Психологическое сопровождение студентов первых курсов классным руководителем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.09.2019

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Павлюк, И. В. Психологическое сопровождение студентов первых курсов классным руководителем / И. В. Павлюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 156-160. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62435/ (дата обращения: 17.12.2024).



И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л. Н. Толстой

Современный классный руководитель уже владеет необходимой профессиональной педагогической компетентностью, то есть владеет современными продуктивными технологиями обучения, готов осваивать новые информационно-коммуникационные технологии и моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс. Задача современного классного руководителя — держать профессиональную позицию! Жизнь в непрерывно развивающемся современном обществе требует от личности постоянного аккумулирования новых знаний и навыков, роста образовательного уровня.

Быстрые темпы научно-технического прогресса вынуждают нынешнего педагогического работника сферы дополнительного образования студентов регулярно повышать качество своей профессиональной педагогической квалификации, а активная трансформация культурной сферы ориентирует человека на развитие его духовных ценностей, совершенствование представлений об окружающем мире, расширение кругозора.

Как говорит об этом известный философ Мераб Мамардашвили «согласно известной формуле люди должны быть инициативны и изобретательны и при этом абсолютно послушны. Быть самодеятельным и инициативным и при этом послушным и покорным — вот форма нашего сегодняшнего бытия». [3] Именно классный руководитель, педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно –духовному развитию личности студента. Задача классного руководителя – создание ситуации успеха для каждого человека, независимо от его способностей.

В отечественной педагогике была разработана концептуальная основа педагогики поддержки (1995г.) О. С. Газман, его последователи и коллеги — Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, С. Д. Поляков, С. М. Юсфин, Л. М. Лузина и др. — под педагогической поддержкой понимали оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии щкольных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [5].Сотрудничество студентов и взрослых, взаимосвязь педагогов, родителей имеет различные формы сотрудничества: совместная деятельность в учебных группах, кружках, секциях, студиях, организация досуга, различные выездные мероприятия, такие как объединенные походы, экскурсии, экспедиции др.

Основной задачей, которая стоит перед классного руководителя, является развитие личности подростков, проявляющих интерес к науке, искусству, культуре, спорту, сохранение контингента на протяжении всего периода обучения (4 года)

Особого внимания требуют ребята с особыми нуждами, а также обучающиеся из группы риска и различных неформальных групп, где доминирует свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью. Классному руководителю важно знать и использовать в своей практике природные мотивации подростков.

В КГБ ПОУ ВЛХТ им. Н.В Усенко классные руководители используют перспективные педагогические технологии, как «Портфолио», «Метод учебного проекта»,«Технология «дебаты» а также информационные технологии.

Для создания успешной группы в среднем профессиональном образовании в воспитательной деятельности классного руководителя нами были выделены следующие основные аспекты:

  1. Всесторонне изучает индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, коллектива класса или учебной группы в целом, особенности семейного воспитания обучающихся, проводит мониторинг оценки качества воспитания, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении.
  2. Содействует организации комплексного подхода к нравственному и патриотическому воспитанию студентов, пропагандирует здоровый образ жизни.
  3. Ведет планомерную работу по совершенствованию подготовки специалистов с учетом современных методов обучения.
  4. Оказывает помощь в привлечении студентов к творческой, технической работе, в клубы, кружки по интересам, коллективы художественной самодеятельности, спортивные секции.
  5. Выявляет причины неуспеваемости студентов, организует оказание им действенной помощи.
  6. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий студентами группы.
  7. Осуществляет меры, направленные на сохранение контингента студентов группы.
  8. Вносит предложения о поощрении студентов за достигнутые успехи и высокие результаты в учебе, активное участие в общественной жизни.
  9. Поддерживает постоянную связь с родителями студентов (необходимо добиться того, чтобы родители и классный руководитель работали совместно, сообща).
  10. В случае необходимости составляет характеристики на студентов группы.
  11. Классный руководитель ведет необходимую документацию, фиксирует в журнале классного руководителя проведенную учебно-воспитательную работу.

Выбираю следующие формы воспитательной работы со студентами очного отделения группы:

– индивидуальные беседы;

– совместный поиск решения проблемы студента и группы в целом;

– определение позиции учащегося по тому или иному вопросу, обмен мнениями; нужно научиться слышать учащегося;

– и как итог — оказание помощи студенту в нерешенных вопросах, в выборе работы по предложенным направлениям.

Использую диагностические методики по выявлению степени сплочённости студенческого коллектива. «С первых дней происходит процесс адаптации, благополучное прохождение которого гарантирует дальнейшие достижения в обучении студента, и в становлении профессионала. Достаточно важен фактор сплоченности группы, климат, направленность однокурсников на получение профессии, взаимопомощь, поддержку» [1].

Необходимо непосредственное общение классного руководителя со студентами первокурсниками с целью выявления отношения к проблеме адаптации, поиск новых методов помощи, основанных на возможностях самого студента. Помимо определения основных проблем, возникающих в начале обучения, активные методы исследования позволяют сразу же прорабатывать некоторые выделенные проблемы, обсудить их и способствуют нахождению выхода.

Классный руководитель является:

– духовным посредником между обществом и учащимся в усвоении основ человеческой культуры;

– защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

– организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности группы студентов;

– организатором условий для самовыражения и развития каждого обучающего;

– помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

– координатором усилий преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, семьи, социума — словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие обучающегося.

Для изучения процесса адаптации использую метод фокус-группы.

Это метод фокусированного на одной проблеме интервью, предложенный в сороковых годах в Америке. Задачей метода является глубинное интервьюирование группы людей по общей проблеме, по единой тематике, что позволяет получить информацию о мыслях, мотивах поведения, реакциях людей [2].

Целью проведения фокус-группы было определение субъективной информации о переживании процесса адаптации, выявление основных дезадаптационных факторов, обнаружение методов помощи для успешной адаптации первокурсников.

Было проведено 1 фокус-группа, в которых участвовало от 14 до 20 студентов первых курсов разных направлений подготовки (11 кмц специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Всего 90 студентов (20 девушек, средний возраст интервьюированных 15 лет. Фокус-группы были проведены в первую неделю обучения в техникуме.

Таблица 1

Факторы дезадаптации студентов-первокурсников

№ п/п

Факторы дезадаптации

Количество студентов

абс.

в %

1

Взаимоотношения с однокурсниками

20

20

2

Отъезд из дома

10

50 %

3

Неопределенность мотивации выбора профессии

15

82 %

4

Трудности в налаживании взаимоотношений с преподавателями

12

48 %

5

Боязнь не понять новую систему обучения

9

54

6

Трудности материального характера

8

58 %

Вывод: студенты выделили разнообразные проблемы, которые мешают успешной адаптации. Наиболее актуальной является проблема взаимоотношения с однокурсниками. В эту группу были отнесены такие проблемы как страх общения, неумение входить в контакт, застенчивость, боязнь межличностных конфликтов, неумение просить помощи, возможная грубость, желание лидировать и др.

На втором месте студенты указали изменения в социальной среде — отъезд из дома. В этой группе были выделены такие переживания, как разлука с родителями, страхи за здоровье близких людей, которые теперь далеко, отсутствие возможности общения, тоска, неустроенность на новом месте.

Остро стала проблема неопределенности мотивации выбора профессии. Студенты говорили о том, что могут понять неправильность выбора профессии, многие поступали по требованиям родителей, также выбор факультета определялся результатами ОГЭ, а не интересами и способностями.

Для большинства первокурсников проблема, связанная с общением с преподавателями, новой и интересной.

У половины респондентов выборов по проблемам материального характера и переживаниям, связанным с невозможностью понять систему обучения в техникуме.

Исходя из этого, вторым этапом исследования стала серия тренингов на сплочение первокурсников.

Цель тренинга: создание благоприятной обстановки в группах первокурсников, сплочение коллектива.

Определение сплочённости группы спомощью индекса групповой сплочённости Сишора (по Рогову Е. И.)

Назначение иинструкция. Групповую сплочённость можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма -19, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. Рекомендуется для подростков и старшеклассников.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность кгруппе?

а) чувствую себя членом, частью коллектива (5)

б) участвую в большинстве видов деятельности (4)

в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

г) не чувствую, что являюсь членом коллектива (2)

д) живу и существую отдельно от неё (1)

е) не знаю. Затрудняюсь ответить (1)

  1. Перешли бы вы вдругую группу, если бы представилась такая возможность?

а) да, очень хотел бы перейти (1)

б) скорее перешёл бы, чем остался (2)

в) не вижу никакой разницы (3)

г) скорее всего остался бы в своей группе (4)

д) очень хотел бы остаться в своей группе (5)

е) не знаю, трудно сказать (1)

  1. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

а) лучше, чем в большинстве коллективов (3)

б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

в) хуже, чем в большинстве коллективов (1)

г) не знаю, трудно сказать (1)

  1. Каковы увас взаимоотношения сруководством?

а) лучше, чем в большинстве коллективов (3)

б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

в) хуже, чем в большинстве коллективов (1)

г) не знаю, трудно сказать (1)

  1. Каково отношение кделу (учёбе ит.п.) ввашем коллективе?

а) лучше, чем в большинстве коллективов (3)

б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

в) хуже, чем в большинстве коллективов (1)

г) не знаю, трудно сказать (1)

Уровни групповой сплочённости

15 баллов и выше — высокая 4–6 баллов — ниже средней

11–15 баллов — выше средней 4 и ниже — низкая

7–11 баллов — средняя

Методика для анализа отношений студентов в группе.

Примеры незаконченных предложений

Наша группа...

В нашей группе принято...

В нашей группе помогают...

В нашей группе отказываются...

В нашей группе не бывает...

В нашей группе легко...

В нашей группе иногда бывают...

Для нашей группы победа —это...

Для нашей группы самое главное -...

Для изучения изменений в рейтинге проблем, которые могут возникнуть в первые недели обучения в техникуме, первокурсникам было предложено выбрать одну из наиболее актуальных для четвертого месяца обучения или добавить собственную (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты опытной работы

№ п/п

Проблема

Итоговая диагностика

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

абс.

%

абс.

%

1

Взаимоотношения с однокурсниками

15

85 %

18

90 %

2

Отъезд из дома

9

45 %

9

45 %

3

Неопределенность мотивации выбора профессии

9

45 %

14

70 %

4

Трудности в налаживании взаимоотношений с преподавателями

8

40 %

6

35 %

5

Боязнь не понять новую систему обучения

3

20 %

3

20 %

6

Трудности материального характера

9

45 %

17

85 %

7

Другие проблемы: страх первой сессии, недостаток времени на подготовку, недостаток времени на хобби и спорт

15 %

85 %

2

90 %

Из таблицы видно, что в сентябре-октябре произошли явные изменения в выделении проблем, которые возникают в первые месяцы обучения в техникуме. Значительно снизились переживания, связанные с отношениями между однокурсниками, однако, большее количество первокурсников отмечают возникновение материальных трудностей. В ноябре-декабре в группе были выделены новые виды проблем: страхи первой сессии, недостаток времени на подготовку к занятиям, также недостаток времени на собственные увлечения и хобби.

Для изучения уровня адаптации использовался опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [5].

У большого количества первокурсников нормальный уровень адаптивности. Они чувствуют себя достаточно уверенными, не проявляют повышенную тревожность в ситуации общения и взаимодействия. Можно говорить, что студенты испытывают трудности вступления в новую социальную роль, высокий уровень переживания новой социальной ситуации развития.

Таким образом роль классного руководителя в современном профессиональном образовании очень важна, результаты исследования проблем адаптации первокурсников показывают целесообразность использования методов фокус-группы и тренинга на сплочение коллектива в работе со студентами-первокурсниками.

Литература:

  1. Авдиенко Г. Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. 2007. № 24. С. 8–14.
  2. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 3‒9.
  3. Мамардашвили М. К. Этика мышления. М.: 2001.- 216 с.
  4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара: БАХРАХ-М, 2002. 560 с. 7
  5. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.4
  6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=16336
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, большинство коллективов, группа, недостаток времени, группа были, материальный характер, проблема, система обучения, студент, групповая сплоченность.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Совершенствование физического образования в рамках научной работы курсантов первых курсов

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Физика» в школе-лицее

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Совершенствование физического образования в рамках научной работы курсантов первых курсов

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Физика» в школе-лицее

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе

Задать вопрос