Повышение качества человеческого капитала в агропромышленном комплексе России как способ повышения качества жизни сельского населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Карнаухов, Е. В. Повышение качества человеческого капитала в агропромышленном комплексе России как способ повышения качества жизни сельского населения / Е. В. Карнаухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 1. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3013/ (дата обращения: 27.04.2024).

Анализируется современный уровень накопленного человеческого капитала работников сельского хозяйства. Предложены меры государственного воздействия и задачи для коммерческих предприятий отрасли, направленные на приведение в соответствие спроса и предложения на человеческий капитал работников сельского хозяйства.

Ключевые слова: человеческий капитал, уровень образования, повышение качества рабочей силы.

The modern level of accumulated human capital of the workers occupied in the agricultural sector is analyzed. The measures of government impact and tasks for commercial enterprises of the sector are offered urged to bring into accord demand and supply of the human capital of the agricultural sector.

Key words: human capital, level of education, increase of the labor force quality.

Сельское хозяйство традиционно имеет основополагающее значение не только для обеспечения продовольственной безопасности страны, но и для устойчивого экономического роста, ведь именно село всегда являлось источником воспроизводства человеческих ресурсов для всех отраслей экономики. В 2009 г. в сельской местности проживало более четверти жителей России (27%). Однако уровень и качество жизни городского и сельского населения существенно различаются. Так, в 2008 г. в России средняя заработная плата по отраслям составила 17 290,1 рублей, при этом уровень заработной платы в сельском хозяйстве был на 49% ниже общероссийского уровня и находился на отметке 8 474,8 рублей.[1]

Причины подобной дифференциации, отчасти, кроются в недостаточном совокупном объеме добавленной стоимости, создаваемой в сельскохозяйственном секторе страны, по сравнению с другими отраслями экономики. Так, в 2008 г. ВВП России в рыночных ценах составил 41668 млрд. руб., из которых 4,1% (1696,3 млрд. руб.) пришелся на ВВП сельскохозяйственного сектора. При этом доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве, составила 8,5%.[1] За аналогичный период ВВП Германии (страны, выбранной нами в качестве примера развитого европейского государства) составил 2224,8 млрд. евро, из которых 0,9% (19,96 млрд. евро)1 – это ВВП, созданный сельским хозяйством государства. Однако доля экономически активного населения, занятого в данном секторе в 2008 году составляла менее 2%.[2] Приведенные показатели свидетельствуют о более низкой совокупной производительности сельского хозяйства, как в сравнении с производительностью в среднем по отраслям российской экономики, так и относительно производительности труда работников сельского хозяйства развитых стран.

В развитых странах сокращение занятости в сельскохозяйственном производстве – планомерный процесс, связанный с постоянным ростом производительности труда. В целом, доля самодеятельного населения в аграрном секторе колеблется в пределах 3-4% и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Но, как уже отмечалось, за этим сокращением стоит не структурный кризис, а огромный рост производительности труда.

Попытаемся объяснить причины «отставания» сельского хозяйства от других секторов российской экономики по основным экономически значимым показателям с позиции активно развивающейся с 50-60х гг. прошлого века концепции человеческого капитала. Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотивации, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека[3, с.26]. Согласно данной концепции, основоположниками которой являются представители чикагской экономической школы Т.Шульц и Г.Беккер, человеческий капитал является краеугольным камнем конкурентоспособности и, как следствие, экономического роста и благосостояния государства в целом и отдельных секторов экономики в частности. Соответственно, в условиях постиндустриального общества дальнейший экономический рост может быть обеспечен, главным образом, за счет формирования, накопления и развития составляющих человеческого капитала посредством вложения инвестиций в соответствующие сферы. При этом инвестиции в материальные активы отходят на второй план. По мнению исследователей концепции человеческого капитала, образование и здоровье являются важнейшими объектами для инвестирования.

Действительно, в современных экономических условиях трудно переоценить значение инвестиций в высшее образование, ведь благодаря ним происходит формирование высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых играет определяющую роль в увеличении качества и производительности труда, необходимых для обеспечения экономического роста.

Сельское хозяйство РФ традиционно характеризуется более низким, по сравнению с другими отраслями, средним уровнем образования работников. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, представленным в таблице 1, в 2008 г. удельный вес сельскохозяйственных работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование были минимальны (9,1% и 17,6% соответственно), при этом доли работников со средним или основным общим образованием, а также не имеющих общего образования (т.е. являющихся представителями неквалифицированного труда) – самые высокие по отраслям (34,5%, 14,9% и 2,9% соответственно).

Таблица 1

Распределение численности занятых в экономике по уровню образования и видам экономической деятельности в 2008 г., в процентах.[4, с. 623]

Вид экономической деятельности

Высшее профессиональное образование

Неполное высшее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Неполное профессиональное образование

Среднее (полное) общее образование

Основное общее образование

Не имеют основного общего

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

9,1

0,5

17,6

20,5

34,5

14,9

2,9

Рыболовство, рыбоводство

9,8

1,1

26,9

26,1

23,6

10

2,7

Добыча полезных ископаемых

21,6

1,7

26,6

26,1

19,3

4,2

0,5

Обрабатывающие производства

21,7

1,1

25,2

25,8

22,2

3,7

0,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

23,6

1,2

28,3

22,9

20,2

3,6

0,2

Строительство

19,9

1,9

21,1

29,2

23

4,7

0,2

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

21

3,1

28,5

19,9

23,9

3,4

0,2

Гостиницы и рестораны

14,8

1,9

24,9

33,3

21,4

3,4

0,3

Транспорт и связь

17,9

1,3

26,5

26,6

24,1

3,4

0,2

Финансовая деятельность

64,3

2,7

22,2

5,4

5,3

0,1

0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

47,7

1,2

21,7

12,3

13,6

3,2

0,3

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

47,1

2,4

23,8

10,9

14,1

1,6

0,1

Образование

50,2

1,6

27

7,9

10,5

2,4

0,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

30,9

0,6

46

7,7

11,8

2,7

0,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

27,1

1,5

28,5

19,9

19,3

3,5

0,2

По всем видам экономической деятельности

27,9

1,6

26,5

19,3

20,1

4,1

0,5

Таким образом, низкий уровень образования работников сельского хозяйства, аккумулировавшись, негативно отражается на производительности труда и результатах хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, препятствует экономическому росту и накоплению благосостояния государства.

Выше обозначенные данные свидетельствуют о том, что уровень накопленного человеческого капитала в сельскохозяйственной отрасли не отвечает потребностям современного постиндустриального общества. Низкие показатели производительности труда, характерные для сельского хозяйства РФ, очевидно, в большой степени, объясняются недостаточным уровнем инвестиций в человеческий капитал работников данной отрасли.

В качестве инвесторов в человеческий капитал индивидов, по мнению его исследователей, могут выступать: семья, государство, компания-работодатель и непосредственно индивид. Однако, учитывая низкий уровень жизни населения сельской местности, задача обеспечения потребностей сельскохозяйственного сектора высококвалифицированными кадрами на сегодняшний день может быть решена преимущественно за счет инвестиций государства и коммерческих предприятий сельскохозяйственной отрасли.

На наш взгляд, государству необходимо решить задачу по приведению в соответствие спроса и предложения квалифицированных специалистов в сельском хозяйстве посредством внедрения таких мер, как:

- системная профориентационная работа среди учащихся школ, деятельность по поднятию имиджа рабочих профессий;

- общее повышение уровня подготовки выпускников учебных заведений сельскохозяйственного профиля;

- развитие контрактной целевой подготовки кадров для АПК по заявкам сельскохозяйственных предприятий;

- решение социальных проблем села, создание условий для привлечения и закрепления специалистов в сельской местности и др.

При этом задачи коммерческих предприятий сельскохозяйственной отрасли заключаются в следующем:

- ежегодное прогнозирование потребности в работниках с различными уровнями образование передача данной информации в региональные органы государственной власти;

- оборудование мест для прохождения производственной практики студентов современным технологическим оборудованием, а также развитие практики создания временных рабочих мест по специальностям, востребованным на предприятиях АПК, для стажировки выпускников учреждений профессионального образования, получения ими профессионального опыта и последующего закрепления их на предприятии для работы на постоянной основе.

- введение ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам с остродефицитными профессиями ("ветеринария", "зоотехния", "агрономия"), имеющим высшее или среднее профессиональное образование и заключившим договор с сельскохозяйственной организацией.

Вышеназванные меры в той или иной степени реализуются в большинстве регионов РФ, однако для решения назревавших годами проблем несоответствия человеческого капитала работников сельского хозяйства требованиям постиндустриальной экономики необходим системный всеобъемлющий подход, заключающийся в одновременной реализации целого комплекса мер, направленных на развитие человеческого потенциала работников сельского хозяйства посредством государственных и частных инвестиций. Повышение качества рабочей силы в сельском хозяйстве, увеличение ее мобильности и гибкости являются ключевым фактором повышения качества жизни сельского населения.


Литература:
  1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ - www.gks.ru

  2. Официальный сайт Федерального статистического управления Германии - www.destatis.de

  3. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. Учебное пособие// Изд-во СПбУЭФ. – 1996. - С. 26

  4. Труд и занятость в России. 2009: Стат. сб.//Росстат-М. - 2009.- С. 623.

1 В текущих ценах

Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, человеческий капитал, заработная плата, профессиональное образование, сельская местность, сельскохозяйственная отрасль, человеческий капитал работников, экономическая деятельность, экономический рост, активное население.


Ключевые слова

человеческий капитал, уровень образования, повышение качества рабочей силы

Похожие статьи

Особенности трудовых ресурсов аграрного сектора экономики

Кроме того, трудоспособное население делят на экономически активное (занятое или намеренное заниматься

Многообразие видов работ и короткие сроки их выполнения приводят к тому, что многие работники в сельском хозяйстве совмещают ряд трудовых функций [15].

Образование как инвестиции в человеческий капитал

человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.

Роль человеческого капитала в экономическом росте...

человеческий капитал, высшее образование, Узбекистан, экономический рост, качество жизни, творческий класс, инвестиция, образование, национальное богатство, уровень развития.

Формирование человеческих ресурсов в сельской местности...

Ключевые слова: Сеченовский муниципальный район, сельская местность человеческий капитал, человеческие ресурсы, заработная плата, демографическая ситуация, миграция населения, трудовые ресурсы.

Особенности инвестиций в образование и человеческий капитал...

человеческий капитал, заработная плата, образование, система образования, простой труд, интеллектуальный потенциал населения, сфера образования, инвестиция, физический капитал, экономический рост.

Социально-экономическое положение Чеченской Республики...

В отрасли занято 9,6 % экономически активного населения Чеченской Республики со средней заработной платой в 18 171,1 руб. При этом отраслевая производительность труда составляет 0,66 млн руб./чел. в год. Доля инвестиционных вложений в отрасль в структуре инвестиций в...

Качество жизни населения как критерий устойчивого развития...

Заработная плата работников сельского хозяйства существенно отстает от заработной платы работников промышленности и других отраслей экономики. Так, в 2014 г. она составила 19267,3 руб. (табл. 4). Таблица 4.

Роль домашних хозяйств в сельскохозяйственном производстве...

Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты

Все это способствовало росту производства и реализации продукции сельского хозяйства и увеличению доходов сельского населения.

Похожие статьи

Особенности трудовых ресурсов аграрного сектора экономики

Кроме того, трудоспособное население делят на экономически активное (занятое или намеренное заниматься

Многообразие видов работ и короткие сроки их выполнения приводят к тому, что многие работники в сельском хозяйстве совмещают ряд трудовых функций [15].

Образование как инвестиции в человеческий капитал

человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.

Роль человеческого капитала в экономическом росте...

человеческий капитал, высшее образование, Узбекистан, экономический рост, качество жизни, творческий класс, инвестиция, образование, национальное богатство, уровень развития.

Формирование человеческих ресурсов в сельской местности...

Ключевые слова: Сеченовский муниципальный район, сельская местность человеческий капитал, человеческие ресурсы, заработная плата, демографическая ситуация, миграция населения, трудовые ресурсы.

Особенности инвестиций в образование и человеческий капитал...

человеческий капитал, заработная плата, образование, система образования, простой труд, интеллектуальный потенциал населения, сфера образования, инвестиция, физический капитал, экономический рост.

Социально-экономическое положение Чеченской Республики...

В отрасли занято 9,6 % экономически активного населения Чеченской Республики со средней заработной платой в 18 171,1 руб. При этом отраслевая производительность труда составляет 0,66 млн руб./чел. в год. Доля инвестиционных вложений в отрасль в структуре инвестиций в...

Качество жизни населения как критерий устойчивого развития...

Заработная плата работников сельского хозяйства существенно отстает от заработной платы работников промышленности и других отраслей экономики. Так, в 2014 г. она составила 19267,3 руб. (табл. 4). Таблица 4.

Роль домашних хозяйств в сельскохозяйственном производстве...

Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты

Все это способствовало росту производства и реализации продукции сельского хозяйства и увеличению доходов сельского населения.

Задать вопрос