В дополнении к традиционным методам воздействия, решать образовательно-коррекционные задачи можно используя нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Ключевые слова: Марблс, нетрадиционные методы, грамматические тренажёры.
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом. Мои наблюдения показывают, что у современных детей, имеющих речевую патологию, отмечаются, как правило, комплексные нарушения. У многих нарушены неречевые психические процессы (память внимание, восприятие); у некоторых наблюдаются следующие черты: пониженный фон настроения, слабые волевые качества, низкая работоспособность, неустойчивая деятельность. Немаловажно и то, что дети 21 века увлечены компьютерными играми, различными электронными устройствами, их сложно заинтересовать и удивить чем-либо. Каждый день, приходя на работу, мы стараемся открыть перед детьми что-то новое, интересное, увлекательное, чтобы каждый из них мог, а главное захотел узнать что-то новое. И ни для кого не секрет, что с каждым днем это становится сделать все труднее и труднее. В работе с такими детьми важно учитывать не только привлекательность стимульных материалов, но и их доступность, наглядность и простоту в процессе действий с ними, чтобы ребёнок мог не только совместно со взрослым, но и самостоятельно решать поставленные перед ним задачи и при этом активно действовать, познавая свойства и качества вещей, обогащая лексику и овладевая грамматическими категориями через личный опыт. В дополнении к традиционным методам воздействия, решать подобные задачи можно используя нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
Работа с ребенком по коррекции речи становится более эмоциональной и приятной для ребёнка, образовательная деятельность становится более интересной и разнообразной, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых сложностей и материальных затрат, оптимизируют процесс коррекции речи детей с речевыми нарушениями и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда.
К таким методам работы можно отнести использование камешков Марблс и грамматических тренажёров.
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — это шарики сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Многие взрослые люди, наверное, помнят одну из своих детских игр — в разноцветные камешки. Надо было выбить из обозначенного круга как можно больше камешков противника. Откуда появилась игра «марблс» до сих пор до конца не выяснено. Предшественниками марблс можно считать шарики из обточенного камня и обожженной глины, которые нашли на раскопках древних поселений в Африке, Европе и Америки. Эта игра отлично тренировала руку и глазомер. Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. Ещё удобнее применять для этих целей камешки-кабошоны, так как они бывают разной формы, не перекатываются и более безопасны в применении — они из оргстекла. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал, как для свободных ассоциаций ребенка, так и для решения специальных учебных задач.
Особое внимание уделяем правилам безопасности!
− Объясните ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!!
− Даже если ребенок старше 3 лет, играть он должен только в вашем присутствии!!!
− Шарики достаточно скользкие, потому необходимо показать детям, как держать их.
− Если используете камешки из цветного аквагрунта, то перед первым употреблением их необходимо промыть под проточной водой, так как они пыльные (то же касается цветного декоративного песка).
− Не оставляйте наборы в доступном детям месте!!!
Для практического усвоения предлогов и предложно-падежных конструкций, а также пространственных понятий и приставочных глаголов я использую грамматические тренажёры, которые я изготовила сама из подручных и всем доступных средств, которые являются простым, интересным для детей и многофункциональным инструментом, позволяющим ребёнку не только наблюдать фиксированную картинку и соотносить её с определённой грамматической формой, но и самостоятельно моделировать эти формы, наблюдая и запоминая причинно-следственные связи и отношения между различными положениями предметов в пространстве, будь то вода, сыпучие вещества или штучные предметы.
Простая и незамысловатая конструкция тренажёра позволяет при помощи цилиндров разных цветов и декоративных фигурок на прищепках моделировать предлоги, выражающие разнообразные положения предметов в пространстве и закреплять падежные окончания существительных, а при заполнении цилиндров жидкостью (вода) или сыпучими веществами — моделировать приставочные глаголы, а также отрабатывать согласование существительных с числительными и так далее. При желании цвета, форма, фактура цилиндров могут варьироваться, расширяя возможности их употребления и обеспечивая усвоение детьми лексико-грамматических категорий через такие виды деятельности, как игровая, предметно-манипулятивная, речевая, исследовательская. Эти тренажёры могут использоваться как индивидуально, так и фронтально или при работе с подгруппой детей не только логопедом при проведении ОД, но и воспитателями при необходимости в других видах ОД или педагогом-психологом. Также грамматический тренажёр можно использовать для массажа мелкой мускулатуры кистей рук.
В процессе планомерной работы дети приобретают практические навыки осмысленного моделирования предметно-пространственных связей и употребления предложно-падежных конструкций, отражающих эти связи. А также овладевают рядом понятий о величине, форме и свойствах предметов, обогащая как пассивный, так и активный лексический диапазон существительных, числительных, глаголов и прилагательных. Также в процессе работы с грамматическими тренажёрами дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие.
Литература:
- http://logopeddoma.ru/