общества, содержаться и в древнеиндийской эпической поэме «Рамаяна», и в эпосе о Гильгамеше, и в других литературных источниках, созданных еще на заре человеческой цивилизации [2].

Огромное количество сведений о состоянии и особых симптомах разных культурных миров, о той роли, которую изобразительное умение, поэзия, музыка, наука играют в жизни людского семейства, возможно отыскать в трудах мыслителей Средневековья.

Церковь, как особая квинтэсенция духовности, культуры и веры, так же не осталась в стороне. В бессчетных трактатах, прописанных «дворянами церкви», также рядовыми теологами, рассказаны бессчетные размышления про то, отчего духовная музыка считается важным средством прояснения веры; какие виды изображений святых разрешены, а какие нет; отчего творчество не только лишь шутов, да и трубадуров, миннезингеров, труверов заслуживает не одобрения, а порицания, участие же в карнавальных действах является одним из самых страшных грехов [3].

Культура содержит в себе как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Данные материальные и духовные действительности именуются реликвиями, другими словами, искусственно созданными — они задуманы и сделаны человеком как творцом.

Человека можно рассматривать как начальный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек делает и употребляет мир вещей и мир идей, который крутится вокруг него. При всем этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — это место центра культуры. Человек создаёт культуру, воссоздаёт и употребляет ее как средство для своего становления.

Культура функционирует как живая система ценностей, пока активно функционирует сам человек — как творческое, созидающее начало [4].

Материальная культура содержит в себе различные по типам и формам артефакты — это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта — всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.

Человек организует поток ценностей по каналу культуры, он обменивает и распределяет их, обеспечивает сохранение их, продуцируя и потребляя духовные и материальные культурные продукты, а при осуществлении этой работы, происходит созидание самого себя как существа социального и культурного субъекта [5].

Основной функцией культуры является «сохранение и воспроизведение совокупного духовного опыта человека, передача его последующим поколениям и его обогащение».

Влияние культуры прослеживается не только при взаимодействии с природой, но и на историческом ходе человечества и на общественном развитии. Однако и само общество определяет культурное существование в большинстве своем. Ведь накопление ценностей, их демонстрация и использование возможно только посредством общества. Культура сохраняя свои нормы и ценности вступает во взаимодействие с иными саморегуляционными системами существующими в обществе. К таким системам можно отнести политику, право и т. д., однако их особенным отличием является то, что культурные нормы можно использовать основываясь на принципе свободы выбора, т. е. они амбивалентны.

Таким образом, мы приходим к выводу, что структура культуры многокомпонентна, состоит из разных элементов. Культурные элементы делятся на духовные, т. е. нематериальные и материальные. Поэтому, взаимосвязь материальной и духовной культуры очевидна.

Передавать накопленный опыт, знания, традиции, культурные ценности человечество пыталось еще в стародавние времена такими формами языка как: летопись; хроники; анналы; жизнеописание; ситуации; странствия; разнообразные эпистолярные формы — от собственного послания до официальных писем, от назиданий и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с появлением печатной журналистики появилась возможность формирования системы журналистских жанров [7].

Принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец ХХ в. — начало III тысячелетия).

В средневековье, во время религиозно-клерикального на подобии, спектр творчества был быстро урезан. Данное разъяснялось не столько небольшим количеством квалифицированных людей, какое количество воздействием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое выискало отражение в повторяющихся изданиях. Феодально-монархический вид отображает низкую финансовую развитость сообщества и начало перехода от естественного хозяйства к товарно-денежным взаимоотношениям. Становление торговли добивалось размена информацией о товарах, прибытии кораблей, стоимостях. В XIX в. журналистика стала важной долею общественно-политической жизни и хозяйствования. Она перевоплотился в орудие политической борьбы — 80 процентов прессы носили ясно воплощенный политический и общественно-политический нрав. Вышло традиционное разделение прессы на доброкачественную (элитарную) и пользующуюся популярностью (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился вид промежуточных СМИ.

Этапы развития средств массовой информации:

1) прагазетное явление — перед началом нашей эры;

2) период рукописного издания — начало нашей эры вплоть до пятнадцатого века нашей эры;

3) изобрели и стали развивать книгопечатание, организация газетного и журнального дела — с пятнадцатого до семнадцатого века;

4) журналистика стала развиваться как общественный институт, с одновременным становлением прессы как фундамента демократии и совершенствованием полиграфической базы — с восемнадцатого века и до начала двадцатого века;

5) печать приобрела функцию «четвертой власти» с 1900–1945годы;

6) происходит концентрация и монополизация средств массовой информации — с 1945- 1955годы;

7) становление электронных коммуникационных средств — 1955- 1990 годы;

8) установление новых мировых информационных правил — 1990 и по нынешнее время [10].

Средства массовой информации — мощная сила действия на понимание людей, средство своевременного донесения информации в различные уголки мира, более действенное средство воздействия на впечатления жителя нашей планеты, способное уговаривать реципиента лучше всего.

Эффективность работы СМИ неразрывно связана с учетом необходимостей жителей нашей планеты, их возросших социальных духовных и политических запросов.

В наше время средства печати и телевидение находятся в поисках новых подходов, которые были бы применимы к своей целевой группе. Соответственно, современная тематика журналов и газет иногда содержит новое, правда не совсем «идеально чистое», зато привлекающее читателей направление («Скандалы», «Желтая пресса», «Совершенно секретно» и др.) Сюда же относится и телевидение, массово пропагандирующее различные викторины, аналоги американских развлекательных ток-шоу (наше «Поле чудес» — это американское «Колесо фортуны» и мн.др), «Окна», «Дом 2».

Здесь прослеживается четкая взаимосвязь уровня культуры населения и уровня культуры средств массовой информации [12].

Деятельность средств массовой информации сильно влияет на общество в целом и на людей в отдельности, на психологический, социальный и нравственный образ каждого кто принадлежит к этому обществу, так как любая новая информация, которая поступает по каналам средств массовой информации имеет неотъемлемые стериотипы, и является носителем политических ориентаций и ценностных установок, прочно закрепляемые в людском сознании.

Основной проблемой сегодняшних дней для коллективов редакций и изданий, чей «долг» заключается в сохранении культурного наследия являются попытки сохранения классического наследия, среди «информационного мусора». Их основные жанры включают: — рецензию на новое произведение искусства, творческий портрет, обозрение, аналитическую статью, интервью и эссе. Журналы публикуют анонсы и ведут хронику новостей культуры.

Такие издания характеризуются преимущественно эстетическим подходом к проблеме искусства, а также рельефно выраженным интересом к творческим личностям. Они не выстраивают рейтингов, однако по сей день считается престижным, например для художников, если репродукция их картин будет воспроизведена журналом «Искусство»; режиссеры, актеры, сценографы, считают важным рецензирование их труда «Театром» или «Театральной жизнью». Однако, по ряду причин, в частности дороговизны, такие издания основной читательской массе малодоступны.

Сложности сохранения такого культурного наследия еще заключаются в том, что за последние десять-пятнадцать лет очень привлекательна для молодого поколения стала интернет-литература, которая изобилует трэш-культурой (графомания и безвкусица) и информационный шум, а так же современный ритм жизни, который нацелен на «бесконечную погоню» за деньгами, вычурностью, да и для некоторых слоев населения за обычным бытовым выживанием и существованием [14].

Такая литература имеет огромные тиражи и рассчитана на многомиллионного читателя. Она практически не имеет контроля в обществе, в законодательной сфере не имеет регулятора, т. е. не ограничена никакими правовыми нормами. В этот список можно отнести литературно-художественные журналы, которые издаются в стране небольшим тиражом и не потерли своего авторитета, это — «Звезда», «Нева», «Дружба народов», «Новый мир» и др. Это журнальные издания литературно-критические, поэтические, литературно-исторические. Они и сегодня являются эдакой словесной лабораторией.

В обществе пустили корни развлекательные рекламно-стилевые журналы (глянец). Они публикуют интервью с кинозвездами, миллионерами, фотомоделями. Самая многочисленная группа журналов Cosmopolitan, Harper’sBazaar, Elle, Vogue, Grazia, «Домашний очаг» и др. обращена к читательницам 20–35 лет. Журналы рекламируют высокую моду, косметику, стиль жизни современной женщины. Читатели журналов Playboy, Maxim, Esquire, Men’sHealth, FHM (ForHimMagazine) — это делающие успешную карьеру, уверенные в себе мужчины старше 25 лет. Серия изданий меньшего объема и формата предназначена более молодым читательницам. К сожалению, «Глосси-журналы» не столько воспитывают эстетические вкусы, пропагандируют новый стиль жизни, сколько навязывают образцы поведения.

Однако есть и позитивная примета нашего времени — расширение рынка просветительских журналов. Возродились журналы для семейного чтения. Вырос интерес к этнографии, краеведению. Журналы «для всех» в большей мере, чем другие издания, проявляют ценностные ориентиры общества, во всяком случае его читающего слоя. Это издания широкого спектра информации.

Просветительские журналы расширяют культурные горизонты читателя, дают возможности самообразования. К сожалению, некоторые журналы «для всех», стремясь привлечь внимание читателя, много пишут о символических ключах в культуре, о разгадке различных кодов и тайн истории. К этой группе примыкают эзотерические журналы, но к собственно просветительским они не могут быть отнесены. Здесь сказывается экспансия международных издательских домов и международных общественных фондов.

Таким образом, можно прийти к выводу, что независимо от количества и изобилия печатных культурных публикаций, определение культурного обеднения, как и социальной бедности, очень актуально и для России. Основным и главным требованием сегодня к культуре является требование ее доступности для людей. Многие люди, в частности и в нашей стране, не имеют возможности реализовать, в полной мере свое право на культурную деятельность и творчество, на достойное образование и на приобщение к культурным ценностям в целом.

Литература:

  1. Культурология. История мировой культуры: учеб.пособие для вузов. — М.: Академия, 2015. — С. 607
  2. Огапов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: учеб.пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. — С. 384
  3. Кравченко А. И. Культурология: учеб.пособие для вузов / А. И. Кравченко. — М.: Академический Проект, 2014. — С. 496
  4. Флиер А. А. Культурология для культурологов:- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. — С. 492
  5. Гуревич П. С. Философия культуры: — М.: Аспект Пресс, 2016. — С. 415
  6. Чачановский А. А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность”. М: Политиздат, 2014.- С.87
  7. Прохоров Е. П. «Введение в теорию журналистики». М.,2015.- С.90
  8. Назаров Б. Н. Массовая коммуникация и общество. М.,2014.- С.32
  9. Есин Б. И. История русской журналистики XIX века. — М: Аспект Пресс,2014.- С.50
  10. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. — Ульяновск, 2015.- С.60
  11. Ким М. Н. Основы теории журналистики: Учебное пособие. ООО Издательство «Питер»,2013.- С.98
  12. Резников М. Р. Радио и телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Связь, 2016.- С. 95.
  13. Корконосенко С. Г. «Основы теории журналистики». СПб. 2014.- С.40
  14. Головин Ю. А. Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики: Монография.-М., 2010. С. 224
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, культура, журнал, FHM, III, XIX-XX, XV-XVI, XVI-XVIII, культурное наследие, стиль жизни.


Похожие статьи

Черты готики в русской архитектуре XVIIIXIX вв. | Юный ученый

Готическая архитектура — период развития центрально-европейской архитектуры, соответствующий периоду средневековья с XI — XII века по конец XV- начало XVI века. Впервые термин «готика» применили люди эпохи Возрождения как синоним «варварства».

Богема: история и социокультурное значение | Статья в журнале...

Функции массовой культуры в конце XIX – начале XX вв. изменились вместе с

Богемность может уходить постепененно, когда искусство из образа жизни превращается в ремесло, когда

С начала XX века, богема, конструируемая повседневностью, противостоит культуре.

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия

К 21 веку ценность работ наших предков становится для современников не такой весомой, какой была прежде, а ведь сохранение культуры — это способ передачи культурной информации, как способ выживания и развития.

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения...

Поскольку считается, что памятники культурного наследия - категория историческая

Реставрация XIX века порой губила памятники, когда не слишком квалифицированные

Губарева О. В. Проблемы современной иконописи. Журнал Владимирской епархии «Свет...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры...

Культурное наследие — это мощнейшее оружие против врагов всех времен и народов.

В XV веке на новгородской земле начинается резкое разграничение церкви для низших слоев

Существует версия, что до реставрации в XVIII веке, южный придел был теплым с крыльцом.

Роль естественных наук в Средней Азии XVIXIX веков

XVI-XIX века по сравнению с предыдущим периодом были менее благоприятными для развития точных наук в Средней Азии. Культурная жизнь общества испытывала мощное воздействие наиболее консервативной части влиятельного мусульманского духовенства...

Искусство миниатюры от средневековья до наших дней

Богатейшим культурным наследием гератского художественного центра по праву гордятся

Уже при жизни слава его широко распостранилась по всему Ближнему и Среднему Востоку.

В Средней Азии расцвет миниатюры падает главным образом на XVI — начало XVIII веков .

Развитие школьного исторического образования в странах Европы...

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру преподавания истории в...

Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках

Сложным периодом развития исламской культуры тюрков Волго-Уральского региона были XVI-XVIII

Так, на рубеже XIX-XX вв. в России печаталось уже более 160 мусульманских

На рубеже XVIII-XIX вв. на территории Башкортостана, Татарстана, Оренбургской губернии...

О женщинах Новгородской земли в XIII–XVI вв. | Статья в журнале...

В XVI в. в Москве был создан «Домострой» — нравоучительный трактат, включивший все основы и правила поведения

Лишь в XVI в. новгородское общество начинает перенимать тенденции уничижительного отношения к

Правовое положение женщин в России XIX — начале XX вв.

Похожие статьи

Черты готики в русской архитектуре XVIIIXIX вв. | Юный ученый

Готическая архитектура — период развития центрально-европейской архитектуры, соответствующий периоду средневековья с XI — XII века по конец XV- начало XVI века. Впервые термин «готика» применили люди эпохи Возрождения как синоним «варварства».

Богема: история и социокультурное значение | Статья в журнале...

Функции массовой культуры в конце XIX – начале XX вв. изменились вместе с

Богемность может уходить постепененно, когда искусство из образа жизни превращается в ремесло, когда

С начала XX века, богема, конструируемая повседневностью, противостоит культуре.

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия

К 21 веку ценность работ наших предков становится для современников не такой весомой, какой была прежде, а ведь сохранение культуры — это способ передачи культурной информации, как способ выживания и развития.

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения...

Поскольку считается, что памятники культурного наследия - категория историческая

Реставрация XIX века порой губила памятники, когда не слишком квалифицированные

Губарева О. В. Проблемы современной иконописи. Журнал Владимирской епархии «Свет...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры...

Культурное наследие — это мощнейшее оружие против врагов всех времен и народов.

В XV веке на новгородской земле начинается резкое разграничение церкви для низших слоев

Существует версия, что до реставрации в XVIII веке, южный придел был теплым с крыльцом.

Роль естественных наук в Средней Азии XVIXIX веков

XVI-XIX века по сравнению с предыдущим периодом были менее благоприятными для развития точных наук в Средней Азии. Культурная жизнь общества испытывала мощное воздействие наиболее консервативной части влиятельного мусульманского духовенства...

Искусство миниатюры от средневековья до наших дней

Богатейшим культурным наследием гератского художественного центра по праву гордятся

Уже при жизни слава его широко распостранилась по всему Ближнему и Среднему Востоку.

В Средней Азии расцвет миниатюры падает главным образом на XVI — начало XVIII веков .

Развитие школьного исторического образования в странах Европы...

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру преподавания истории в...

Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках

Сложным периодом развития исламской культуры тюрков Волго-Уральского региона были XVI-XVIII

Так, на рубеже XIX-XX вв. в России печаталось уже более 160 мусульманских

На рубеже XVIII-XIX вв. на территории Башкортостана, Татарстана, Оренбургской губернии...

О женщинах Новгородской земли в XIII–XVI вв. | Статья в журнале...

В XVI в. в Москве был создан «Домострой» — нравоучительный трактат, включивший все основы и правила поведения

Лишь в XVI в. новгородское общество начинает перенимать тенденции уничижительного отношения к

Правовое положение женщин в России XIX — начале XX вв.

Задать вопрос