Программа стратегического планирования развития малых городов на основе культурного наследия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 1045 раз

Библиографическое описание:

Балдандоржиев, Ж. Б. Программа стратегического планирования развития малых городов на основе культурного наследия / Ж. Б. Балдандоржиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3189/ (дата обращения: 19.11.2024).

Разработанная нами программа основана на системе сбалансированных показателей [1], Закона Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года, программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы», стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Согласно концепции развития Забайкальского края до 2020, повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала. Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами: - переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества; - по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры [2,3]. Сфера культуры обладает специфичной деятельностью и включает разные виды, реализуемые специальными организациями и учреждениями. Еще Т.В. Артемьева, Г.Л. Тульчинский говорили о роли культуры и искусства в повышении ценности окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление малого города, материальной среды производства и отдыха. Сфера культуры участвует в формировании и развитии инфраструктуры политической жизни, создавая события и новостные поводы, в формировании и продвижении привлекательного образа малого города, региона, местности, в том числе и в целях инвестиционной привлекательности [3, с.11]. Внедрение инноваций, новых технологических и методологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ и сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества. Так, проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры и поддержка туризма позволят ввести их в систему современных экономических отношений и развития. Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры и туризма будет способствовать привлечению внебюджетных средств и сокращению бюджетных затрат, развитию малого и среднего бизнеса и появлению новых рабочих мест. В этом плане мы вполне согласны с Т.В. Артемьевым, Г.Л. Тульчинским в том, что взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования и развития гражданского общества, способного к саморазвитию [4.с.11]. Сфера культуры во всем мире не существует и не развивается за счет бюджетных средств. Так же нигде в мире не развивается на коммерческой основе. Она может развиваться только за счет привлечения и актуализации средств и ресурсов из других отраслей, при участии различных социальных сил. Она объективно востребована различными силами, дает возможности реализации их интересов возможности эффективных контактов, развития социального партнерства, а значит успешного фандрейзинга, аутсорсинга и венчура. В нашем понимании достижение целей развития и сохранения культурного наследия малых городов Забайкальского края является совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере культуры (разработка проектов законов), создание туристско-рекреационных зон, а также сохранение исторических объектов культуры и развитие культуры. Иными словами, речь идет о повышении уровня привлекательности материального и нематериального культурного наследия малых городов Забайкалья в их развитии и сохранении. Для этого требуется развитие партнерских отношений и возможно интеграции сферы культуры и среднего, малого бизнеса (для целей инвестиций, спонсорства, патронажа и т.д.) и привлечении негосударственных организаций и фондов при непосредственном участии и помощи федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Развитие культурного наследия малых городов и его популяризация будет способствовать сохранению и развитию малых городов Забайкальского края в следующих сформулированных стратегических целях:
  • сохранение и развитие природного, материального и нематериального культурного наследия малых городов Забайкалья.

  • позиционирование малых городов как привлекательных инвестиционных проектов в сфере культурного туризма, повышение конкурентоспособности в условиях перехода экономики на инновационный путь развития, увеличение доходов в бюджет за счет культурного наследия малых городов Забайкалья.

  • развитие, сохранение и укрепление духовных ценностей, народного ремесла самобытных культур традиций, обычай, празднеств и фольклора многонационального населения Забайкальского края.

Реализация разработанных нами направлений в сфере культуры и туризма позволит модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия для развития различных видов туризма которые обеспечат развитие культурного потенциала малого города, активизируют малый и средний бизнес, укрепят позитивный и привлекательный образ (имидж) малых городов богатых историко-культурными традициями и ценностями.

Для достижения стратегических целей разработаны следующие направления:

  1. Направление: Сохранение и популяризация культурного наследия малого города и развитие туризма. В соответствии с этим направлением ставятся следующие задачи:

  • совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры и механизмов частно-государственного партнерства.

Критерий оценивания: количество договоров

  • содействие развитию культурно-познавательного туризма и др.

Критерий оценивания: учет туристических фирм работающих на внутреннем рынке и учреждений культуры.

  • обеспечение сохранности объектов культурного наследия (природного, материального и нематериального культурного наследия) и комплексного подхода к сохранению культурно-исторического прошлого и настоящего.

Критерий оценивания: количество культурных объектов (памятники архитектуры, природы и истории, музеи) проведение празднеств связанных с традициями, обычаями и т.д.

  • создание единой информационной системы краевого мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры.

Критерий оценивания: мониторинг состояния объектов культурного наследия

  1. Направление: Обеспечение доступности информации о посещении культурных объектов. Данное направление подразумевает задачу:

  • организация единой сети региональных и муниципальных информационных центров культуры и туризма.

Критерий оценивания: количество центров; качество обслуживания.

  1. Направление: Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и туризма. Данное направление направлено на решение задач:

  • модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий.

Критерий оценивания: мониторинг реализации продуктов

  • развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры.

Критерий оценивания: продукт деятельности; количество народных ансамблей и т.д.

  • содействие развитию культурного потенциала малого города, поддержка культурных инициатив и инновационных проектов, в том числе в области туризма.

Критерий оценивания: фандрейзинговые, аутсорсинговые, венчурные проекты и программы.

Оценка эффективности результатов и мониторинг реализации программы развития малых городов важная составляющая и залог их успешного развития в настоящем и будущем.

Ресурсные центры городского, регионального и межрегионального значения, обновление их технической и информационной базы, бесспорно, влияют на результат внедрения программы развития малого города. Сбалансированность и выделение приоритетных направлений развития МГЗ и продолжающийся процесс модернизации, где культурные, интеллектуальные ресурсы человеческого капитала будут играть центральную роль. На этапе модернизации справедливо измерять уровень достигнутых результатов не только в количественных показателях, но и в качественных показателях прямого или опосредованного вклада в развитие МГЗ.

Программа рассматривает эффективное использование возможностей и потенциала культурного наследия МГЗ как условие (фактор) регионального развития. Понимание процессов регионального и федерального развития как сложноорганизованных многосторонних взаимодействий различных участников: органов управления федерального, регионального и муниципальных уровней; рынка труда; промышленных предприятий; предприятий малого и среднего бизнеса и бизнес сектора в целом; институтов гражданского общества в лице правительственных, общественных, коммерческих и некоммерческих организаций, а также учреждений культуры и туризма. Структура взаимодействия представляет собой разветвленную многоуровневую систему взаимодействия, как между различными уровнями, так и внутри каждого из них.

Реализация программы развития в целях местного, регионального, а следовательно и общенационального развития осуществляется во взаимодействии с другими участниками [5, с. 11].

Оценка выполнения программы, основанная на количественных (статистических) данных, является одним из доступных способов зафиксировать сложившееся положение дел, проследить динамику и составить прогноз на будущее, однако для получения полной картины состояния результаты должны дополняться качественным анализом.



Литература:

  1. Армстронг М., Бэрон А. Perfomance Management. Управление эффективностью работы. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

  2. Закон Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010 – 2014 годы». Принят Законодательным Собранием Забайкальского края 25 ноября 2009 года.

  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

  4. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Основы академического фандрейзинга в социальной сфере: привлечение средств на реализацию научно-образовательных и социально-культурных проектов и программ: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 219 с.

  5. Там же

  6. Перфильева О.В. Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования / О.В Перфильева. // Вестник международных организаций. – 2010. № 4 (30). С. 11- 20



Основные термины (генерируются автоматически): сфера культуры, критерий оценивания, Забайкальский край, малый город, культурное наследие, развитие, направление, человеческий капитал, гражданское общество, Российская Федерация.


Задать вопрос