Специфика формирования и функционирования Интернет-сообществ: социальный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 1304 раза

Библиографическое описание:

Невесенко Е. Д. Специфика формирования и функционирования Интернет-сообществ: социальный аспект // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 88-92. — URL https://moluch.ru/archive/28/3133/ (дата обращения: 23.07.2018).

Развитие технической функциональности Интернета способствовало активизации в виртуальной реальности новых потоков аудитории, привело к росту деловой и социальной активности, формированию новых форм коммуникации и общения в данной среде.

Сегодня Интернет - это среда, насыщенная различно направленными социальными процессами, некоторые из которых находят свое отражение в реальности: в режиме он-лайн обсуждаются социально-значимые вопросы, формируется общественное мнение в отношении тех или иных проблем жизни общества. Развитие коммуникационных возможностей Интернета стало предпосылкой формирования в виртуальной реальности специфических групп пользователей, объединяемых определенным кругом интересов самого различного порядка. Наблюдаемые социальные интернет-образования получили название «интернет-сообщества» (или виртуальные сообщества).

Проблематика, поднимаемая социологией в отношении интернет-сообществ, достаточно обширна. В частности, можно выделить следующий круг вопросов. Во-первых, актуальным является вопрос о причинах и специфике формирования интернет-сообществ как сетевых объектов. Во-вторых, в качестве значимой выявляется проблема роли виртуальных сообществ в социализации личности. В-третьих, рассматривается вопрос о влиянии интернет-сообществ на те или иные социальные процессы и проблемы, волнующие как конкретное общество, так и все мировое сообщество в целом. Это, конечно, не весь перечень актуальных вопросов, поднимаемых социальной наукой в данной предметной области. Тем не менее, представленный перечень проблем позволяет сформировать определенное отношение к этому объекту исследования.

В рамках данной статьи мы постараемся раскрыть понятие «интернет-сообщество» как таковое, а также осветить социальную специфику его формирования и функционирования в среде Интернет.

Как правило, под понятием «интернет-сообщество» понимается группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом посредством Интернета. Однако определение, представленное в статье Д. Шикулы «Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы», нам представляется более информативно отражающим специфику данного социального объединения: «Интернет-сообщество – это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса» [1].

Мотивацией для формирования интернет-сообщества могут являться различные основания. К примеру, интернет-сообщество может быть создано с целью активизации в Интернете обсуждений каких-либо проблем, считающихся пользователям значимыми, и влияния посредством сформированного в виртуальной среде общественного мнения на сложившуюся ситуацию. Другим основанием может служить стремление авторов сконцентрировать на одном веб-ресурсе некоторую специфическую информацию, интересную определенному кругу лиц. Также в качестве побудительной силы может выступать коммуникативный аспект, стремление к обмену научной информацией или проведению профессиональных консультаций и т.д.

Таким образом, на основании изучения предметной направленности интернет-сообществ можно сформулировать следующую их классификацию:

  1. Тематические сообщества: возможные тематические направления сообществ - спорт, экономика, политика, культура и т.д. В качестве примера можно отметить спортивное сообщество сайта Soprt.ru (www.sport.ru);

  2. Географические сообщества: это сообщества, отражающие социальные аспекты определенной страны, региона, города и т.д. Наглядным примером является форум Санкт-Петербурга (http://www.spbtalk.ru/);

  3. Сообщества потребителей: возможные тематические направления - автомашины, сотовые телефоны, компьютерные инновации и т.д. Примером может служить автомобильный форум Санкт-Петербурга (http://www.spbdrive.ru/forum/index.php);

  4. Профессиональные сообщества: возможные тематические направления - бизнес, дизайн, IT. К примеру, бизнес-форум (http://www.biznet.ru/);

  5. Сообщества прямого общения: целью таких сообществ (так называемых сайтов знакомств) является установление дружеских или романтических отношений. За примером обратимся к сайту Dating.ru (http://dating.ru/) или сайту LovePlanet (http://loveplanet.ru/);

  6. Гендерные сообщества: к этому виду интернет-сообществ можно отнести петербургский женский сайт (http://www.womanspb.ru/forum.html);

  7. Протестные сообщества: сообщества, специализирующие критическим отношением к людям, событиям, явлениям. К примеру, форум антивоенного движения (http://forum.voinenet.ru/).

  8. Маргинальные сообщества: сообщества, развивающие в среде Интернет культуру различных маргинальных групп (панки, готы, гопники и т.д.). С целью ознакомления с этим видом сообщества предлагаем обратиться к форуму готов (http://www.4gots.ru/forum/) [1].

В качестве «площадок» существования сообществ можно выделить такие варианты, как чаты, форумы, блоги, он-лайн дневники, социальные сети и т.д. – все они отличаются между собой спецификой используемого программного обеспечения, характером общения между пользователями и т.д.

Следует отметить, что «открытие» веб-ресурса - это лишь начальный этап формирования сообщества. Для того, чтобы создать на сайте активную деятельность, необходимо приложить ряд усилий по привлечению интернет-аудитории. Для реализации этой цели, как правило, используют целый комплекс стратегических мер: оптимизация сайта под поисковые системы, почтовые рассылки, интернет-реклама (баннеры, контентная реклама), использование «площадок» сайтов-друзей и др. [2, с.54] в сопровождении постоянного администрирования ресурса.

С. В. Бондаренко в своей работе «Жили они долго?! и…» отмечает, что «формирование сетевых сообществ — это искусство коммуникации, и даже если сообщества не относятся к категории сообществ межличностного общения, (выделено автором) их создателям все равно приходится ежедневно прилагать усилия по привлечению внимания и по организации коммуникации через регулярно обновляемый контент» [3]. Мы хотим сделать уточнение в контексте данного определения, включив межличностное общение в более широкое понятие социального взаимодействия индивидов в сообществе, являющееся наиболее актуальным для нашего социологического исследования.

Привлечение и удержание на веб-ресурсе пользователей, которые впоследствии составят основную аудиторию интернет-сообщества, осуществляется посредством размещения актуальной информации и «раскрутки» значимых тем. Пользователя привлекает на сайт его информационное наполнение. Оценив качество и развернутость информационного блока сайта, скорость пополнения и обновления информации, характер обсуждения целевых вопросов, пользователь увеличивает количество посещений данного ресурса, включается в активные обсуждения и привносит свой вклад в жизнь сообщества, постепенно становясь его полноправным членом.

Таким образом, обобщая имеющуюся информацию по привлечению новых пользователей в сообщество, отметим два возможных пути осуществления этой деятельности -экстенсивный и интенсивный [3]. Вариант экстенсивного привлечения характеризуется расширением аудитории сайта за счет привлечения новых пользователей (с этой целью используется комплекс обозначенных выше стратегических мер). Интенсивный путь, в свою очередь, обусловлен «увеличением времени, которое пользователи проводят во взаимодействиях, а значит, чаще принимают участие в жизни виртуального коллектива» [3]. Это происходит за счет грамотного составления и реализации программы постоянного поддержания интереса членов сообщества к деятельности виртуальной группы.

Различают целенаправленно создаваемые и стихийно формируемые интернет-сообщества. Примером целенаправленно создаваемых виртуальных сообществ может служить, допустим, клуб автолюбителей Mitsubishi Lancer (http://www.lancer-club.spb.ru/forum/). К стихийно возникающим сообществам можно отнести социальные группы, объединяющиеся на основании какой-либо определенном темы или отношения к чему-либо в рамках единого веб-ресурса. Например, в рамках форума автолюбителей стихийно может возникнуть направление сторонников или противников того или иного автомобильного бренда.

Хотелось бы также отметить, что сообщества, создаваемые с четко поставленной целью, более организованы, устойчивы и жизнеспособны, чем сообщества, возникающими стихийно. Стихийно создаваемые сообщества, как правило, держаться на энтузиазме как создателей веб-ресурса, так и «лидеров мнений» локального сетевого социума [3].

Изучая виртуальные сообщества, нельзя не отметить присутствие в рассматриваемых социальных объединениях специфической социальной стратификации, главным критерием которой являются властные полномочия. На основании степени обладания властными полномочиями выделяются следующие группы: системные администраторы (администраторы серверов), модераторы и пользователи [4].

Системные администраторы обладают самым высоким статусом в сообществе, их полномочия включают следующие властные функции: определение характера информационной наполненности веб-ресурса, решение вопросов допуска пользователей к информации, определение функциональных обязанностей модераторов, мониторинг посещаемости ресурса и т.д.

Модератор играет на сайте роль куратора протекающих на ресурсе процессов. В его обязанности входит: мотивация участников сообщества к активной деятельности и обсуждениям, наблюдение и коррекция процессов общения, контроль поведения пользователей сайта, применение санкций к нарушителям на основании принятого в сообществе регламента. Модератор обычно назначается системным администратором.

Пользователи ресурса – это особая группа, основа любого сообщества, обладающая определенными правами и обязанностями, зафиксированными в установленных правилах, деятельность которых контролируется представителями вышестоящих инстанций.

В статье Д.А. Иванченко «Специфика социального взаимодействия индивидов в интернет-сообществах» представлен анализ социальной структуры различных интернет-сообществ, в рамках которого выделены формальные и неформальные социальные группы пользователей, ранжируемые на основании степени проявляемой ими активности, определяемой количеством и характером размещаемых сообщений (так называемых «постов»). Автор выделяет следующие формальные статусы членов сообщества (по возрастающей) – «гость», «новичок», «гуру», «ветеран», «VIP», «тысячник» и т.д. Среди неформальных можно отметить такие статусы, как «лидер», «авторитет», «звезда», «провокатор», «чудак», «флудер» и пр. [5]. Для каждого статуса характерно наличие конкретной роли и функций, определяющих положение пользователя в сообществе.

Для обеспечения оптимального функционирования сообщества и поддержания благоприятных условий сосуществования его членов вводится комплекс норм и правил поведения, общеобязательный к соблюдению для каждого пользователя веб-ресурса. В случае нарушения установленных правил, в отношении пользователя применяются различного вида санкции: от просто предупреждения до «банна» (принудительного исключения участника из сообщества). Причинами применения административных мер может служить (на примере правил поведения, установленных на форуме автолюбителей Санкт-Петербурга, http://www.petercars.ru/forum/):

- флуд (размещение однотипной информации на нескольких «ветках» форума или разных форумах, одной повторяющейся фразы, символов, букв, слов, одинаковых графических файлов или просто повторяющихся коротких сообщений на веб-форумах, в чатах и блогах или бессмысленных потоков информации, часто с недобрым умыслом);

- создание одинаковых топиков (топик - зд. тема, предмет обсуждения на форуме, блоге);

- использование нецензурных выражений;

- оскорбление других участников сообщества;

- использование e-mail зарегистрированных пользователей форума в целях рассылки спама;

- двойная регистрация и «захват» ников [6].

Данный перечень правил поведения, в своей основе, стандартен для большинства веб-ресурсов.

Для интернет-сообщества характерно также формирование определенной организационной культуры, что выражается в наличие некоторой системы ценностей, установок, норм и правил поведения, которые принимает каждый участник сообщества.

В рамках интернет-сообщества развивается и другая, так называемая «неуправляемая» культура, основу которой составляют стереотипы поведения, традиции, специфичность лексики [7, с. 61] и т.д., отражающая степень устойчивости социальной интернет-группы и характер взаимодействия между ее участниками.

С.В. Бондаренко выделяет интересную особенность, касающуюся способности аудитории интернет-сообщества оперативно реагировать на социальные проблемы и различные события, происходящие в обществе и в мире, и, как следствие, оказывать на них некоторое влияние [8, с. 112]. В этом направлении активную деятельность осуществляют различные социальные сети, ярким примером которых является система микроблоггинга Twitter [9]. Доказательством значимости, в частности, веб-ресурса Twitter, в общественной жизни является признание и активное использование этого микроблоггинга известными политическими и общественными деятелями [9].

Таким образом, исследуя интернет-сообщества можно представить следующую специфику их формирования и функционирования:

- для формирования интернет-сообщества необходимы определенные мотивы, в качестве которых, к примеру, могут выступать возможность привлечения внимания общественности к какой-либо проблемной ситуации, концентрации некоторой информации на одном ресурсе, обмен научной информацией;

- сообщества существуют в рамках различных веб-ресурсов, среди которых можно выделить чаты, форумы, блоги, он-лайн дневники, социальные сети;

- для активизации деятельности сообщества применяется комплекс мероприятий, способствующей решению этой задачи;

- вопрос привлечения и удержания пользователей решается посредством размещения на сайте актуальной информации и «раскрутки» значимых тем;

- для оптимального функционирования сообщества необходимо регулярное администрирование ресурса;

- целенаправленно создаваемые сообщества, как правило, характеризуются большей организацией, устойчивостью и жизнеспособностью по сравнению с сообществами стихийно формируемыми;

- для сетевых сообществ присуще наличие специфической социальной стратификации. Социальные страты определяются, главным образом, на основании степени обладания властными полномочиями;

- структуру интернет-сообщества составляют формальные и неформальные социальные группы пользователей, ранжируемые на основании степени проявляемой ими активности;

- для любого интернет-сообщества характерно наличие правил поведения, общеобязательных к соблюдению для каждого пользователя веб-ресурса. По отношению к нарушителям применяются соответствующие санкции;

- в рамках интернет-сообщества развивается определенная организационная культура, которая сплачивает участников сообщества посредством устанавливаемых формальных и неформальных правил.

Интернет-сообщество, его социальные составляющие – это достаточно интересные в научном плане объекты, требующие особого внимания со стороны исследователей интернет-пространства. Изучение структуры интернет-сообщества, особенностей его внутренней культуры позволит понять специфику информационно-познавательной и коммуникативной деятельности, осуществляемую аудиторией сайта.

На базе веб-ресурса проводятся исследования социальных процессов, протекающих в киберпространстве, изучается общественное мнение, затрагивающее значимые социальные проблемы, и отношение «лидеров мнений» к ним; рассматривается специфика взаимодействия виртуальной реальности с физической средой, а также и последствия таково взаимодействия, чему, в той или иной мере, способствует сформированные и развивающиеся в Сети интернет-сообщества.

В следующих статьях мы планируем продолжить исследования интернет-сообществ в социальном аспекте и рассмотреть характер и последствия их влияния на региональные социальные процессы.


Литература:

[1] Шакула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы: сайт научно-культурологического журнала «RELGA» - 2006 - [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1055&level1=main&level2=articles (дата обращения: 30.03.2011).

[2] Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в сети / Гуров Филипп Никитич. – М.: Вершина, 2008. – 136 с.

[3] Бондаренко С.В. Жили они долго?! и…: интернет-издание «Компьюттера-Онлайн» - 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://oldwww.computerra.ru/offline/2004/529/32074/?print (дата обращения: 30.03.2011).

[4] Бондаренко С.В. Стратификация в сетевых сообществах межличностного общения. [Электронный ресурс]. URL: http://library.by/portalus/modules/psychology/referat_show_archives.php?subaction=showfull&id=1106582741&archive=1129709116&start_from=&ucat=15& (дата обращения: 08.04.2011).

[5] Иванченко Д.А. Специфика социального взаимодействия индивидов в интернет-сообществах: сайт Российской академии наук Института социологии РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1208188722.pdf (дата обращения: 29.03.2011).

[6] Основные правила форума автоклуба Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: http://www.petercars.ru/forum/ (дата обращения: 29.03.2011).

[7] Костина А.В. Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете? От думера – до фурри. От игнора – до троллинга. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011 – 176 с.

[8] Бондаренко С.В. Виртуальная структура виртуальных сетевых сообществ – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского Университета, 2008 – 320 с.

[9] США поддержат российских интернет-активистов. Информационная статья: сайт Русской службы Би-би-си – 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/02/110216_clinton_internet_support.shtml (дата обращения: 30.03.2011).

Основные термины (генерируются автоматически): сообщество, активная деятельность, общественное мнение, правило поведения, участник сообщества, основание, правило, актуальная информация, виртуальная реальность, межличностное общение.


Похожие статьи

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

Под «виртуальной реальностью» подразумевается реальность, отличная от

Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное

Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ — групп людей...

Межличностная коммуникация с виртуальными собеседниками...

Ключевые слова: культура, межличностная коммуникация, виртуальный собеседник, чат-бот, диалог, симуляция.

Виртуальная реальность характеризуется пластичностью и видоизменяемостью.

Как правило, они создаются для преследования коммерческих целей.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Ключевые слова: Интернет, виртуальная реальность, общение, виртуализация, информация

На вопрос, какого рода деятельность вы осуществляете в Интернете, 68 % ответили — общение с

В местах, где есть свои правила, шутки, язык рождаются Сообщества.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Воспитанник может осуществлять познавательную деятельность по конкретному предмету в рамках созданного педагогом сообщества (действовать

Создание общей беседы и группы, приглашение участников, составление правил онлайн — общения и выбор администратора...

Влияние интернет-сообществ на региональные социальные...

Базами формирования интернет-сообществ, как правило, являются различные чаты

- организовывать совместную деятельность, имеющую свое продолжение в реальности

Так, по данным фонда «Общественное мнение», общий оборот рынка Интернет-торговли в марте...

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной

5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам; 6) репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри...

Возможности оптимизации межличностного общения подростков...

В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества [3].

На основании данных диагностики особенностей межличностного общения подростков нами была разработана

Правила оформления статей.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Все виды информации и знания о происходящих событиях распространяются в процессе межличностного общения и

Липпман У. Общественное мнение — институт фонда «общественное мнение», 2004. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности.

Блог как форма межличностной коммуникации

Совокупность всех блогов как социальной сети или сообщества была названа блогосферой, по аналогии «ноосферой» и др. подобным сферам.

Блоги: новая реальность.

Основные термины (генерируются автоматически): блог, общественное мнение, источник информации...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

Под «виртуальной реальностью» подразумевается реальность, отличная от

Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное

Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ — групп людей...

Межличностная коммуникация с виртуальными собеседниками...

Ключевые слова: культура, межличностная коммуникация, виртуальный собеседник, чат-бот, диалог, симуляция.

Виртуальная реальность характеризуется пластичностью и видоизменяемостью.

Как правило, они создаются для преследования коммерческих целей.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Ключевые слова: Интернет, виртуальная реальность, общение, виртуализация, информация

На вопрос, какого рода деятельность вы осуществляете в Интернете, 68 % ответили — общение с

В местах, где есть свои правила, шутки, язык рождаются Сообщества.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Воспитанник может осуществлять познавательную деятельность по конкретному предмету в рамках созданного педагогом сообщества (действовать

Создание общей беседы и группы, приглашение участников, составление правил онлайн — общения и выбор администратора...

Влияние интернет-сообществ на региональные социальные...

Базами формирования интернет-сообществ, как правило, являются различные чаты

- организовывать совместную деятельность, имеющую свое продолжение в реальности

Так, по данным фонда «Общественное мнение», общий оборот рынка Интернет-торговли в марте...

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной

5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам; 6) репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри...

Возможности оптимизации межличностного общения подростков...

В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества [3].

На основании данных диагностики особенностей межличностного общения подростков нами была разработана

Правила оформления статей.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Все виды информации и знания о происходящих событиях распространяются в процессе межличностного общения и

Липпман У. Общественное мнение — институт фонда «общественное мнение», 2004. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности.

Блог как форма межличностной коммуникации

Совокупность всех блогов как социальной сети или сообщества была названа блогосферой, по аналогии «ноосферой» и др. подобным сферам.

Блоги: новая реальность.

Основные термины (генерируются автоматически): блог, общественное мнение, источник информации...

Задать вопрос