Убийство в состоянии аффекта в истории уголовного права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 09.09.2019

Статья просмотрена: 1448 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, Т. Н. Убийство в состоянии аффекта в истории уголовного права / Т. Н. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62300/ (дата обращения: 03.01.2025).



Прежде чем мы рассмотрим исторический аспект развития уголовного права в отношении преступления, классифицируемого как убийство в состоянии аффекта, мы определим само понятие убийства в состоянии аффекта.

Прежде всего, убийство, совершенное под воздействием внешнего раздражителя, а именно ненадлежащего поведения жертвы, относится к убийствам, совершенным при смягчающих обстоятельствах, то есть считается менее опасным в отличие от преднамеренного убийства.

Это связано с тем, что причиной преступления стал неприличный поступок потерпевшего, вызвавший состояние эмоционального возбуждения у правонарушителя, что, в свою очередь, ослабило его самоконтроль.

Термин «душевное волнение» определяется как психофизиологический аффект, который понимается как приступ сильного нервного возбуждения (ярость, гнев, ужас, отчаяние, страх).

Теперь мы должны проследить историческое формирование регулирования ответственности за убийство в состоянии аффекта. Следует отметить, что опыт законодательства в отношении преемственности исторических правовых норм представляет определенный интерес для наиболее полного понимания сути предлагаемого уголовного закона, который устанавливает ответственность за вред здоровью при наличии аффективного состояния в действующем законодательстве.

Первым письменным документом, освещающим преступление такого рода, был сборник княжеских законов XI века. — «Русская правда» [5, С. 24–26]. Следует отметить, что до начала XI века в России существовала концепция мести, если можно так сказать, юридически допустимой, и никакой классификации преступлений, связанных с психическим состоянием преступника, не существовало. В «Русской правде» появилась концепция непреднамеренного убийства, «в сваде» или «в обиду», убийство преднамеренного. В ст. 19 этого законодательного документа определяется и наказание, которое выражалось в денежном выражении [2, С.124].

Кроме того, согласно этому документу, насильственные действия не были признаны преступными, если они были совершены в ответ на оскорбление, и, соответственно, не подлежали наказанию. Это дает основание полагать, что уже в тот период развития законодательства нормы Российской Правды учитывали душевное состояние виновного и негативное влияние поведения потерпевшего, которое спровоцировало виновного на преступление. В то же время эти обстоятельства были восприняты как фактор смягчения наказания или даже отказа от него.

Смягчающие факторы также нашли свое место в Судебнике в 1497 году, что предусматривало состояние опьянения и временное отсутствие контроля над действиями преступника [2, С.69–65].

Дальнейшее развитие регулирования ответственности за преступление страсти нашло свое отражение в Воинском Уставе Петра I, закрепившем реформу правовой системы. Устав ввел ужесточающее наказание за преступления. И даже за оскорбление жертвы виновный, находившийся в состоянии аффекта, должен был быть наказан лишением свободы.

Впервые аффект как физиологическое явление уже упоминался в 1845 году в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных [7, С.219–238]. Следует отметить, что состояние сильного эмоционального возбуждения было учтено как обстоятельство, уменьшающее чувство вины, как в Общей части Уложения, так и в Особой.

Согласно закону 1871 г. эта ситуация претерпела некоторые изменения. В предыдущее издание было добавлено указание на другое обстоятельство, уменьшающее виновность. Считалось, что раздражение было вызвано либо насильственными действиями, либо серьезным оскорблением со стороны убитого человека. Для этого деяния предусмотрен каторжный труд на срок от четырех до двенадцати лет вместо прежнего срока от десяти до двенадцати лет в том же месте.

В 1885 г. Уложение было снова реформировано, однако эти изменения не оказали существенного влияния на основы юридического документа.

Новый Уголовное Уложение было принято в 1903 году. Здесь учтены все комментарии судебно-медицинских экспертов того времени. Кроме того, в Уложении статьи 458 и 470 определяли условия, при которых аффект может рассматриваться как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность. Итак, во ч.2 ст. 458 было отмечено, что лицо, совершившее убийство под воздействием сильных эмоциональных волнений, может быть привлечено к ответственности только в том случае, если «состояние души вызвано незаконным насилием в отношении человека или серьезным оскорблением со стороны жертвы». В то же время ч. 1 ст. 458 особых изменений по сравнению со ст. 1455 Уложение 1845 г. не претерпел: вместо понятия страсти и раздражения была введена концепция сильного эмоционального возбуждения, а максимальный срок наказания за каторжные работы был сокращен с 12 до 6 лет.

После Октябрьской революции 1917 г. царское законодательство было отменено. Развитие уголовного права определялось содержанием государственной власти, ее целями, преобладанием государственных интересов над публичными [4, с.117].

Другими словами, в правовых документах того времени состояние аффекта не учитывалось, поскольку, согласно мировоззрению того времени, преступления против личности не могли иметь место в Советском государстве.

Впервые указание на состояние сильного душевного волнения как смягчающее обстоятельство появилось в Руководящих принципах уголовного права РСФСР 1919 года, хотя они были не законом, а всего лишь указаниями Народного комиссариата. Руководство по уголовному праву РСФСР. В п. 3 ст. В 12 указывалось, что при определении мер наказания в каждом случае следует принимать во внимание, был ли исполнитель преднамеренного умысла, жестокости, злого умысла, обмана, хитрости или деяния совершен в состоянии страсти, легкомыслия и небрежности. Таким образом, совершение преступления в состоянии «страсти» рассматривалось судом как обстоятельство, смягчающее ответственность.

В 1922 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, в котором выделялись несколько видов убийств: преднамеренное убийство при наличии квалификационных признаков; непредумышленное убийство; преднамеренно убийство в состоянии аффекта; убийство при превышении пределов необходимой защиты, а также убийство преступника, пойманного на месте преступления, с превышением мер, необходимых для его задержания; безрассудное убийство; незаконный аборт; осуждение за самоубийство несовершеннолетнего или человека, который явно неспособен понять, что делается и следует ли руководить его действиями.

22 ноября 1926 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет принял новый кодекс РСФСР, который в основном повторял Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. Фактически, он не отличался от предыдущего документа, была установлена только ответственность за самоубийство или покушение на человека, который материально или иным образом зависит от другого в результате жестокого обращения с жертвой или иным аналогичным образом [1, С. 162].

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года предусматривал ответственность за убийство, совершенное в состоянии внезапного сильного душевного волнения, вызванного насилием или жестоким оскорблением со стороны жертвы. Наказание за это преступление включало лишение свободы на срок до пяти лет или принудительный труд на срок до одного года.

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. были также статьи, предусматривающие ответственность за преступления, совершенные в состоянии сильного эмоционального волнения [2, С.105].

В частности, статья 104 Уголовного кодекса РСФСР «Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного эмоционального волнения», имела следующее содержание:

«Умышленное убийство, совершенное в состоянии внезапного сильного душевного волнения, вызванного насилием или серьезным оскорблением со стороны жертвы, а также вызванного другими незаконными действиями жертвы, если эти действия повлекли или могли повлечь тяжкие последствия для виновного лица или его близких»...

Примечательно, что содержание статей Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающих ответственность за преступления, совершенные в состоянии аффекта, несколько отличается от аналогичных статей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Во-первых, перечень оснований, повлекших за собой состояние аффекта у преступника, был значительно уже. Итак, в ст. 104 УК РСФСР названы три основания: насилие; серьезное оскорбление; другие незаконные действия.

Хотя в ст. 107 УК, их шесть: насилие; издевательство; серьезное оскорбление; незаконные действия; аморальные поступки; долгосрочная травмирующая ситуация, возникающая в связи с систематическим незаконным или аморальным поведением жертвы.

Во-вторых, в Уголовном кодексе РСФСР расположение статьи предусматривало тяжкие последствия для преступника или его родственников, которые были или могли быть результатом поведения жертвы. Уголовный кодекс Российской Федерации ничего не говорит о наступлении или возможных последствиях для преступника или его родственников.

В-третьих, согласно Уголовному кодексу РСФСР, противоправное или аморальное поведение жертвы должно быть направлено на преступника или его родственников; Уголовный кодекс Российской Федерации вообще молчит об этом обстоятельстве. Это, конечно, поднимает вопрос об ориентации действий жертвы.

В-четвертых, ст. 104 Уголовного кодекса РСФСР содержала только одну часть, а ст. 107 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит из двух частей. В новом законе убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, предусмотрено в отдельной части и карается лишением свободы на срок до пяти лет. Использование этой квалифицирующей функции может привести к решению проблем.

В-пятых, убийство, совершенное в состоянии сильного эмоционального волнения, согласно Уголовному кодексу РСФСР, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или исправительными работами на срок до двух лет. Согласно Уголовному кодексу, подобное преступление наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Таким образом, оценка социальной опасности этого преступления была изменена.

Включение в ст. 107 Уголовного кодекса второй части убийства двух или более лиц, находящихся в состоянии аффекта, дает основание сделать вывод о том, что использование п. «а» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса об убийстве двух или более лиц в качестве обстоятельств в таких случаях убийство при отягчающих обстоятельствах исключается. Из этого можно сделать вывод, что в других случаях убийства в состоянии сильного эмоционального возбуждения убийство должно квалифицироваться в соответствии с ч. 1 ст. 107 Уголовного кодекса как совершенное при смягчающих обстоятельствах [2, С.106–111].

Итак, рассмотрев исторический аспект развития уголовно-правовой ответственности за убийство в состоянии аффекта, проследив за тем, как изменялось законодательство, в зависимости от ситуации в стране и под давлением публичного воздействия, можно сделать вывод о том, что и через историческое развитие регулирования ответственности происходило на протяжении веков, зародившись в государстве, воспитанном на концепции кровной мести, и достигнув уровня сложного, комплексного подхода к решению социальных и личных проблем преступности с учетом психологических и психических факторов. В действующем Уголовном кодексе общее понимание проблемы аффективности государства выражено максимально полно, что позволяет наиболее точно определить мотивацию преступления и оценить личность и душевное состояние преступника.

Литература:

  1. Герцензон А. А. История советского уголовного права. — М.: Юридическое издательство МЮ СССР. — 1947.
  2. Зимин А. А. Правда Русская. Монография. — М.: Древлехранилище. — 1999.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. М. Лебедева. — М.: Юрайт — Издат, 2008. — С.105.
  4. Пионтковский А. А. Курс советского уголовного права: учебник. — Т. 5. — М. — 1971.
  5. Русская Правда // Отечественное законодательство XI-XII веков. Пособие для семинаров. Ч.1. XI-XIХ вв./ Под ред. О. И. Чистякова.- М., 1999.
  6. Судебник 1497 года //Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т.2. — M., 1985.
  7. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года // Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век -1917) / Сост. В. А. Томсинов. — М.: Издательство «Зерцало», 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): состояние аффекта, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс, лишение свободы, серьезное оскорбление, убийство, Российская Федерация, обстоятельство, сильное эмоциональное возбуждение, сильное эмоциональное волнение.


Задать вопрос