Происхождение государства и права в работе Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 19.08.2019

Статья просмотрена: 1719 раз

Библиографическое описание:

Хорьков, С. А. Происхождение государства и права в работе Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» / С. А. Хорьков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62070/ (дата обращения: 04.03.2021).



В данной статье рассматривается взгляд Томаса Гоббса на происхождение государства.

Ключевые слова: государство, власть, естественный закон, война, Левиафан.

Томас Гоббс в данном произведении впервые изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической форме. Он сравнивает государство с неким Левиафаном. В этом Левиафане верховная власть представляется ему душой, представители судебной и исполнительной власти суставы, система наград и наказаний сравнивается с нервной системой, благосостояние и богатство каждого члена общества представляет собой его мощь, сохранение общественного порядка его занятие, советники, министры олицетворяют память, справедливость и законы его разум и воля, гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, а гражданская война — смерть. Договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены в части тела Левиафана, похожи на то, что было произнесено Богом при акте творения.

Гоббс считал, что цель государства состоит главным образом в обеспечение безопасности граждан. Причиной, которая заставляет людей сковывать себя обязательствами, которые неизбежны в государстве, является забота о своей жизни, самосохранении и благоприятном будущем. При образовании государства люди, прежде всего, желают обезопасить себя от бедственного состояния «войны всех против всех», являющейся необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет такой власти, которая бы держала весь народ в страхе, в страхе перед законным наказанием, принуждающим их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов. Война всех против всех, которая является естественным состоянием людей, могла бы идти бесконечно, если бы человек не боялся смерти как величайшего зла.

Томас Гоббс считает, что «война всех против всех» всегда появляется при отсутствии гражданского общества. Причину такой войны он видит в том, что люди равны от природы. Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, и хотя мы наблюдаем, что один человек физически сильнее или умнее другого, по совокупности ума и силы они будут равными. Более сильный человек не может иметь приоритет в получении определенных благ перед менее сильным, но умным, так как умный человек путем махинаций или соглашений с другим умным человеком может убить сильного. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение определенных целей, а впоследствии и взаимное недоверие. Если два человека стремятся достичь одну и ту же цель, которую нельзя достичь обоим, они при любых обстоятельствах становятся врагами. На пути к достижению их цели они стараются погубить или покорить друг друга, уничтожить все средства достижения цели своего визави. Из-за взаимного недоверия вытекает война. Пытаясь обеспечить безопасность своей жизни, независимости от других, человек силой или хитростью стремится захватить и удержать в повиновении всех, кого может, пока не поймет, что нет другой силы, способной противодействовать ему, мешать достижению желанных для него целей. Также человек, там, где нет общей власти, стремится, чтобы его уважали больше остальных, он вынуждает уважать себя одних — наказанием, других примером.

Исходя из вышесказанного, можно судить о том, что Томас Гоббс находит в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы. Люди, движимые первой причиной, используют силу, чтобы захватить, поработить соперников их родных, уничтожить их дома и скот; движимые второй причиной, употребляют насилие в целях самообороны, защиты от нападения; движимые третьей причиной прибегают к жестокости из-за несогласия во мнении с другими людьми, из-за проявленного неуважения непосредственно к ним, к их родне, друзьям, их народу.

В такой войне понятие справедливости сильно размывается. В войне «всех против всех» любое действие не может быть несправедливым. Там, где нет сильной общей власти, закона, нет несправедливости. Сила и коварство являются на войне двумя основными добродетелями. О справедливости и несправедливости можно говорить только в отношении людей, живущих в обществе, а не в одиночестве. Отсутствие сплоченности, власти, законов характеризуется также отсутствием частной собственности, отсутствием какого-либо разграничения между моим и твоим. В таком случае человек может претендовать на все, так как никакая сила не может заставить его уважать то, что ему не принадлежит, он считает, что может получить все, на захват чего у него хватит сил или хитрости.

Из этого следует, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе наказания, они находятся в том естественном состоянии, которое называется войной, в состоянии, в котором нет понятия справедливости.

По мнению Томаса Гоббса именно страх смерти, желание обрести вещи, необходимые для лучшей жизни, надежда получить их своим трудолюбием, делают людей готовыми к миру. Разум подсказывает людям условия мира, на основе которых люди могут прийти к согласию. Эти условия он называет естественными законами.

Вывод: Договорная теория Томаса Гоббса достаточно неоднородна. В ней проглядываются и этатические, и либеральные мысли. Но, так или иначе, он отразил главную потребность общества в установлении порядка, стабильности сделав государство его инструментом. Его «Левиафан» призван обеспечить нормальное функционирование и существование гражданского общества. В моем понимании его просчет состоит в том, что он полагал возможным поддерживать стабильное функционирование государства неправовыми методами (казнь, телесные и денежные наказания). Однако ему пришлось так мыслить в рамках особого положения, которое он абсолютизировал, связав войну всех против всех с проявлением природных естественных начал. Можно считать, что работа Томаса Гоббса обеспечила теоретическую основу авторитарной монархии.

Литература:

  1. Гоббс Т. Избранные произведения / Т. Гоббс. — М.: Мысль, 1989. — 623 с.
  2. Горохов П. Современные модификации идеи общественного договора / П. Горохов, В. Вялых // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 19–22.
  3. Калинина Е. В. К вопросу о ветхозаветной договорной теории происхождения государства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2008. — № 2. — С. 214–217.
Основные термины (генерируются автоматически): война, Гоббс, взаимное недоверие, государство, гражданское общество, нет, общая власть, причина, сила, умный человек.


Ключевые слова

государство, власть, война, естественный закон, Левиафан

Похожие статьи

Развитие историко-политической мысли по военной безопасности

Государство, отождествляемое обществом, и человек, Платон

В идеальном государстве, предложенным Платоном, нет военных столкновений, то есть проблема

Гоббс подчеркивал: «В Компетенцию верховной власти входит право объявления войны и заключения мира с...

Взгляды на проблему культуры управления обществом...

Культура управления обществом прошла многовековую историю своего становления и

По Конфуцию, хорошее управление государством — это когда власть взаимосвязана с

В их формировании главную роль играет принцип силы, в основе управления обществом лежит...

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

Наличие такого института как гражданское общество является признаком правового государства. В юридической литературе гражданское общество определяют как систему взаимосвязанных элементов.

Общественный договор как основа политической концепции...

Как и у Гоббса, ключевым понятием теории гражданского общества есть понятие природного права, в основе которого заложен природный закон.

Реализация общественного договора, в гражданском обществе предполагает природную равность людей общества.

Правовые идеи в философии нового времени | Статья в журнале...

В естественном состоянии люди имеют равные права и равную власть. Только государство и политическая власть опираясь на принудительную

В целом можно сказать, что философско-правовые идеи нового времени послужили надежной основой формирования гражданского...

Тип социальности, государство и право | Статья в журнале...

Госудаpство гpажданского общества в пpинципе "стыда не имеет", в нем бывают лишь наpушения

В гражданском обществе государство рассматривается как рационально

Манипуляция сознанием как средство власти возникает только в гражданском обществе, с...

Очерк об умонастроениях и ценностях своих школьников, или...

Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

государственная власть, власть, общество, политическая власть, государство, противный случай, длительное время, демократическое

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и...

Исторический обзор правоотношений, возникающих...

Таким образом, для Аристотеля государство является первоосновой, а отдельный человек — часть более широкого целого.

Осмысление природы конфликтов в общественной жизни не могло остановиться на суждениях Аристотеля и Томаса Гоббса.

Похожие статьи

Развитие историко-политической мысли по военной безопасности

Государство, отождествляемое обществом, и человек, Платон

В идеальном государстве, предложенным Платоном, нет военных столкновений, то есть проблема

Гоббс подчеркивал: «В Компетенцию верховной власти входит право объявления войны и заключения мира с...

Взгляды на проблему культуры управления обществом...

Культура управления обществом прошла многовековую историю своего становления и

По Конфуцию, хорошее управление государством — это когда власть взаимосвязана с

В их формировании главную роль играет принцип силы, в основе управления обществом лежит...

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

Наличие такого института как гражданское общество является признаком правового государства. В юридической литературе гражданское общество определяют как систему взаимосвязанных элементов.

Общественный договор как основа политической концепции...

Как и у Гоббса, ключевым понятием теории гражданского общества есть понятие природного права, в основе которого заложен природный закон.

Реализация общественного договора, в гражданском обществе предполагает природную равность людей общества.

Правовые идеи в философии нового времени | Статья в журнале...

В естественном состоянии люди имеют равные права и равную власть. Только государство и политическая власть опираясь на принудительную

В целом можно сказать, что философско-правовые идеи нового времени послужили надежной основой формирования гражданского...

Тип социальности, государство и право | Статья в журнале...

Госудаpство гpажданского общества в пpинципе "стыда не имеет", в нем бывают лишь наpушения

В гражданском обществе государство рассматривается как рационально

Манипуляция сознанием как средство власти возникает только в гражданском обществе, с...

Очерк об умонастроениях и ценностях своих школьников, или...

Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

государственная власть, власть, общество, политическая власть, государство, противный случай, длительное время, демократическое

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и...

Исторический обзор правоотношений, возникающих...

Таким образом, для Аристотеля государство является первоосновой, а отдельный человек — часть более широкого целого.

Осмысление природы конфликтов в общественной жизни не могло остановиться на суждениях Аристотеля и Томаса Гоббса.

Задать вопрос