Государственное регулирование земельных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 28320 раз

Библиографическое описание:

Дамдын, О. С. Государственное регулирование земельных отношений / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3202/ (дата обращения: 16.12.2024).

Государственное регулирование земельных отношений это объективная необходимость, которая предопределена особой многофункциональной ролью земли и ее незаменимостью. Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны.

Существуют два вида государственного регулирования земельных отношений:

  1. Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;

  2. Хозяйственное регулирование – государственные органы действуют как хозяйственные субъекты, то есть предоставляют земельные участки физическим и юридическим лицам, ведут учет, оценку, охрану земель и т.д.

Государственное регулирование земельных отношений ставит перед собой следующие цели:

  • обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;

  • защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

  • обеспечение безопасности и обороны страны:

  • рациональное использование земель.

Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции и распространяющееся на все категории земель и всех субъектов земельных отношений) и отраслевое (осуществляемое министерствами и комитетами и федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование).

Существуют следующие принципы земельного законодательства (схема 1 [1, с.81]).

Схема 1. Основные принципы земельного законодательства.

Принцип

Содержание

  1. Земля – основа жизни и деятельности человека
Регулирование земельных отношений осуществляется с учетом земли как:
  • природного охраняемого объекта – части природы;
  • средства производства хозяйственной и иной деятельности;
  • недвижимого имущества;
  • объекта права собственности и иных прав на землю.
  1. Приоритет охраны земли как части окружающей среды и средства производства перед использованием ее как недвижимости

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не нанесет ущерба окружающей среде.

  1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Использование и охрана земель должны обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье.

  1. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов

Все прочно связанные объекты с земельными участками следуют их судьбе, за исключением, установленными федеральными законами.

  1. Приоритет сохранения особо ценных земель

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда (леса первой группы), особо охраняемых природных территорий и других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается федеральными законами.

  1. Платность землепользования земель

Любое использование земли осуществляется за плату за исключением, установленным законом.

  1. Деление земель на категории

Правовой режим земель определяется исходя из их функционального назначения (категории) и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законов.

  1. Дифференциация правового режима земель

Правовой режим должен учитывать природные, социальные, экономические и иные факторы.

  1. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан

Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при гарантии каждому гражданину свободно владеть пользоваться и распоряжаться своими земельными участками.

  1. Разграничение государственной собственности на землю
Правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами о собственности на землю:
  • Российской Федерации;
  • субъектов РФ;
  • муниципальных образований.
  1. Участие граждан и их объединений

Имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может воздействовать на состояние земель при их использовании и охране.

Функции государственного регулирования земельных отношений определяются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими нормативными актами в соответствии с экономическими, социальными требованиями к организации использования и охраны земель:

  1. Учетная функция:

  • экологический мониторинг;

  • ведение земельного кадастра;

  • всеобщность учета всех земель не зависит от форм собственности и использования;

  • системность учета;

  • дифференцированность учета земель;

  • достоверность учета;

  • непрерывность учета;

  • единство методики учета;

  • гарантированность учета.

  1. Распределительная функция:

  • проведение землеустроительных работ;

  • изъятие земель, используемых с нарушениями закона;

  • принудительный выкуп земель для общественных нужд;

  • предоставление земель в собственность, аренду, пользование.

  1. Рационального использования земель:

  • экономическое и налоговое стимулирование;

  • ответственность за нарушение земельного законодательства;

  • введение нормативов деятельности на земельных участках;

  • меры по рекультивации земель;

  • выделение территорий с особым режимом использования.

  1. Охранная функция:

  • в отношении объектов землепользования;

  • в отношении субъектов земельных отношений;

  • устранение коллизий и реализации прав и обязанностей землевладельцев.

  1. Контроль за использованием и охраной земель:

  • проверки, экспертизы проектов использования земель;

  • мониторинг использования земель;

  • соблюдение целевого характера использования земель;

  • предотвращение и пресечение нарушений земельного законодательства.

Функции государственного регулирования земельных отношений различаются между собой субъектами их осуществления, местом и значением в системе регулирования, а также юридическими последствиями:

  1. Российская Федерация:

  • установление основ федеральной политики по регулированию земельных отношений;

  • установление ограничений прав собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также их обороноспособности;

  • государственное управление мониторингом земель, земельным контролем, землеустройством и ведением государственного земельного кадастра;

  • установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд;

  • изъятия для нужд Российской Федерации, в том числе путем выкупа;

  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

  • иные полномочия по Конституции Российской Федерации, земельному кодексу и федеральным законам;

  • управление и распоряжение землями федеральной собственности.

  1. Субъекты Российской Федерации:

  • изъятия, в том числе путем выкупа земель для своих нужд;

  • разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель в границах субъекта Российской Федерации;

  • иное полномочие, не отнесенное к Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления;

  • управление или распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

  1. Органы местного самоуправления:

  • изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд;

  • установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;

  • разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

  • иные полномочия на решение вопросов использования и охраны земель местного значения;

  • управление и распоряжение муниципальными земельными участками.

Основными функциями государственного регулирования владения и пользования земельным фондом являются: планирование и прогнозирование использования земель, зонирование земель, распределение и перераспределение земель, ведение государственного земельного кадастра, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования, мониторинг земель и контроль за правильным их использованием, разрешение земельных споров.


Литература:

  1. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -624 с.

  2. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).

  3. Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 112 с. – (Кодексы и законы России).



Основные термины (генерируются автоматически): охрана земель, Российская Федерация, государственное регулирование, земельное законодательство, отношение, земля, окружающая среда, участок, местное самоуправление, правовой режим земель.


Задать вопрос