Инновационные информационные технологии – в учебный процесс МАДИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бакатин, Ю. П. Инновационные информационные технологии – в учебный процесс МАДИ / Ю. П. Бакатин, А. В. Остроух. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 3. — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3108/ (дата обращения: 26.04.2024).

Мотивацией подготовки данной публикации послужили конкретные продуктивные результаты взаимодействия кафедры «Техносферная безопасность» с кафедрой «Автоматизированные системы управления» МАДИ в течение последних двух лет - в период подготовки к 80-летнему юбилею университета. Действующими лицами в этой истории являются студенты, обучающиеся по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (АСУ). Соавторы данной публикации выступают в роли организаторов и руководят работой студентов. Промежуточные итоги дважды освещал в газете «За автомобильно-дорожные кадры» (ЗАК) директор музея истории МАДИ Ю.А. Бауштейн.
В финале данного проекта университет признал 3 предложения по созданным лабораторным установкам с участием студентов и магистрантов АСУ- рационализаторскими и выдал соответствующие удостоверения на рационализаторские предложения (№№ 216, 217 и 218 от 03.12. 2010):
  • лабораторная установка для проведения деловой игры на персональном компьютере по теме: «Нормирование дымности дорожных машин на базе тракторов в эксплуатации»;
  • лабораторная установка для определения выбросов вредных веществ при работе дорожных машин;
  • лабораторная установка для изучения принципа работы и определения оптимальных параметров щековой дробилки.
Среди соавторов значатся нынешние студенты-дипломники Сумской М.С. и Смирнов К.А., а так же магистранты Давиденко М.Н. и Лисовенко И.В.
Инновациями в указанных технических решениях являются оригинальные компьютерные программы с графическими интерфейсами, которые собственно и разрабатывали сами студенты. Данные разработки, как самостоятельный интеллектуальный продукт, рассмотрены Роспатентом и соответствующими решениями внесены в государственный реестр программ для ЭВМ. Авторы разработок получили Свидетельства государственного образца о государственной регистрации программ для ЭВМ. Данный вид защиты интеллектуальной собственности приравнивается к изобретениям, на которые выдаются патенты. Каждое свидетельство имеет свой регистрационный номер. Они подписаны руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Б.П. Симоновым.
В указанных лабораторных работах использованы, соответственно, свидетельства:
Экспресс-метод расчета нормы дымности строительно-дорожных машин (№ 2009615746 от 15 октября 2009 г., соавторы, еще будучи студентами 4 курса, - Давиденко М.Н. и Лисовенко И.В.);
Расчет выбросов автотранспорта (№ 2009615744 от 15 октября 2009 г., соавторы, ныне студенты - дипломники Сумской М.С. Смирнов К.А.);
Определение параметров камнедробилки (№2009615745 от 15 октября 2009 г., соавторы - те же Сумской М.С. и Смирнов К.А).
Не менее значимыми итогами завершились в прошлом году работы нынешних студентов Чурина В.В. и Хромова В.С. Их участие в подготовке электронных учебных пособий, так же завершилось признанием Роспатентом разработанных программных продуктов – изобретениями, на которые выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ:
  • № 2010610046 от 11 января 2010 г. на электронное учебное пособие «Техника изобретательства»;
  • № 2010611468 от 19 февраля 2010 г. на электронное учебное пособие «Алгоритмизация поиска технических решений и выявления изобретений в дорожных машинах и автомобилях».
Первое из них предназначено для использования в процессе обучения студентов 4 курса факультета ДМ по дисциплине «Технические основы создания машин», которую преподает Ю. П. Бакатин. Второе – планируется использовать в технологии дистанционного образования на заочном факультете по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» при освоении ими разработанного Ю.П. Бакатиным авторского курса «Основы инженерного творчества» и при дневной форме обучения указанных выше студентов факультета ДМ.
Нельзя обойти вниманием еще один проект, в котором участвует студент 4 курса специальности АСУ Федяшев А.В. В рамках своего курсового проекта он создал имитационные модели работы двух видов машин для мойки дорожных покрытий. Одна модель имитирует работу традиционной машины по всем составляющим рабочего цикла: заправка цистерны водой; выезд на исходную позицию; мойка участка покрытия до полного расхода воды из цистерны; холостой пробег на повторную заправку цистерны водой; повторную заправку водой с визуализацией процесса заполнения цистерны водой и расхода времени; возвращение машины на оставленную позицию; мойку следующего участка покрытия до полного расхода воды и т.д.(в течение рабочей смены приходится прерывать мойку несколько раз) и в заключении - возвращение на территорию эксплуатационного предприятия в конце смены.
Вторая модель имитирует работу пока не существующей машины, осуществляющей рециклинг воды. Синхронный запуск двух моделей наглядно показывает преимущества второй машины.
Исходными материалами для создания имитационных моделей послужили реальные исследования, выполняемые аспирантом кафедры «Дорожные машины» Звягиным Е. В.
Автор имитационных моделей получил отличную оценку за курсовой проект. Его разработки демонстрировались на 2-ом Всероссийском дорожном конгрессе, состоявшемся в МАДИ в конце прошлого года. Сегодня он соавтор в принятых к публикации двух научных статьях. Его разработки еще ждут своего часа для оформления заявки на регистрацию программного продукта. Такая попытка, используя накопленный опыт, несомненно, будет предпринята. При этом, раскрывая результаты уже проделанной Федяшевым А.В. работы, хочется подчеркнуть, что они уже значительно выше, чем рядовая академическая студенческая работа.
Отработанная практика защиты программных продуктов перед экспертами Федерального института промышленной собственности (ФИПС) показала, что электронные учебные пособия защищать сложнее, чем расчетные компьютерные программы. Это тем более радует, что студенты специальности АСУ оказались реально способными создавать такие высокоинтеллектуальные программные продукты, которые ориентированы на активное применение и в разрабатываемых сегодня высшей школой учебных дисциплинах
по новым стандартам, так называемого 3-его поколения. При этом учебно-методические разработки, принимают уже статус интеллектуальной собственности качественно иного уровня. Таким образом, созданные инновационные разработки для учебного процесса с использованием информационных технологий становятся «рабочими лошадками» в решении конкретных задач учебного процесса, существенно повышая его научно-технический и учебно-методический уровень, обеспечивая авторскую защиту программного обеспечения и дальнейшего расширения области применения информационных технологий в учебном процессе МАДИ.
Описанные решения учебных задач не исчерпывают список заданий, которые по силам выполнить студентам. Работа продолжается. Приглашаем новых участников проекта.

Уважаемые студенты! Присоединяйтесь. Каждому из Вас найдется дело по душе.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, лабораторная установка, Сумская, учебный процесс, государственная регистрация программ, курсовой проект, машина, работа, разработка, решение, соавтор, студент, электронное учебное пособие.


Похожие статьи

Управление интеллектуальной собственностью как фактор...

Вход / Регистрация.

Ключевые слова: формирование компетенций у студентов, компетенции студентов технических специальностей, учебный курс «Управление интеллектуальной собственностью».

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

электронный учебно-методический комплекс, учебный процесс, самостоятельная учебная работа, Конструктор сайтов, комплекс, студент, учебно-методический комплекс, возможность, неотъемлемая часть...

Деятельность Центра интеллектуальной собственности...

Разработаны учебные программы по основам интеллектуальной собственности, внедряемые в учебные процессы подразделений СВФУ, поддерживается научная и кружковая работа со студентами.

Правовой режим программы для ЭВМ как объекта...

Программы для электронных вычислительных машин (далее — программы для ЭВМ) можно отнести к одним из самых молодых объектов интеллектуальных прав.

— 2012. — № 1. Коршунов Н. М. Учебное пособие.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

электронное пособие, пособие, усвоенный материал, профессиональное образование, учебный процесс, самостоятельная работа, образовательный процесс, студент, возможность перехода, входная диагностика.

Использование виртуальных лабораторий – фактор повышения...

Рис. 1. Лабораторная станция NI ELVIS II с интерфейсом USB. Кроме программы Multisim при изучении учебной дисциплины «Микропроцессоры и микропроцессорные системы» целесообразно использовать для проведения лабораторных работ и курсового...

Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза

Вход / Регистрация.

- Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций.

- Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные...»

Электронное учебное пособиеучебное электронное издание, созданное на высоком

Таким образом, студент, обучающийся по этому электронному пособию в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом и даже обучаться в домашних условиях.

Применение электронных учебников в образовательном процессе

Для студента процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и

Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.

Похожие статьи

Управление интеллектуальной собственностью как фактор...

Вход / Регистрация.

Ключевые слова: формирование компетенций у студентов, компетенции студентов технических специальностей, учебный курс «Управление интеллектуальной собственностью».

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

электронный учебно-методический комплекс, учебный процесс, самостоятельная учебная работа, Конструктор сайтов, комплекс, студент, учебно-методический комплекс, возможность, неотъемлемая часть...

Деятельность Центра интеллектуальной собственности...

Разработаны учебные программы по основам интеллектуальной собственности, внедряемые в учебные процессы подразделений СВФУ, поддерживается научная и кружковая работа со студентами.

Правовой режим программы для ЭВМ как объекта...

Программы для электронных вычислительных машин (далее — программы для ЭВМ) можно отнести к одним из самых молодых объектов интеллектуальных прав.

— 2012. — № 1. Коршунов Н. М. Учебное пособие.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

электронное пособие, пособие, усвоенный материал, профессиональное образование, учебный процесс, самостоятельная работа, образовательный процесс, студент, возможность перехода, входная диагностика.

Использование виртуальных лабораторий – фактор повышения...

Рис. 1. Лабораторная станция NI ELVIS II с интерфейсом USB. Кроме программы Multisim при изучении учебной дисциплины «Микропроцессоры и микропроцессорные системы» целесообразно использовать для проведения лабораторных работ и курсового...

Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза

Вход / Регистрация.

- Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций.

- Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные...»

Электронное учебное пособиеучебное электронное издание, созданное на высоком

Таким образом, студент, обучающийся по этому электронному пособию в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом и даже обучаться в домашних условиях.

Применение электронных учебников в образовательном процессе

Для студента процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и

Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.

Задать вопрос