Использование шариков Марблс и грамматических тренажёров в логопедической практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.10.2019

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Кабанова, Л. В. Использование шариков Марблс и грамматических тренажёров в логопедической практике / Л. В. Кабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63094/ (дата обращения: 15.11.2024).



В дополнении к традиционным методам воздействия, решать образовательно-коррекционные задачи можно используя нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Ключевые слова: Марблс, нетрадиционные методы, грамматические тренажёры.

Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом. Мои наблюдения показывают, что у современных детей, имеющих речевую патологию, отмечаются, как правило, комплексные нарушения. У многих нарушены неречевые психические процессы (память внимание, восприятие); у некоторых наблюдаются следующие черты: пониженный фон настроения, слабые волевые качества, низкая работоспособность, неустойчивая деятельность. Немаловажно и то, что дети 21 века увлечены компьютерными играми, различными электронными устройствами, их сложно заинтересовать и удивить чем-либо. Каждый день, приходя на работу, мы стараемся открыть перед детьми что-то новое, интересное, увлекательное, чтобы каждый из них мог, а главное захотел узнать что-то новое. И ни для кого не секрет, что с каждым днем это становится сделать все труднее и труднее. В работе с такими детьми важно учитывать не только привлекательность стимульных материалов, но и их доступность, наглядность и простоту в процессе действий с ними, чтобы ребёнок мог не только совместно со взрослым, но и самостоятельно решать поставленные перед ним задачи и при этом активно действовать, познавая свойства и качества вещей, обогащая лексику и овладевая грамматическими категориями через личный опыт. В дополнении к традиционным методам воздействия, решать подобные задачи можно используя нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Работа с ребенком по коррекции речи становится более эмоциональной и приятной для ребёнка, образовательная деятельность становится более интересной и разнообразной, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых сложностей и материальных затрат, оптимизируют процесс коррекции речи детей с речевыми нарушениями и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда.

К таким методам работы можно отнести использование камешков Марблс и грамматических тренажёров.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — это шарики сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Многие взрослые люди, наверное, помнят одну из своих детских игр — в разноцветные камешки. Надо было выбить из обозначенного круга как можно больше камешков противника. Откуда появилась игра «марблс» до сих пор до конца не выяснено. Предшественниками марблс можно считать шарики из обточенного камня и обожженной глины, которые нашли на раскопках древних поселений в Африке, Европе и Америки. Эта игра отлично тренировала руку и глазомер. Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. Ещё удобнее применять для этих целей камешки-кабошоны, так как они бывают разной формы, не перекатываются и более безопасны в применении — они из оргстекла. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал, как для свободных ассоциаций ребенка, так и для решения специальных учебных задач.

Особое внимание уделяем правилам безопасности!

− Объясните ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!!

− Даже если ребенок старше 3 лет, играть он должен только в вашем присутствии!!!

Шарики достаточно скользкие, потому необходимо показать детям, как держать их.

− Если используете камешки из цветного аквагрунта, то перед первым употреблением их необходимо промыть под проточной водой, так как они пыльные (то же касается цветного декоративного песка).

− Не оставляйте наборы в доступном детям месте!!!

Для практического усвоения предлогов и предложно-падежных конструкций, а также пространственных понятий и приставочных глаголов я использую грамматические тренажёры, которые я изготовила сама из подручных и всем доступных средств, которые являются простым, интересным для детей и многофункциональным инструментом, позволяющим ребёнку не только наблюдать фиксированную картинку и соотносить её с определённой грамматической формой, но и самостоятельно моделировать эти формы, наблюдая и запоминая причинно-следственные связи и отношения между различными положениями предметов в пространстве, будь то вода, сыпучие вещества или штучные предметы.

Простая и незамысловатая конструкция тренажёра позволяет при помощи цилиндров разных цветов и декоративных фигурок на прищепках моделировать предлоги, выражающие разнообразные положения предметов в пространстве и закреплять падежные окончания существительных, а при заполнении цилиндров жидкостью (вода) или сыпучими веществами — моделировать приставочные глаголы, а также отрабатывать согласование существительных с числительными и так далее. При желании цвета, форма, фактура цилиндров могут варьироваться, расширяя возможности их употребления и обеспечивая усвоение детьми лексико-грамматических категорий через такие виды деятельности, как игровая, предметно-манипулятивная, речевая, исследовательская. Эти тренажёры могут использоваться как индивидуально, так и фронтально или при работе с подгруппой детей не только логопедом при проведении ОД, но и воспитателями при необходимости в других видах ОД или педагогом-психологом. Также грамматический тренажёр можно использовать для массажа мелкой мускулатуры кистей рук.

В процессе планомерной работы дети приобретают практические навыки осмысленного моделирования предметно-пространственных связей и употребления предложно-падежных конструкций, отражающих эти связи. А также овладевают рядом понятий о величине, форме и свойствах предметов, обогащая как пассивный, так и активный лексический диапазон существительных, числительных, глаголов и прилагательных. Также в процессе работы с грамматическими тренажёрами дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие.

Литература:

  1. http://logopeddoma.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, нетрадиционная форма работы, традиционный метод воздействия, эффективное средство коррекции.


Ключевые слова

нетрадиционные методы, Марблс, грамматические тренажёры

Похожие статьи

Роль коррекции в тандемном обучении

В статье авторы рассматривают способы исправления ошибок в тандемном обучении. Описываются различные формы коррекции в речи и формы работы с различными дидактическими материалами.

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Методические основы обучения грамматике в 7-м классе средней школы

В статье рассматриваются различные методы обучения грамматике при изучении иностранного языка, акцентируя внимание на их теоретических и практических аспектах. Метод обучения определяется как система, включающая цели, содержание, принципы и способы о...

Инновационные методы преподавания английского языка

В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и ...

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий при обучении грамматике английского языка

В статье рассмотрены возможности использования игровых технологий при обучении школьников грамматике английского языка. Представлены некоторые из игр, которые помогут учителю формировать у учащихся навыки работы с грамматическими конструкциями, особе...

Способы использования публицистических текстов на уроке английского языка в старшей школе

В статье автор рассматривает приемы использования текстов статей британской прессы на уроке английского языка в старшей школе с целью развития умений в различных видах деятельности (чтение, письмо, устная речь) старшеклассников, а также предлагает не...

Использование дидактических игр на уроках немецкого языка (на примере УМК Begegnungen A1+)

Статья посвящена дидактическим играм и их применению на занятиях немецкого языка. Использование игровых методов очень эффективно: игры разряжают атмосферу, мотивируют студентов и повышают интерес к изучению языка. Использование их в повседневной прак...

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

Похожие статьи

Роль коррекции в тандемном обучении

В статье авторы рассматривают способы исправления ошибок в тандемном обучении. Описываются различные формы коррекции в речи и формы работы с различными дидактическими материалами.

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Методические основы обучения грамматике в 7-м классе средней школы

В статье рассматриваются различные методы обучения грамматике при изучении иностранного языка, акцентируя внимание на их теоретических и практических аспектах. Метод обучения определяется как система, включающая цели, содержание, принципы и способы о...

Инновационные методы преподавания английского языка

В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и ...

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий при обучении грамматике английского языка

В статье рассмотрены возможности использования игровых технологий при обучении школьников грамматике английского языка. Представлены некоторые из игр, которые помогут учителю формировать у учащихся навыки работы с грамматическими конструкциями, особе...

Способы использования публицистических текстов на уроке английского языка в старшей школе

В статье автор рассматривает приемы использования текстов статей британской прессы на уроке английского языка в старшей школе с целью развития умений в различных видах деятельности (чтение, письмо, устная речь) старшеклассников, а также предлагает не...

Использование дидактических игр на уроках немецкого языка (на примере УМК Begegnungen A1+)

Статья посвящена дидактическим играм и их применению на занятиях немецкого языка. Использование игровых методов очень эффективно: игры разряжают атмосферу, мотивируют студентов и повышают интерес к изучению языка. Использование их в повседневной прак...

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

Задать вопрос